Счастливый случай Анны Мушак

Мушак, А. Счастливый случай Анны Мушак : [беседа с могилевской певицей А. Мушак] / Анна Мушак ; беседовала Мария Хлыстова // Днепровская неделя. — 2020. — 4 марта. — С. 5.

<p>4.03.2020</p>
<p>Счастливый случай Анны Мушак</p>

Могилевчанка Анна Мушак 15 лет назад уехала учиться музыке в Санкт-Петербург. Теперь она разъезжает по свету и выходит на сцену почти каждый день. Анна — бэк-вокалистка Елены Ваенги. Мы связались с нашей землячкой и поговорили о гастрольной жизни, работе с мужем в одном коллективе, упорном труде и счастливом случае.
«Обожала учебники   по биологии»

— Анна, были ли у вас варианты с мамой скрипачкой и папой тромбонистом избрать не музыкальную профессию?
— В музыкальном мире я ни разу не встречала человека, который бы сказал, что хочет ребенку судьбу певицы или музыканта. Но так как в нашем доме постоянно звучала музыка, мы с сестрой учились в музыкальной школе, наверное, выбора не было. Хотя с детства я мечтала стать врачом, обожала читать учебники по биологии старшей сестры. Но жизнь повернулась по-другому.
— А петь когда начали?
— В девять лет, хотя мама уверяет, что еще в детском садике. Дедушка повел меня на прослушивание в хор во «Дворец пионеров» со словами: «Я привел вам артистку». Спела песенку, меня приняли. Случайно в тот день на прослушивание зашла Нелли Николаевна Бордунова, руководитель театра-студии «Радуга», и предложила заниматься у нее. Так «Радуга» стала моей второй семьей. То время было прекрасным, у меня было золотое детство!
— А когда осознали, что дело вашей жизни — музыка?
— Наверное, когда поступила в университет культуры и искусств Санкт-Петербурга. Он открыл для меня такой широкий мир музыки! Я познакомилась с прекрасными людьми, педагогами и однокурсниками, и поняла, что без музыки уже не смогу. А до этого времени относилась как к любимому занятию, не больше. И где-то в глубине души думала, что моя профессия будет другой.

Счастливый случай
— Кто был вашим главным учителем в музыке? Что самое важное вы поняли о себе и о музыке благодаря ему?
— На разных этапах это были разные люди. Сначала педагоги театра-студии «Радуга», в частности Нелли Николаевна Бордунова. Именно она научила меня добиваться того, чего хочу, привила вкус в музыке и не только. В Санкт-Петербурге моим педагогом по вокалу стала Татьяна Ивановна Ручинская. Она закрепила мою любовь к музыке, научила петь и слушать джаз. Благодаря ей я и осталась в профессии.
Детская мечта быть врачом настигла меня еще раз в возрасте 25 лет, я начала серьезно готовится к поступлению в медицинский вуз. Но накануне вступительных экзаменов мы как-то разговорились по душам, и я открыла Татьяне Ивановне свой секрет. Она была шокирована, долго со мной разговаривала и переубедила. На экзамены я не пошла.
Благодаря моим учителям я поняла: если у тебя есть талант, возможность и желание быть в музыке, если люди, которые приходят тебя послушать, улыбаются, ты на своем месте.
— В жизни важен счастливый случай, удача, или же всего всегда надо добиваться упорным трудом, ставя цель?
— Мой дедушка говорил, что только терпение и труд все перетрут. Но и счастливый случай тоже важен. Ты можешь быть талантливейшим артистом, но находиться не в то время и не в том месте. А у другого, не такого талантливого, в это время благодаря стечению обстоятельств все получается. Главное — не опускать руки.
Поступив в университет, я, конечно, знала, что есть такое направление в музыке как джаз, но никогда его не пела. Не нравилось! И всю учебу мне приходилось упорно работать, чтобы добиться каких-то вершин. И на четвертый год педагог сказала — да, молодец, у тебя получилось.
А счастливый случай — это попадание в коллектив Елены Ваенги. Мне позвонила Алена Петровская, которая была у Лены бэк-вокалисткой — она тоже из Могилева — и попросила телефон моей однокурсницы, хотела позвать в коллектив. И когда уже почти положила трубку, сказала: «Хочешь, тоже приходи на прослушивание». Я пришла и вот уже десять лет не могу уйти.

«Лена — добрая и справедливая»
— Как выглядит ваш обычный день?
— В гастрольном туре это — переезды, автобусы, самолеты. Просыпаешься и не всегда помнишь, в каком городе сегодня выступаем. Завтракаем, едем на площадку, настраиваем инструменты и микрофоны, проводим саундчек, готовимся к концерту. После выступления снова отель, автобус, поезд или самолет. И так город за городом. Возвращаешься домой, а там ждут другие дела.
Со стороны кажется, что гастрольная жизнь — это праздник. Иногда мне говорят: «Какая у вас потрясающая профессия, вы видите весь мир». Понимаю это восхищение, работа действительно очень интересная, но это тяжелый труд. Люди в зале должны видеть артистов, и им все равно, какая трагедия произошла у них в жизни. Все проблемы и переживания должны уйти на второй план. И это правильно. Зритель приходит за эмоциями.
— Берете ли с собой дочерей в поездки?
— Старшую дочку мы на гастроли брали только один раз, когда приезжали в апреле в Беларусь. (Муж Анны Константин Семенов — тромбонист в этом же коллективе.) У нас нет транспорта, на котором можно ехать отдельно от коллектива. А переезды бывают по 500—600 км, и маленькому ребенку это тяжело. В коллективе нет традиции ездить в тур семьями, все же это работа, а не отдых. Но иногда Лена едет с сыном, ребята из коллектива берут с собой детей.
— Тяжело работать с мужем в одной команде?
— Мы очень комфортно чувствуем себя вместе и дома, и на работе. Надеюсь, что так будет всегда.
— И платье концертное не забудете — есть, кому напомнить.
— Платья я не забывала, а вот мужу напоминала в самый последний момент, чтобы взял тромбон, а он в ответ: «Главное, что жену не забыл!»
— Расскажите про коллектив, в котором работаете. Какой руководитель Елена Ваенга?
— Коллектив большой, дружный и сплоченный  — 19 человек. Большинство — выпускники одного вуза, почти однокурсники, знаем друг друга много лет, наблюдали, как создавались семьи и рождались дети. Мы дружим и часто отмечаем вместе праздники.
С Леной я работаю уже 11-й год. Хоть она и говорит иногда, что плохой руководитель — ничего подобного. Она добрая и справедливая.

«Мама встречает блинами и рассольником»
— Анна, со стороны может показаться, что в работе бэк-вокалистки нет ничего сложного — вышли на 6—7 песен на сцену, попели немного, да и все…
— Работа бэк-вокалистки — это, конечно, не труд шахтера, но просто так ею не станешь. Должны быть определенные знания, надо уметь находиться в ансамбле, не тянуть на себя одеяло. Поешь же не вместе с артистом, а разные партии, определенные мелодические линии. Это как любая музыкальная профессия — пианист, трубач, тромбонист… Ты должен постоянно «ловить» артиста, стараться не отбиваться, быть в голосе. Любая фальшь сразу заметна.
— Говорят, что все певцы берегут горло и даже зимой на улице не разговаривают? Это правда?
— Нет, разговаривают, конечно, но не кричат, анекдоты не рассказывают. Осенью мы были в Ноябрьске, где 34 градуса мороза. На улице страшно не то, что рот открыть, боишься, чтобы лицо не отвалилось (смеется — прим.). Вообще никому не советую разговаривать на морозе, не важно, поете вы или нет.
— Как часто бываете в Могилеве? По каким улицам любите пройтись?
— К сожалению, не чаще раза в год. Каждый раз мы едем погулять в центр, на Пушкинский проспект. Очень нравится то, что сделали в Подниколье — это сказка.
— Каким блюдом встречает вас мама?
— Мама наготавливает столько, что мы потом еще неделю едим. А любимые блюда — блины с черникой, с мясом, колдуны, рассольник…
—  Что посоветуете тем, кто боится сцены, но мечтает петь? Как преодолеть страх?
— Бойтесь, но выходите на сцену. Любой артист, особенно начинающий, ее боится. Я не видела ни одного человека, который чувствовал бы себя в первое время перед публикой как рыба в воде. Волнуйтесь до выхода из-за кулис, а на сцене делайте свое дело на 100%, как в последний раз. Тогда страх будет уходить.
Беседовала
Мария ХЛЫСТОВА.