Иванюшина, М. Дуэт музыки и неба / Мария Иванюшина // Могилевская правда. — 2007. — 20 июля. — С. 22.
В рамках Международного фестиваля «Магутны Божа» в Могилеве прошел праздник колокольного звона. Пожалуй, точнее даже сказать — «произошел». Потому что это — событие!
Потому что за все 15 лет существования фестиваля звонари из Беларуси и стран-соседей впервые съехались в наш город, чтобы продемонстрировать свое старинное искусство. И как-то сразу этот пунктик в обширной программе форума вышел за рамки простого съезда мастеров. Вот, например на днях открылась выставка работ Леонида Дударенко (городской выставочный зал) «Колокола православия», где собраны запечатленные в масле святые места.
Кроме того, так совпало, что сам конкурс пришелся на православный праздник — День Святых Апостолов Петра и Павла, что сразу придало ему дополнительную торжественность и масштабность.
В конкурсной программе звонарей не чувствовалось духа соперничества. Просто и самим умельцам, и зрителям было интересно открывать все новые и новые глубины колокольной музыки. Ведь, как оказалось, в ней живут множества сочетаний звонов: и вечерний, и утренний, и благовест… И все они пришли к нам из дореволюционной Руси. А по признанию девушек-звона-рей-из тульского образцового ансамбля «Перезвон», они и сами сочиняют музыку на колокольчиках.
Любителей живой духовной музыки ждал еще гала-концерт победителей конкурса. Программу открыл мужской ансамбль «Радзівілы» (Минский храм иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость»). «Алил-луйя», «Святый Боже», «Многая лета»… Люди стоя, или сидя за столиками уличного кафе, или в импровизированном на открытой площадке зале, слушали хор, а мне вспомнились слова владыки Со-I фрония: «Духовная i музыка услаждает наш слух и возвышает наши чувства. Славословие Бога песнею есть ее высшее предназначение». И пусть звучание хора было не столь ювелирно чистым, академическим, как, например, у коллектива студентов Московской консерватории им П.И.Чайковского (тоже, кстати, участников фестиваля). В этом была своя прелесть, и лица людей просветлели, даже складки между бровями разгладились.
Среди отмеченных наградами на конкурсе звонарей был и ансамбль «Перезвон». Тульчаки, по словам их руководителя Галины Петровичевой, приехали на«Магутны Божа» впервые, но прежде успели побывать на фестивале «Золотая пчелка» в Климовичах. В ансамбле наравне с парнями звонят и девушки. «Не знаю, как нас назвать, — говорит Галина, — звонарки, что ли? Да нет, звонари мы все».
На гала-концерте «Перезвон» выступил на передвижной звоннице. И кроме разных по величине колокольчиков, на ней можно было заметить металлические дощечки. Они называются билы и имитируют звук крупных колоколов.
Был момент: над Архиерейским валом сгустились тучи и даже попробовал идти робкий дождик. Однако, казалось, «Красный звон» в исполнении Галины Сорокиной (Гомель) и Сергея Гапеева (Тверь) не позволил стихии разбушеваться. Под согласие колоколов небо прояснилось… А потом раздался радостный Пасхальный Звон (Владислава Якупова, Москва). Ибыло такое чувство, будто одновременно во всех православных церквах стали бить в кампаны, возвещая о празднике.
Завершала гала-концерт сольная программа государственного оркестра «Гусляры России». Удивило, что среди акустических инструментов — разнообразных гуслей, духовых и ударных — оказалась … электрическая бас-гитара. Смелое решение придало классическому репертуару оркестра современную форму. Хариз-матичный главный дирижер Максим Евтушенко (сын основателя коллектива народного артиста России Юрия Евтушенко) очень эмоционально «колдовал» во главе музыкантов и даже пританцовывал. Да и как по-другому? Веселое скорое рондо Фарлафа (из «Руслана и Людмилы» Глинки) и разудалая песня Варлама (из «Бориса Годунова» Мусоргского) в исполнении баса Александра Фомина заставили и степенных тетушек, и молодежь топотать в такт…
Один момент остался непонятным: зачем на празднике духовной музыки петь романсы типа «Динь-динь-динь» и «Очаровательные глазки»? Разве только, дабы всколыхнуть романтические чувства у публики зрелого возраста? Младшее поколение, однако, несколько притухло. И только когда заиграли гусли примы оркестра великолепной Ольги Алексеевой, зрители словно ожили. Настолько задорно, былинно звучали струнные переборы в этом историческом месте, среди зданий 18 века. И знаете, это было совсем не так, как накануне, на сцене ДК химиков. Не та акустика, не та аура! Да и разве можно в стенах концертного зала услышать дуэт гусляра и неба, поющего далекими раскатами грома?!