Победа любит упорных

Александров, Г. Победа любит упорных : [олимпийская чемпионка по академической гребле Александра Панькина] / Геннадий Александров // Могилевская правда. — 2020. — 3 сентября. — С. 13. 

В 11 годков Саше прочили карьеру артистки: она росла открытым, общительным ребенком, увлекалась музыкой, с удовольствием посещала танцевальный кружок при гарнизонном Доме офицеров в Быхове. Словом, была абсолютно домашней и неспортивной девочкой. Да и все в семье Панькиных были далеки от спорта. Разве что отец, военный человек, старался держать «форму».     

–Но я была высокого для своих лет роста, выделялась среди сверстников, — смеется Александра Панькина. — Представляете, в танцевальном кружке у каждой девочки есть партнер, а мне пару найти не могут. Я, что называется, была не «в формате». Ну разве это справедливо?
Наверное, стремление к справедливости, самореализации и лежит в основе характера Александры Панькиной, известной белорусской спорт­сменки, бронзового призера Олимпийских игр-1996 в Атланте по академической гребле, заслуженного мастера спорта РБ. Говорят, что только пессимисты ни к чему не стремятся, тем более — к совершенству. Так вот, Панькина и в жизни, и в спорте — абсолютный оптимист.
«Почему бы не попробовать себя в чем-то новом?» — подумала она и приняла предложение тренера по легкой атлетике из Могилева поступить в школу-интернат спортивного профиля в областном центре. Хоть успехами на уроках физкультуры Саша не блистала, но тренер, видимо, разглядел  в высокой девчушке спортивный потенциал и бойцовский характер. Родители не без колебаний, но согласились отпустить дочку в Могилев: «Если ты решила, что тебе это нужно, то езжай». Новоявленная  легкоатлетка начала специализироваться  в прыжках в высоту, но они у нее не пошли.
— Я перешла на метание диска, и благодарна небесам, что попала к Эдите Гурской (ныне — заслуженный тренер Беларуси), — говорит Александра Панькина. — Представьте, 11-летняя девочка жила в семье, а тут — одна, оторвана от родных. Эдита Эдуардовна —  чуткий наставник, всегда интересовалась нашей жизнью, учебой. И занятия проводила так, что мы получали удовлетворение от самого тренировочного процесса. У меня были маленькие победы в метаниях (до сих пор храню пару дипломов). Но однажды мы поехали на соревнования в Ленинград, нас определили на «постой» в школу гимнастики, и мы с девчонками решили попрыгать на батуте. Увы, я неудачно приземлилась и получила серьезную травму колена (она до сих пор меня беспокоит). Это сказалось и на результатах. Эдита Эдуардовна поддерживала, насколько это было возможно, а потом честно сказала, что в метаниях мне ничего не светит, и надо думать, что делать дальше. В результате мне предложили перейти в академическую греблю. Я даже не представляла, что это такое, и едва не расплакалась: «Не хочу никакой гребли, только легкая атлетика!»
Но Панькину убедили: больше всего ей подходят циклические  виды спорта (где движения повторяются в цикле), на выносливость, и гребля — в их числе.
…После летних каникул в 1985 году Саша пришла на гребную базу близ Днепра. Вместе с ней у тренера Василия Попова собрались еще  5 девчонок 1972 года рождения — все, как на подбор, ростом за 180 см. В гребле действует «система рычагов»: чем выше рост, тем длиннее руки, тем более качественный гребок спортсмен может совершить. «Когда я в первый раз села в учебную лодку… Мне понравилось! — улыбнулась Александра Панькина. — Было бабье лето, тепло, вода прекрасная. Ведешь лодку вдоль живописных берегов — красота. Конечно, гребля — тяжелый труд, но втягиваешься в тренировки, привыкаешь ко всему: и к нагрузкам, и к ветру, и к дождю…»
Зато, говорит она, не передать словами ощущение, когда у тебя все получается, и ты становишься с лодкой единым целым. Чем больше тренируешься, тем интереснее становится, хочется улучшать результаты, побеждать на соревнованиях. Уникальность академической гребли, между прочим, и в том, что у спортсменов практически не бывает серьезных травм. Нагрузка идет на все группы мышц, а основная сила, которая приводит лодку в движение, — ноги. У многих людей бытует мнение, что у гребцов — косая сажень в плечах. Ничего подобного, хоть мужчины, хоть женщины — все, как на подбор, высокие, стройные и сильные. И Панькина – яркое тому подтверждение.
Учение и труд все перетрут, а терпения и упорства у Александры не занимать. За 5 лет тренер Василий Попов «слепил» из нее спортсмена, поверившего в себя, почуявшего вкус победы, принявшего тот факт, что для  ее достижения  надо «пахать» и «пахать». Панькина с подругами по команде занимала призовые места на первенствах  ВЦСПС, СССР. В 1991 году женская четверка в составе именитых белорусских спортсменок Елены Хлопцевой, Екатерины Ходотович (Карстен), могилевчанок Елены Титовой и Александры Панькиной победила на последней Спартакиаде народов СССР. «Это был редкий случай, когда экипаж, собранный буквально «с листа», стал победителем, — вспоминала Александра Панькина. — Загребной, задающей темп, была у нас Лена Хлопцева, олимпийская чемпионка Игр-80 в Москве. Мы сразу после старта вышли в лидеры и финишировали первыми, оставив позади экипажи России и Украины».
А потом — развал великой страны, настали трудные времена, связанные с переводом всего и вся на суверенные «рельсы». Материальное обеспечение большого спорта оставляло желать лучшего, и к Панькиной приходили мысли «все бросить»: дескать, устала, перспективы не просматривались, сделала все, что могла. Думала, поскольку училась заочно в Академии физвоспитания и спорта, перейти на тренерскую работу. «Но Попов смог убедить меня, что я еще многое могу, — рассказывает Александра Панькина. — А когда в тебя верят, когда в тебя вложено столько душевных сил и профессиональных стараний, невозможно отказаться. И я осталась в спорте».
В 1995 году на весенних сборах к Александре подошел главный наставник национальной белорусской команды, заслуженный тренер СССР Владимир Синельщиков: «Если будешь нормально работать — попадешь в 8+ (восьмерка с рулевой, одна из самых престижных классов лодок — прим.). Давай, включайся в работу». Сезон весна-лето 1995-го стал для Панькиной самым динамичным и продуктивным за все время тренировок. Хотелось оправдать надежды тренеров и попасть на ближайший чемпионат мира, тем более что он был лицензионным к Олимпийским играм. Она попала в «восьмерку»! «Попадать» — важное понятие в лексиконе гребцов, означающее превращение экипажа (независимо от количества человек) в единое целое. В одной лодке должны находиться гребцы с близкими по величине параметрами рабочей деятельности. Слаженность, синхронность сборного экипажа достигается кропотливым трудом на каждой тренировке.
На чемпионате мира в финском Тампере белорусская женская «восьмерка» заняла 5 место и добыла путевку на Олимпиаду в Атланте. Гребцы начали готовиться к главным стартам четырехлетия. «Нагрузки на сборах были сумасшедшими, — вспоминала Александра Панькина. — Некоторые девчонки несколько раз порывались собрать сумку и уехать. Да и я сама за три недели до отъезда в США чуть было не собралась домой. Помню, звоню сестренке и, рыдая, говорю: «Все. Не могу больше. Мозги не выдерживают, устала страшно! Реву постоянно, не сплю… Я собираюсь домой!». Она меня выслушала и говорит: «Сашенька, конечно…. бросай все это и приезжай. Будешь дома сидеть, Олимпиаду по телеку смотреть…» Мне хватило этой фразы. Вытерла слезы-сопли, пошла, вздремнула, и – на вечернюю тренировку. Очень важно вовремя услышать правильные слова от человека, которому доверяешь».
Конечно, спортсмены отличаются друг от друга энергетикой, стилем, техникой, но в команде все выполняют одни и те же движения, связаны общей задачей, ритмом гребли. Если кто-то будет грести слабее других, значит, остальным придется, кроме веса лодки, везти к финишу тяжесть, равную весу «слабого звена». Когда до Олимпиады оставалось меньше месяца, одна из спортсменок ушла из экипажа. Вместо нее попробовали спортсменку из молодежной команды — еще одну могилевчанку Наталью Лавриненко. К счастью, она органично влилась в команду.
«На период акклиматизации нас разместили в городке Хартвел (штат Джорджия) недалеко от Атланты, —  рассказывала Александра Панькина. — Начинали тренировку на озере в 5 утра, чтобы мягче адаптироваться к другому часовому поясу. И все равно было жарко, душно и влажно, а красные берега придавали водоему какой-то зловещий вид. Но нам было не до пейзажей, мы полностью были погружены в главное, ради чего так долго и упорно работали».
Фаворитами олимпийской регаты считались американки, лидеры двух последних сезонов. Вообще в англоязычных странах: Новой Зеландии, Австралии, Англии, США, Канаде популярность гребли с годами только росла. В Штатах она вообще — обязательный предмет в колледжах. И когда на тамошних соревнованиях на старт выходят более сотни «восьмерок» — это колоссальное зрелище. Из всех гребных судов только академическая «восьмерка» способна показать скорость свыше 20 километров в час! Белорусский экипаж в предварительном  заезде сотворил невероятное: оставил позади американок и вышел в финал. Американской «восьмерке» пришлось пробиваться туда через дополнительный «утешительный» заезд. А белоруски, испытав большой душевный подъем, почувствовали, что способны на многое. Но вне конкуренции в финальном заезде была румынская «восьмерка», выигравшая «золото». Белорусский экипаж на последнем отрезке дистанции шел вторым… Но на самом финише отчаянным спуртом «серебро» вырвали канадки — их преимущество составило всего 0,36 секунды. «Мы плакали, понимали, что изменить ничего нельзя, — вспоминала Александра Панькина. — И одновременно радовались: завоевали олимпийскую медаль!»
В 1997 году она в составе женской «четверки» заняла пятое место на чемпионате мира, в 1998-м стала серебряным призером Кубка мира. После чего завершила карьеру в академической гребле. Но со спортом не порвала — сейчас работает заместителем директора Могилевского областного комплексного центра олимпийского резерва. Да и вся семья у Панькиной спортивная. Сын, правда, предпочел гребле гандбол. «Если говорить об условиях для занятий академической греблей, то они сегодня намного лучше, чем были в мое время, — заметила Александра Панькина. — Но очень многое зависит от тренеров, их способности увлечь ребят». А еще ее детское желание стать артисткой воплотилось-таки в жизнь — Александра Панькина с успехом играет в спектаклях областного народного театра. Любые мечты сбываются, если работать над их исполнением, этому и учит спорт.
Геннадий АЛЕКСАНДРОВ.