Кукшинская, Е. Встать на ноги : первый в Беларуси экзоскелет для реабилитации детей-инвалидов будут использовать в Могилеве / Елена Кукшинская // СБ. Беларусь сегодня. — 2020. — 10 декабря. — С. 10.
Первый в Беларуси экзоскелет для реабилитации детей‑инвалидов будут использовать в Могилеве.
Тренировки с экзоскелетом напоминают фантастический фильм про киборгов. Прежде чем бионическое роботизированное устройство будут применять для обучения ходьбе пациентов, врачи Могилевского областного центра реабилитации детей‑инвалидов и больных детей психоневрологического профиля пробуют механизм на себе.

Влад Демченко (3 года) и инструктор по лечебной физкультуре Елена Шурханова.
В руках врача‑невролога Марии Зайцевой планшет с системой управления, которая позволяет настроить экзоскелет на индивидуальный режим ходьбы:
— Тренажер закрепляется на ногах человека, напоминая внешний скелет — отсюда название. Один моторчик заставляет синхронно сгибаться тазобедренный сустав, другой — коленный. Любое движение изначально формируется у нас в голове, откуда импульс поступает в мышцу через сеть нейронов. У страдающих тяжелыми заболеваниями поражены некоторые участки мозга, поэтому сигнал от головы до мышцы не доходит. Но человеческий мозг очень пластичен. Если побуждать детей выполнять упражнения, то участки мозга через нейроны строят новые цепочки, восстанавливая связь между головой и мышцами, и в итоге они «вспоминают», как правильно ходить.

Стоимость такого «самохода» — свыше 65 тысяч долларов. Для Могилевского областного центра медицинской реабилитации детей‑инвалидов, где работает целая команда врачей — реабилитологи, травматологи, педиатры, логопеды, неврологи, физиотерапевты, психиатры, — его приобрели за счет средств инновационного фонда. Рассказывает заведующая Светлана Суворова:
— Некоторые подростки с ДЦП забрасывают занятия у нас, ведь это большой труд из года в год. Они устают, опускают руки. А потом возвращаются через пару лет и даже стоять нормально не могут, суставы полусогнуты, мышцы ослаблены. Придут, сядут в кресло и уткнутся в гаджеты. А зачем трудиться над собой, если в виртуальной реальности у них нет никаких физических недостатков? На это мы и делали расчет, приобретая экзоскелет, — заинтересовать подростка, как компьютерной игрой: почувствуй себя супергероем! Второй аргумент в пользу робота — преимущество перед ручными техниками реабилитации. Он задает строго регламентированный угол сгибания мышц, длину шага, а значит, более точные сигналы поступают в мозг и быстрее формируется мышечная память.

Дмитрий Демкович в костюме «Адели» с медсестрой Ириной Шаровой.
Реабилитологи предупреждают: ни в коем случае речь не идет о панацее. Здесь есть показания и противопоказания.

— Пока мы еще подбираем первый «экипаж» пилотов — так называют пациента в экзоскелете, — уточняет Светлана Суворова. — Скорее всего, ими станут две девочки, подростки. У одной проблемы с врожденными пороками развития позвоночника, она передвигается на коляске. Вторая ходит с костылем. Мы рассчитываем, что за несколько курсов, по 10—15 тренировок каждый, одна девочка на первом этапе встанет с коляски и научится хотя бы стоять, а вторая сможет увереннее ходить. В нашей команде молодые, энергичные врачи, им очень интересны инновационные технологии, они все на «ты» с гаджетами. Считаю, что будущее именно за робототерапией.
За последние пару лет в этом центре внедрили целый ряд новейших методик и умных костюмов и тренажеров, помогающих ребятам восстанавливать двигательные навыки.
Так, специальный тренажер имитирует иппотерапию (лечение лошадьми). Лечебный костюм напоминает амуницию космонавта: кто из мальчишек не мечтает его примерить! Малыш, собирающий пазлы в наушниках, — оказывается, тоже инновационная методика реабилитации, внедренная в центре в этом году, — слуховой метод Томатиса. Он помогает решать проблемы детей, связанные с нарушением речи, сна, неврозами и не только.
Врачи с гордостью рассказывают, как на днях трехлетняя Катя, которая стояла с трудом, наконец‑то пошла. А еще одна их пациентка, постарше, поступила в медучилище. И таких историй за 20 лет работы центра — сотни. И за каждой — судьба человека.
Совсем скоро на вооружении могилевских реабилитологов появится умная рука: со стороны будет казаться, что пациент играет за компьютером, стараясь схватить появившийся на экране предмет, но вместо компьютерной мыши — робот, закрепленный на руке человека.