Небесные регулировщики

Алещенкова, Е. Небесные регулировщики : [авиадиспетчеры Могилевского аэропорта] / Елена Алещенкова // Магілёўскія ведамасці. — 2020. — 20 кастрычніка. — С. 10—11. 

Небесные регулировщики

О профессии авиадиспетчера известно не так много, их работа почти не заметна пассажирам, однако без участия персонала по организации воздушного движения не может состояться ни один полет. Их слово в эфире — закон для экипажа любого самолета, ведь карта неба на индикаторе воздушной обстановки
строго расчерчена: там есть свои трассы и перекрестки, движением на которых авиадиспетчеры управляют дистанционно.

— Главная задача наших диспетчеров — обеспечение безопасности как в воздухе, так и на земле, — рассказывает начальник службы воздушного движения и ЭРТОС (эксплуатации радиотехнического оборудования и связи) Могилевского филиала РУП «Белаэронавигация» Степан ЗУБРИЦКИЙ. — Авиадиспетчеры по всему миру следят за движением воздушных судов, чтобы не допустить столкновения самолетов друг с другом и с наземными объектами. Каждый наш специалист несет ответственность за безопасность полетов в своей зоне ответственности.

Диспетчерский состав Могилевского аэропорта включает в себя 2 руководителей полетом, 2 старших диспетчеров, 6 авиадиспетчеров управления воздушным движением (УВД), 3 диспетчеров аэродромно-диспетчерского пункта (АДП), работающих посменно.

Готовы работать круглосуточно

Своих самолетов у Могилевского аэропорта сейчас нет — летают только самолеты «Белавиа» и авиакомпаний других стран, но в основном это чартерные рейсы по отдельным заявкам. Также Могилевский аэропорт обслуживает воздушное движение учебных и тренировочных полетов и испытания беспилотных летательных аппаратов.

В связи с коронавирусом интенсивность полетов резко упала: в месяц аэропорт принимает около 20 — 30 воздушных судов, летом за счет малой авиации бывает побольше: 60 — 70 взлетов-посадок.

При этом подготовка оборудования и специалистов Могилевского филиала РУП «Белаэронавигация» позволяет принимать до 30 — 40 воздушных судов в день — именно такой авиапоток здесь был в советское время.

По словам начальника службы воздушного движения, аэропорт Могилев готов работать круглосуточно: принимать и пассажирские, и грузовые рейсы. Если есть заявки от авиакомпаний на ночные рейсы, дежурная смена аэропорта выходит ночью и сейчас. Правда, в последние годы поменьше, а вот лет семь назад здесь часто садились на дозаправку самолеты, летящие из Европы в Азию.

Сегодня в Беларуси круглосуточно функционируют только 2 аэропорта: Минск-2 и Гомель. Все остальные работают по дневному графику. Дежурная смена службы воздушного движения Могилевского филиала работает ежедневно без выходных с 8.15 до 19.15. Если нет заявок на ночную посадку, то до утра на территории аэропорта остается только служба безопасности, а полетами над Могилевской областью в это время управляют диспетчеры Минска и Гомеля.

Первым делом -самолеты

— С чего начинается управление полетом? Конечно же с запуска двигателя, — рассуждает Зубрицкий. — Перед вылетом самолет находится на стоянке, закрывается дверь, и экипаж запрашивает диспетчера: «Могилев-вышка, борт такой-то, разрешите запуск». С этого момента и начинается управление самолетом диспетчером УВД.

Сам Степан Степанович начинал работу в Могилевском аэропорту в 1977 году после окончания Рижского летно-технического училища именно диспетчером управления воздушным движением, а уже в 29 лет, после учебы в Ленинград-ской академии гражданской авиации, стал руководителем полетов и трудился на этой должности 15 лет, поэтому знает специфику работы подчиненных от и до. Кроме того, в свое время 7 лет он отлетал летчиком-спортсменом в Могилевском аэроклубе.

От запуска самолета до заруливания на стоянку на аэродроме посадки воздушное судно постоянно находится под контролем авиадиспетчерских служб, которые передают его управление друг другу по маршруту полета. На протяжении всего пути пилоты держат связь с теми диспетчерами, в зоне ответственности которых они летят. И диспетчер не имеет права оставить свое рабочее место без подмены ни на секунду.

Прежде чем лететь куда-то, экипаж проходит полную предполетную подготовку, изучает конкретную аэронавигационную и метеорологическую обстановку, рубежи приема передачи УВД, которые строго регламентированы. Но иногда отступают и от них — если нет никаких препятствий, борт может попросить диспетчера пройти напрямую, и по согласованию пилотам могут дать другие точки передачи УВД.

— Нарушить указания диспетчера экипаж может только в случае опасности столкновения с другим самолетом: на борту есть специальная система предупреждения столкновений TCAS. Так вот, если она говорит экипажу, что нужно снижаться, пилот должен выполнить ее команду — обычно эта система не ошибается. А вообще экипаж обязан выполнять все команды диспетчера, ведь работа нашей службы направлена на то, чтобы помогать пилотам, — рассказывает Степан Степанович.

Do you speak English?

С марта 2и11 года авиадиспетчеры обязательно должны владеть четвертым уровнем английского языка, поскольку весь радиоэфир за редким исключением ведется на английском, даже с самолетами «Белавиа». Это требования ICAO — международной организации гражданской авиации. На русском ведется радиообмен с экипажами воздушных судов государственной и малой авиации, летающих только в воздушном пространстве Республики Беларусь.

Фразеология радиообмена стандартная, регламентированная и на русском, и на английском языках, — от нее отступать можно только в аварийных ситуациях.

— Правда, иногда экипаж может сказать «спасибо», а диспетчеры пожелают им «счастливого пути» — это допустимое отступление. Хотя в советское время даже этого нельзя было говорить, — вспоминает Зубрицкий.

Работать на английском удобно всем: экипажи могут контролировать сами себя, ведь в нашем небе летают не только отечественные самолеты, но и иностранные. Если рядом с белорусским экипажем летят немцы или англичане, они, прослушав радиообмен, могут самостоятельно сориентироваться в воздушной обстановке, вовремя узнать, что рядом летит еще один самолет и нужно быть осторожными.
Анатолій ПЕТРОВСКИЙ, диспетчер АДП

Родом из Вилейского района. В 1974 году поступил в Кировоградское летно-штурманское училище (Украина), после которого по распределению попал в Могилев авиадиспетчером. Заочно окончил Ленинградскую академию гражданской авиации, 35 лет работал в Могилевском аэропорту руководителем полетов и в связи с возрастом переведен на должность диспетчера АДП.

— Кто любит авиацию, тот из нее не хочет уходить, сколько бы лет ему ни было, — признается Анатолий Романович. — В нашей службе полно нестандартных ситуаций, а вот катастрофических на моей памяти не было — и это хорошо. Но даже нестандартные ситуации -стрессовые. А у диспетчера должна быть ясная голова. Чтобы ни о чем больше не думал, кроме своей работы. Поэтому в нашем деле важно все домашние проблемы оставить дома: если не можешь, то лучше не иди на работу, бери отпуск, потому что здесь от тебя зависят жизни людей. Часто решения нужно принять за секунды, очень быстро, и ты не имеешь права на ошибку.

КСТАТИ
• Ежедневно через воздушное пространство Беларуси пролетает около 1 000 -1100 бортов. А вот после новида интенсивность полетов упала в 4 — 5 раз. Сейчас обстановка налаживается.

• Все воздушное пространство на территории республики находится под

контролем белорусских диспетчеров. В основном управлением авиатранспортом занимается Минск, но у каждого аэропорта страны — своя зона ответственности. У Могилевского — это территория в радиусе 50 км вокруг города до высоты 4000 м от земли. #

• До мая прошлого года в Могилеве занимались и управлением малой авиацией на территории всей области. В прошлом году управление малой авиацией на территории страны перешло в функции Гомельского аэропорта, а в Могилеве зона авиадиспетчерского контроля уменьшилась.

• С 5 ноября в связи с планируемым вводом в эксплуатацию аэродрома Орша, который по оборудованию взлетно-посадочной полосы приравнивается к Минску-2, в Могилевской и Витебской областях структура воздушного пространства полностью перекраивается. В связи с этим Могилевские авиадиспетчеры проходят тренажерную подготовку в Минске в условиях соответствующей измененной структуры воздушного пространства.

Александр КОТОВ, руководитель полетов службы движения и ЭРТОС Могилевского аэропорта.

Учиться в авиацию пошел по примеру отца, который служил в военно-воздушных силах. В 1978 году окончил Рижское летно-техническое училище, заочно отучился в Ленинградской академии гражданской авиации.

По словам Александра
Михайловича, работа службы сложная, непредсказуемая, ответственная, но здесь все устремлены только на одну цель: обеспечить безопасность полетов.

Поскольку должность руководителя полетов ответственная, то и требования к ней — высокие. Руководитель
полетов должен быть в «полной боевой готовности» и свое здоровье тоже поддерживать на высоком уровне, именно поэтому Александр Михайлович уже 15 лет занимается восточными единоборствами тайцзицюань и шаолиньцюань, интересуется философией и медициной Востока.

Проверка

на профессионализм

В рамках подготовки к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду авиадиспетчеры проходят проверку практических навыков на рабочем месте. Два раза в год руководители полетов и диспетчеры 1 и 2 класса проходят в Минске подготовку на тренажерном модуле АРАС УВД «Синтез-АР2», где отрабатывают нестандартные и аварийные ситуации в условиях максимальной нагрузки. А диспетчеры 3 класса проходят тренировку в столице раз в квартал.

Существуют курсы повышения квалификации по специальности, которые диспетчеры обязаны пройти раз в 4 года, а руководители полетов — раз в 5 лет, курсы диспетчеров-инструкторов, закончив которые, сотрудники службы воздушного движения могут проводить стажировку молодых специалистов перед допуском к самостоятельной работе.

Кроме того, раз в три года авиадиспетчеры УВД и руководители полетов обязательно должны подтверждать четвертый уровень английского языка и проходят языковые курсы в Белорусской государственной академии авиации или в Англии.

— В нашей профессии так: курсы повышения квалификации не прошел — нельзя работать. Слишком много жизней зависят от нашего профессионализма, — говорит начальник воздушной службы.

Если хочешь работать, будь здоров!

По той же причине раз в год специалисты службы обязаны проходить врачебно-летную экспертную комиссию в Минске, которая занимает 3 дня, и полугодовую медкомиссию у врача аэропорта.

За здоровьем сотрудников здесь следят ежедневно и строго. Перед началом работы все специалисты службы воздушного движения обязательно проходят медконтроль, который состоит из опроса о состоянии здоровья, измерения температуры или давления по показаниям. Обязательно проверяется пульс. Поскольку сейчас коронавирус, все сотрудники аэропорта обязаны явиться в медпункт до 9.30 и измерить температуру. Когда начался ковид, здесь ввели масочную систему.

Плюсы и минусы профессии

— Из минусов — постоянное напряжение, -рассказывает Степан Степанович. — Ты сидишь на одном месте, наблюдаешь, смотришь, а на каждой метке 300 пассажиров, 100… Да даже если один экипаж летит, ты знаешь, что там -люди, и чувствуешь колоссальную ответственность. У тех, кто приходит работать в авиацию, должна быть сильная нервная система. А плюсы профессии в том, что это интересная работа, приходится решать много нестандартных задач, постоянно развиваться…

Вовремя помочь

— Авиационные инциденты за время моей работы в аэропорту бывали, но не в мою смену, — продолжает Зубрицкий. — Однажды у нас садился вертолет: летел из Мурманска — отказал двигатель. Приземлился успешно. Еще в советское время был случай, когда наши ребята, можно сказать, спасли самолет. Борт шел из Минска на Гомель, обходил грозы и потерял ориентировку, т.е. не знал свое местоположение. А они уже смену закончили, начали выключать аппаратуру. Хорошо, что не успели вырубить радиостанцию — услышали, что Могилев зовет какой-то борт. Это было в 10 часов вечера. Руководитель полетов С.Е.Хруцкий и диспетчер УВД П.И.Шалупкин включили локатор (по нему определяется место, удаление и азимут судна), обнаружили самолет в районе Брянска, вывели его на свою точку, посадили на наш аэродром. Оказалось, что у самолета топливо уже было на исходе — еще немного и случилась бы катастрофа, а на борту было 57 человек. Экипаж вышел бледный. Страшно подумать, что было бы, если бы мы успели выключить радиостанцию до того, как их услышали. Но именно потому мы и работаем: чтобы предотвращать несчастные случаи.

Екатерина РУШНИЦКАЯ, авиадиспетчер управления воздушным движением (УВД).

Стаж работы — 2 года. Екатерина выросла в Гродно, а в Могилевский аэропорт пришла работать по распределению после учебы в Белорусской государственной академии авиации.

— В Могилеве невысокая интенсивность воздушного движения, поэтому справляться с обязанностями мне не сложно, — делится Екатерина. — Как раз хотелось бы побольше работы, ведь дело наше очень интересное. Самым сложным оказался мой первый день здесь-, случился уход самолета на второй круг. В принципе это стандартная ситуация, но мне было страшно, потому что это был мой первый самолет.

Вообще у нас принято, что ошибка не должна быть скрыта и не должна быть наказана. В авиации важно разобраться с произошедшим, чтобы ты и твои коллеги не повторили неправильную ситуацию. Такой разбор полетов проходит не только внутри смены. К нам поступает информация о нестандартных случаях, произошедших не только в Беларуси, но и в других странах мира, и мы под подпись ознакамливаемся с ней.

Ежедневно перед заступлением на дежурство проводится инструктаж, где присутствуют представители всех подразделений, обеспечивающих полеты в аэропорту Могилев. А после работы у нас обязательно проводится разбор полетов, что мы сегодня сделали не так или, наоборот, хорошо.

Руководство нас учит тому, что нельзя бояться своих ошибок, а нужно учиться на них. И мы всегда в процессе обучения: этим мне и нравится моя профессия.
Павел КОН ЮК, стажер.

Павел пришел на работу в Могилевский филиал месяц назад, отучившись в Белорусской государственной академии авиации на диспетчера УВД.

— Академия дает нам основную базу знаний по профессии, но у каждого аэродрома есть своя специфика, своя технология работы, поэтому на месте уже приходится более детально изучать некоторые рабочие моменты, — говорит Павел. — Но мне помогают освоиться мой инструктор Александр Михайлович и Екатерина. Коллектив в аэропорту хороший, меня приняли здесь очень добродушно, за что им спасибо!