Дуэт музыки и неба

Иванюшина, М. Дуэт музыки и неба / Мария Иванюшина // Могилевская правда. — 2007. — 20 июля. — С. 22. 

В рамках Международного фестиваля «Магутны Божа» в Могилеве прошел праздник колокольного звона. Пожалуй, точнее даже сказать — «произошел». Потому что это — событие!

Потому что за все 15 лет существования фестиваля звонари из Беларуси и стран-соседей впер­вые съехались в наш город, чтобы проде­монстрировать свое старинное искусст­во. И как-то сразу этот пунктик в об­ширной программе форума вышел за рамки простого съезда мастеров. Вот, например на днях открылась выставка работ Леонида Дударенко (городской выставочный зал) «Колокола православия», где собраны запечат­ленные в масле святые места.

Кроме того, так совпало, что сам конкурс пришелся на православный праздник — День Святых Апостолов Петра и Павла, что сразу придало ему дополнительную торжественность и масштабность.

В конкурсной программе звонарей не чувствовалось духа соперничества. Просто и самим умельцам, и зрителям было интересно открывать все новые и новые глубины колокольной музыки. Ведь, как оказалось, в ней живут мно­жества сочетаний звонов: и вечерний, и утренний, и благовест… И все они пришли к нам из дореволюционной Руси. А по признанию девушек-звона-рей-из тульского образцового ансам­бля «Перезвон», они и сами сочиняют музыку на колокольчиках.

Любителей живой духовной музы­ки ждал еще гала-концерт победите­лей конкурса. Программу открыл мужской ансамбль «Радзівілы» (Мин­ский храм иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость»). «Алил-луйя», «Святый Боже», «Многая лета»… Люди стоя, или сидя за сто­ликами уличного кафе, или в импровизированном на открытой площадке зале, слушали хор, а мне вспомнились слова владыки Со-I фрония: «Духовная i музыка услаждает наш слух и возвыша­ет наши чувства. Славословие Бога песнею есть ее выс­шее предназначение». И пусть звучание хора было не столь ювелирно чи­стым, академическим, как, на­пример, у коллектива студентов Мос­ковской консерватории им П.И.Чай­ковского (тоже, кстати, участни­ков фестиваля). В этом была своя прелесть, и лица людей просвет­лели, даже складки между бровя­ми разгладились.

Среди отмеченных наградами на конкурсе звонарей был и ансамбль «Перезвон». Тульчаки, по словам их руководителя Галины Петровичевой, приехали на«Магутны Божа» впервые, но прежде успели побывать на фести­вале «Золотая пчелка» в Климовичах. В ансамбле наравне с парнями звонят и девушки. «Не знаю, как нас назвать, — говорит Галина, — звонарки, что ли? Да нет, звонари мы все».

На гала-концерте «Перезвон» вы­ступил на передвижной звоннице. И кроме разных по величине колоколь­чиков, на ней можно было заметить металлические дощечки. Они называются билы и имитируют звук крупных колоколов.

Был момент: над Архиерейским валом сгустились тучи и даже попро­бовал идти робкий дождик. Однако, казалось, «Красный звон» в исполне­нии Галины Сорокиной (Гомель) и Сергея Гапеева (Тверь) не позволил сти­хии разбушеваться. Под согласие ко­локолов небо прояснилось… А потом раздался радостный Пасхальный Звон (Владислава Якупова, Москва). Ибыло такое чувство, будто одновременно во всех православных церквах стали бить в кампаны, возвещая о празднике.

Завершала гала-концерт сольная программа государственного оркес­тра «Гусляры России». Удивило, что среди акустических инструментов — разнообразных гуслей, духовых и ударных — оказалась … электричес­кая бас-гитара. Смелое решение при­дало классическому репертуару ор­кестра современную форму. Хариз-матичный главный дирижер Максим Евтушенко (сын основателя коллекти­ва народного артиста России Юрия Евтушенко) очень эмоционально «колдовал» во главе музыкантов и даже пританцовывал. Да и как по-другому? Веселое скорое рондо Фарлафа (из «Руслана и Людмилы» Глинки) и разудалая песня Варлама (из «Бо­риса Годунова» Мусоргского) в испол­нении баса Александра Фомина зас­тавили и степенных тетушек, и моло­дежь топотать в такт…

Один момент остался непонят­ным: зачем на празднике духовной музыки петь романсы типа «Динь-динь-динь» и «Очаровательные глаз­ки»? Разве только, дабы всколыхнуть романтические чувства у публики зрелого возраста? Младшее поколе­ние, однако, несколько притухло. И только когда заиграли гусли примы оркестра великолепной Ольги Алексеевой, зрители словно ожили. На­столько задорно, былинно звучали струнные переборы в этом истори­ческом месте, среди зданий 18 века. И знаете, это было совсем не так, как накануне, на сцене ДК химиков. Не та акустика, не та аура! Да и разве можно в стенах концертного зала ус­лышать дуэт гусляра и неба, поюще­го далекими раскатами грома?!