На велосипеде по Днепровскому проспекту

Сидоренко, Б. На велосипеде по Днепровскому проспекту : [из истории Могилева] / Борис Сидоренко // Могилевская правда. — 2020. — 23 июля. — С. 14. 

<p>23.07.2020</p>
<p>НА ВЕЛОСИПЕДЕ ПО ДНЕПРОВСКОМУ ПРОСПЕКТУ</p>

Велосипедный бум, наблюдающийся сейчас в Могилеве, имеет свою предысторию и заставляет обратиться к истокам спортивной моды на этот вид транспорта, уходящей еще в губернское прошлое нашего города.
Крупнейшее справочное издание конца XIX – начала XX в. «Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона» (т.V-а) в 1892 г. сообщало: «Велосипед или самокат — этим именем обозначают различные экипажи, приводимые в движение едущим в нем человеком. Колеса так облегчают передвижение грузов, что мысль об устройстве велосипеда должна была явиться очень давно и развиваться постепенно усилиями многих изобретателей». В современном понимании это двух- или (реже) трехколесное транспортное средство с приводом от педалей через цепную передачу. Между прочим, если присказка «изобретать велосипед», подразумевавшая придумывать то, что давно известно, не оспаривается, то не приходится и отрицать, что все же велосипед по части художественного или технического конструирования можно совершенствовать до бесконечности.
Первый беговой запатентованный велосипед, построенный бароном фон Драйсом, был далек от совершенства, но все же создал вокруг себя шумиху и искусственное оживление. В 1817 г. барон совершил на своем детище пробег из Карлсруэ в Кельн, продемонстрировав изумленной публике умение прокатиться на двух колесах, не перевернувшись. В Кельн Драйс прибыл, выбившись из сил, однако затратил на дорогу в четыре раза меньше времени, чем почтовый дилижанс. Между тем настоящими изобретателями велосипеда следует считать парижан: Мишо, который в 1869 г. стал делать переднее, движущее колесо гораздо больше заднего, и Мажи, заменившего дерево сталью, вследствие чего можно было много уменьшить вес велосипеда, а также англичанина Коупера, придумавшего очень легкие колеса со ступицей, висящей на проволочных спицах. В 1861 г. к переднему колесу добавились педали, а в 1870 г. — цепной привод на заднее колесо. После того как англичанин Д.Данлоп впервые установил пневматические шины (1888 г.), а в конструкцию велосипеда были добавлены свободный ход (1894 г.) и механизм переключения передач (1899 г.), велосипед приобрел вид, в общих чертах сохранившийся до настоящего времени.
Уже цитируемый нами словарь сообщал: «Современные велосипеды так хорошо приспособлены, что привычный человек может развивать на них без истощения сил чрезвычайно большую механическую работу от 1/7 до 1/3 лошадиной силы, делая от 9 до 21 версты в час. На многодневных поездках первостепенные велосипедисты делали по 16 верст в час, а на коротких расстояниях, при состязаниях, достигали скорости 33 верст в час. На расстояниях до 5 верст верховой перегонял велосипедиста, но при больших расстояниях лошадь устает скорее, и велосипедист ее перегоняет».
Мало-помалу велосипед стал проникать и в Россию и нашел здесь многих почитателей. Правда, имелись и доморощенные консерваторы. Вспомним знаменитый диалог из рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» между сослуживцами по гимназии — учителями Беликовым и Коваленко: «Мне угодно только одно — предостеречь вас, Михаил Саввич. Вы — человек молодой, у вас впереди будущее, надо вести себя очень, очень осторожно, вы же так манкируете, ох, как манкируете! Вы ходите в вышитой сорочке, постоянно на улице с какими-то книгами, а теперь еще велосипед. О том, что вы и ваша сестрица катаетесь на велосипеде, узнает директор, потом дойдет до попечителя…Что же хорошего?» — «Что я и сестра катаемся на велосипеде, никому нет до этого дела!» — сказал Коваленко и побагровел».
Но время брало свое. В Российской империи стали появляться рекламные издания (Г.Т.Сакс, «Велосипед» СПб. 1891; С.Н. Милевский, «Гигиена для велосипедиста»), а с 1882 г. в Москве начали издаваться специальные журналы «Велосипедист и речной яхт-клубист» и «Велосипед» (1892—1898 гг.). Из Санкт-Петербурга и Москвы велосипед достаточно быстро покатился по всей стране. Главным препятствием его распространения было российское бездорожье, но несмотря на это в 1883 г. на московском ипподроме состоялось первое в России велосипедное соревнование. В том же году появились Московское и Санкт-Петербургское общества велосипедистов-любителей, а в 1891г. в Москве построили велодром и провели первый всероссийский чемпионат. А далее в российских условиях пространств и расстояний велоспорт плавно перерос в велотуризм; среди энтузиастов —  братья В.П. и Ф.П. Кавские, второй из них участвовал в велопробегах Санкт-Петербург — Париж (1894 г.), Москва — Будапешт — Вена — Рим (1895г.). В 1895 г. состоялась велогонка Санкт-Петербург — Москва с участием иностранных спортсменов, победил россиянин М.Ф. Дзевочко (36 час., 45 мин., 45 сек.) В 1911—1913 гг. подданный Российской империи А. Панкратов даже совершил кругосветное путешествие на велосипеде, за что был награжден специальной наградой «Бриллиантовая звезда».
Вскоре в победном шествии педальной машины настал черед и губернского Могилева. «Восточнее Большой Садовой, — вспоминал племянник могилевского губернатора гимназист А.А.Власов, — были параллельные ей улицы: Малая Садовая с больницей Красного Креста и Зеленая. Эта последняя была правильно названа, так как в ней преобладали хорошие особняки с садами. Северные концы этих улиц упирались в место, где был так называемый «Плац». Благотворительный комитет, заботившийся о физическом развитии могилевской учащейся молодежи, устроил на пустом участке нечто вроде спортивного клуба. Там было футбольное поле, точное по своей площади. Была дорожка для упражнения велосипедистов». Эта дорожка и стала первым велотреком в губернском центре, на которой красовались могилевские велосипедисты.
В свою очередь рекламный проспект 1892 г., по которому можно было приобрести на заказ велосипед, ненавязчиво предлагал: «Лучшие велосипеды изготавливаются в Англии, где около 5000 человек заняты этим делом и приготовляют до 4000 штук в год, на 800000 ф. ст. ; около 3000 человек работают в одном г.Ковентри, где находится одна из лучших фирм Cowentry Machinists Co». Так что первые двухколесные педальные машины на улицах российских городов оказались английского производства. Иными словами, не приходится отрицать, что мода на передвижение, особенно у молодежи, на двухколесной машине, как и культ спорта вообще, пришла к нам полтора века тому назад из викторианского Альбиона, а если прибавить к этому, что во время езды на этой машине у спортсмена включаются все мышцы тела, то легко убедиться, какое благотворное влияние на физическое развитие молодого организма оказывает велосипед.
В губернском Могилеве имелось два магазина, в которых можно было приобрести заветную машину. Стоила она совсем недешево, но городской элите и нарождавшемуся среднему классу была «по карману». Крупнейшее могилевское справочное, на все случаи жизни, издание адрес-календарь «Весь Могилев на Днепре за 1912 год» А.И.Шнейдера и Ш.З.Шаина сообщало: «Велосипеды. Пассе Ж. Большая Садовая, собственный дом. Сагал С.Б. Большая Садовая, дом Долгова». В большинстве своем это были машины английской марки Swift №1 и №2 и немецких фирм «Экспресс» и «Зейдель и Науман» с дутыми резиновыми шинами, облегчающими движение по песку и снегу.
Появление велосипеда на улицах губернского центра было сопряжено с немалыми неудобствами, шарахались лошади, запряженные в экипажи, приводилась в смущение гуляющая публика и простые обыватели, зато молодые обладатели педальной машины статусно выглядели на голову выше всех прочих сверстников. Все велосипеды подлежали обязательной регистрации с присвоением личного номера владельца и необременительной суммы налогообложения в пользу города.
Всего же накануне Первой мировой войны в губернском Могилеве было зарегистрировано несколько сот педальных машин. В городской смете 1913 г. можно прочитать: «Предмет доходов. С велосипедов. Предложено Управою к поступлению в 1914 году — 450 руб. На основании статьи 127 Городового Положения, постановлений Думы 15 Мая и 13 Августа 1913 года, разрешения г. Могилевского губернатора от 2 Июля 1913 года за № 2086 доход ожидается от 300 штук по 1р. 50 к. в сумме 450 р.».
Ближайший конкурент велосипеда по части скорости передвижения  автомобиль чувствовал себя в губернском центре на первых порах очень неуютно. Один из первых организаторов автопробегов в России В. Гейман в 1914 г. делился своими впечатлениями: «Дорога на Могилев была так же хороша, как и раньше, но мы чуть было не миновали сам город: он лежит в стороне от шоссе и нужно делать порядочный круг, чтобы въехать в его белые ворота. Здесь, по-видимому, автомобиль еще до сих пор составляет довольно редкое явление, судя по тому, как сильно пугались лошади при нашем появлении». И в подтверждение этого в городской смете прописывалось: «С автоматических экипажей. На основании статьи 127 Городового Положения, постановления Думы 21 Сентября и 7 Декабря 1911 г. и разрешения г. Могилевского губернатора от 21 Января 1912 г. за № 204. Доходность ожидается от трех автомобилей, общей мощностью 47 сил по 3 р. от силы — 141 р.». Судите сами, на 3 автомобиля приходилось 300 велосипедов!
Однако автомобиль отыграл свое, и к 40-м гг. прошлого века во многих странах на двухколесную машину стали смотреть как на детскую забаву. Лишь с 60-х гг. благодаря пропаганде здорового образа жизни и всеобщему осознанию экологической ущербности автомобиля велосипеды снова стали популярны. С этого времени в нашем Отечестве велосипед уже основательно проник в сельскую глубинку и был в особом почете у сельских врачей, учителей и почтальонов и особенно у сельской детворы, которой приходилось порой от дома и до школы добираться за несколько километров. Лучшего помощника для преодоления относительно небольшого расстояния по грунтовым дорогам было не найти. Еще и сейчас в памяти старые и тяжелые, но зато надежные и выносливые «дорожники» — незаменимый транспорт на селе и городской окраине.
Сколько продлится нынешний велосипедный бум, неизвестно, но пока мода на велосипед не уходит. В 2005 г. по итогам опроса общественного мнения в Великобритании велосипед был признан величайшим техническим изобретением с 1800 г., причем за велосипед проголосовало больше опрошенных, чем за все остальные изобретения, вместе взятые. Есть о чем подумать!

Борис Сидоренко,
краевед.