Тренер — всему голова

Александров, Г. Тренер — всему голова : [мастер спорта международного класса СССР и заслуженный тренер СССР А. Пучко] / Геннадий Александров // Могилевская правда. — 2020. — 19 марта. — С. 13. 

<p>19.03.2020</p>
<p>Тренер — всему голова<br>

Видели на регатах гонки каноэ? Эти легкие лодки, как щепки, подпрыгивают даже на слабых бурунах от «посудин» с соседних дорожек. Первый вопрос, который задают гребцу-каноисту интересующиеся люди: как получается направлять лодку прямо, точно по курсу, если гребешь на колене с одной стороны? Мастер спорта международного класса СССР и заслуженный тренер СССР Александр Пучко с хитрецой в глазах ответил: «Важно как эквилибристу на проволоке держать равновесие». Вот только эквилибрист не ходит по «ниточке» с помощью «весла сбоку»!
Конечно, опытный гребец управляет лодкой на автоматизме — делает подруливающее движение в конце гребка. Но дается это искусство непросто. В начале 1960-х о каноэ в Могилеве вообще имели смутное представление, гребные виды спорта в городе тогда только начали зарождаться благодаря инициативе руководства областной СДЮШОР. Много труда приложил к созданию гребной базы Олег Прокофьев, человек, который увлекался многими видами спорта (в том числе и греблей), будущий заслуженный тренер республики. Он стал первым наставником Александра Пучко. Новобранцев в греблю, искали, понятно, среди школяров. Александр в свои 13 был высоким не по годам, и тренерам приглянулся: в гребле важна длина «рычагов» — рук и ног. Вот только паренька этот вид спорта абсолютно не интересовал. Но несколько Сашиных приятелей решили попробовать «почем фунт лиха».
— Я жил в частном доме, работы по хозяйству было много, и спорта не чурался, хоть был длинным и худым, но жилистым, физически крепким, — рассказывал Александр Пучко. — А тут друзья начали хвастаться, что они в секции по гребле (зимой спортсмены занимались физподготовкой) штангу шутя тягают. Ладно, думаю, приду в гости, покажу силушку. Пришел, начал лежа выжимать 40-килограммовую штангу — не пошла, хорошо, что ребята страховали. Но как упорный человек решил добиться своего, так в секции и остался.
Весной 1965-го в СДЮШОР завезли новый инвентарь: лодки для академической гребли, а вместе с ними байдарки и 3 каноэ. Олег Прокофьев участвовал в соревнованиях по академической гребле, мог пройти на байдарке, а вот о каноэ знал только понаслышке. «Ну, кто попробует?» — предложил он стоявшим на берегу ребятам. Александр Пучко решился… Если в академическую лодку дилетант «сел и поехал», в байдарке при определенной доле везения еще можно удержаться, то в вертком каноэ — не получится. Едва Пучков ступил с мостков в фанерную «скорлупку», как она качнулась, и паренек оказался в воде. Сделал 5 попыток — такой же «успех». Но Александра взяло за живое: если спортсмены «гоняются» на каноэ, чем он хуже? На следующий день он 3 раза вываливался в воду, а на четвертый прошел-таки 50—70 метров. Вот так и освоил управление суденышком — из чистого упрямства. Вместе с тренером: Олег Прокофьев, многосторонний спортсмен и азартный человек, тоже «укротил» капризную «индейскую лодку».
— Чтобы удержать каноэ в равновесии, надо «нащупать» и сохранить центр тяжести, — объяснял Александр Пучко. — Научишься держать баланс — потом это работает автоматически. Ну и важно, конечно, насколько у гребца развит вестибулярный аппарат, есть ли у него чувство воды — ощущение плотности при гребке.
Освоение техники гребли шло медленно, каждую деталь приходилось отрабатывать многократно. Какие-то нюансы Пучко узнал на областных сборах каноистов, несколько уроков на выездных сборах в Молдавии дал тамошний тренер. И наматывал на ус, как гребут другие: от одного брал понравившийся захват воды, от другого — работу корпуса. Наиболее эффективные движения рождались в переборах сотен вариантов, в тысячах гребков. «Если в первые выходы на воду еще есть боязнь перевернуться, то потом страх пропадает, и ты просто наслаждаешься греблей, — говорит Александр Пучко. — Каноэ — необыкновенная лодка, оно дарит чувство полета на воде. Утром выходишь на тренировку, вода — как зеркало, и ты в каноэ разрезаешь водную гладь. Это очень красиво. Ну и, как водится, солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья, прибрежными пейзажами на тренировках любуешься. Если ты втянулся в этот спорт, почувствовал азарт, адреналин на соревнованиях, вкус побед, то уже трудно из него уйти».
Пучко очень благодарен первому тренеру. Олег Прокофьев оказался талантливым наставником: планировал тренировочный процесс с учетом психологии и физических кондиций ученика, давал установки на гонку с учетом возможностей соперников, развивал такие качества, как трудолюбие, собранность, умение терпеть нагрузки. В 1967 году Пучко выиграл республиканскую спартакиаду школьников на дистанциях 500 и 1000 метров. А потом пришли успехи на всесоюзном уровне. В августе 1967-го Александр поехал на первенство спортобщества «Спартак» в Псков. Среди гребцов — мастера и кандидаты в мастера спорта СССР. «А ты хоть «кандидата» выполнил?» — спрашивали у долговязого подростка. Как раз накануне Пучко срочно, чтобы его допустили к участию в первенстве, присвоили второй разряд. А «желторотик» взял и выиграл первенство! В следующем году он победил на юношеском чемпионате СССР. Могилевского гребца взяли на заметку в сборной Союза, в 1969-м на Копенгагенской регате в Дании он завоевал право на участие в предстоящем первенстве Европы, а попутно выиграл юношеский чемпионат СССР в Саратове. А на континентальном первенстве  Александр Пучко сделал золотой дубль: выиграл гонку на 500 метров в каноэ-одиночке и на 1000 — в каноэ-двойке. Это были первые золотые медали европейского уровня в истории могилевского спорта. В составе сборной СССР Пучко побеждал и занимал призовые места на регатах в Швеции, Финляндии, Дании, ГДР, Польше. Тоже свое­образный бонус для классных спортсменов — возможность посмотреть мир. А еще успехи мастера спорта международного класса Александра Пучко поспособствовали и тому, что стала расти популярность гребли в Могилеве и области.
Потом он закончил геофак Могилевского пединститута и ушел служить в армию — военные очень постарались, чтобы заполучить классного каноиста в свое спорт­общество. Под флагом ЦСК ВМФ Александр стал четырехкратным чемпионом Вооруженных Сил СССР, победителем и призером Спартакиады дружественных армий в Болгарии.
После армии Пучко пригласили тренером в СДЮШОР. Мощный, ростом за 190 см (все гребцы, как правило, атлеты, красавцы) он и сам был убедительным примером пользы гребли и рассказывал о каноэ так, что к нему сбегали дети  из других спортсекций. Тот же Александр Масейков, будущий олимпийский чемпион, перепробовал чуть не десяток разных дисциплин (фехтование, легкую атлетику, волейбол, хоккей и другие), прежде чем прийти в каноэ. Что ни говори, но дети идут не столько на вид спорта, сколько на тренера. От него в первую очередь зависит, останутся ли они в спорте или уйдут на все четыре. Будни гребцов — круглогодичные тренировки: летом — на открытой воде, зимой — общая физподготовка, отработка движений на тренажерах. Выдерживали такой ритм не все, и среди самых упорных, которые дневали и ночевали на гребной базе, был Александр Масейков. Поначалу, кстати, он не особо приглянулся тренерам. Во-первых, 14 лет — многовато, чтобы начинать в гребле, во-вторых, паренек хоть и был коренастым, физически крепким, но по росту не дотягивал до «кондиций». Бытовали в ту пору научные разработки, согласно которым стандартный рост гребца должен быть не менее 181 сантиметра. Потому как, считалось, чем выше спортсмен, тем мощнее у него руки и эффективнее гребок. Поэтому тренеры и обращали в первую очередь внимание на высоких мальчишек и девчонок. Но Пучко рассмотрел в Масейкове главное — целеустремленную личность. Кому, как не чемпионам знать, что спорт высших достижений (где все примерно равны по силам) — это прежде всего битва характеров.
А Масейков по натуре — боец. Несмотря на победы в юниорских первенствах СССР его сначала не брали в сборную из-за роста «всего лишь 178 см». Казалось, никакой перспективы. Но парень показал характер. «Каждый день он делал специальные упражнения, растяжки, и прибавил-таки полтора-два сантиметра к росту, — рассказывал Александр Пучко. — Потом и олимпийский чемпион Сеула, многократный чемпион Советского Союза бобруйчанин Виктор Ренейский (чей рост также был 178 см), да и сам Масейков, выигравший чемпионаты СССР, доказали, что рост ростом, но еще более важны такие качества, как резкость, выносливость, хорошая координация. В конце концов «ростовые» требования к спорт­сменам-гребцам были сняты».
Крайности сходятся: активный, взрывной Александр Масейков и спокойный, уравновешенный минчанин Дмитрий Довгаленок (рост 193 см) победили в каноэ-двойке на Олимпиаде в Барселоне. В финале белорусский экипаж решил сломать стереотип и кардинально изменил тактику: если в предварительных заездах ребята первую половину 500-метровой дистанции держались на уровне соперников, а затем взрывались, взвинчивая темп, то в решающей гонке они с самого начала вышли вперед и, как могли, держали дистанцию. Последние метры белорусы преодолели на одном терпении — сил уже не оставалось. Немецкую лодку они опередили на сотые доли секунды, на спичечный коробок.
За успехами спортсменов огромный тренерский труд. И талант! Который выражается и в том, чтобы не форсировать рост мастерства перспективного гребца, у которого еще формируется организм, ради сиюминутных успехов, а вести его подготовку постепенно, чтобы не навредить здоровью (только где-то к 16—17 годам все системы организма работают в полную силу). И в том, чтобы привить воспитанникам железное правило, что в спорте, что в жизни: как бы ни было тяжело, никогда не сдавайся, иди до конца.
В августе 1992 года Александр Пучко стал последним по счету заслуженным тренером СССР (после распада великой страны это звание уже никому не присваивали). Затем за подготовку спортсменов высокого класса он был удостоен и звания заслуженного тренера Беларуси.
Два года назад Александр Евгеньевич оставил тренерскую работу — недавно областная организация ветеранов физкультуры и спорта сердечно поздравила его с 70-летием. Но есть еще порох в пороховницах: к своим спортивным титулам он прибавил еще один — победителя республиканских соревнований среди ветеранов по гребле. И продолжает пропагандировать этот вид спорта, встречаясь с молодежью. Если живут традиции, значит, будут и новые победы!

Геннадий АЛЕКСАНДРОВ.