Вся жизнь — театр

Алещенкова, Е. Вся жизнь — театр : [могилевские артисты о театре] / Елена Алещенкова // Магілёўскія ведамасці. — 2020. — 27 марта. — С. 22.

Владимир Петрович, актер и режиссер-постановщик:
Театр для меня стал жизнью, потому что ему отдана большая ее часть. Но не заменил жизнь, хотя грань очень-очень тонкая. Могилевскому театру я служу 38 лет. Это много. Я видел его взлеты и падения, видел застой и бурную активность… Но театр всегда вставал, отряхивался и, обновленный, двигался вперед.
Я актер и режиссер-постановщик. Что ближе, что интересней?.. Это совершенно разные профессии. Актер — это эмоция, режиссер — логика и образное мышление. Это, конечно, грубые формулировки, но в основе своей верные. Актерство наскучить не может, оно безмерно, из него можно черпать и черпать. Но сегодня мне интереснее режиссура: она более неизведана и этим притягивает. Так что на данный момент я совмещаю
приятное с полезным.
■ Режиссер — диктатор, деспот.
Ну… должен таким быть. У меня быть деспотом и диктатором не очень получается, я демократичен, прислушиваюсь к мнениям, правда, это не говорит о том, что я их всегда реализую. Но могу принять подсказку, предложение, если вижу, что они лучше, ярче моих собственных.
■ Любимый спектакль? Трудный вопрос. В каждый спектакль, в каждую роль ты влюбляешься, без этого нельзя. И это при том, что у меня были и не любимые спектакли, и спектакли, которые я терпеть не мог. Но если ты профессионал, будь добр надевай на себя личину и иди играй, живи на сцене. У нас в этих случаях говорят: «Зритель не виноват, это твои проблемы».
■ Театр будущего? Он будет другой. Он сейчас другой, чем был 40-50 лет назад. Театр потому и живуч, что он мимикрирует, видоизменяется, приспосабливается ко времени, пытается угадать, предвосхитить время. В одном он неизменен и тем ценен — он живая эмоция, и вызывает эмоцию через живых актеров, которые лицедействуют на сцене здесь и сейчас.
■ Есть такое понятие «актерские сны». Очень точно оно передано в фильме Луиса Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии», в сцене, когда компания садится обедать за стол, а оказывается, что они на сцене и зрительный зал полон. Так вот эти сны — ад. Часто снится, что ты за кулисами, вот-вот должен начаться спектакль, а ты не помнишь, с чего начинается твоя роль, ты бежишь к помощнику режиссера, чтобы подсмотреть текст, а его нет на месте. Время истекает, спектакль начинается, ты выходишь и несешь с умным видом какую-то ахинею… Хотя до этого часто не доходит, ты просыпаешься в холодном поту и благодаришь Бога, что это был только сон.

Евгения Белоцерковская, актриса:

■ Чудесным образом случилось так, что я родилась в актерской семье. Мама, отец, дедушка принадлежат к актерской братии… И жили мы в доме, специально построенном для артистов театра. Все свое время я проводила в закулисье, ездила с родителями на гастроли. Это была моя среда обитания, мое пространство, где мне хорошо. Ни о чем другом я никогда не мечтала. Всегда и сразу хотела быть актрисой. У меня были лучшие учителя с детства! Мой отец, моя мама, дед, замечательные и любимые мной артисты Брестского драматического театра, где я провела все свое детство. А после это были и чудесные «старики» нашего Могилевского театра драмы. Благодарна им за все.
■ Что для меня наш театр? Сейчас все поголовно отказываются от понятия «театр-дом». Не модно это. Но получается, что для меня это так. Вся моя жизнь так или иначе связана с ним. Родители, любовь, друзья, учителя и любимая профессия! Это круто. И я счастливая девчонка.
Это счастье, если в жизни артиста была или есть роль, в которой он мог бы высказаться, выразить себя, отдать свою любовь и энергию без остатка… У меня была такая роль. Мне повезло. Очень. Это была роль Карлы в спектакле «Ночь Гельвера», который поставил наш артист и режиссер Владимир Петрович. Сама пьеса, мой партнер Глеб Богаевский и вообще вся постановочная команда были потрясающими. Все сошлось тогда. Получился прекрасный, трагический спектакль… Но и другие роли все были замечательные по-своему. Я их все люблю.
Театр будущего?.. Мне бы хотелось, чтобы появлялось больше ярких индивидуальностей, личностей, характеров. Чтобы в нашу профессию приходили не потому, что интересно попробовать быть артистом, а потому что невозможно не быть им, потому что я и есть артист — всегда!

Анжелика Барчан, актриса:
В театре я седьмой год. Пришла сюда в 18 лет и поначалу работала реквизитором. Пришла сюда в 18 лет и поначалу работала реквизитором. Именно тогда я познакомилась с теми людьми театра, которые не так известны, как актеры, но чья работа не менее трудная и важная. Реквизиторы, как и костюмеры, гримеры работают до спектакля, во время спектакля и после спектакля и заслуживают отдельного уважения.
Я часто задаюсь вопросом, достаточно ли у меня таланта, мастерства, чтобы называть себя актрисой, позволять себе выходить на сцену и нести зрителю какие-то эмоции. Наверное, подобным вопросом задаются все актеры, и он необходим для того, чтобы развиваться в профессии.
Я бы очень хотела сказать, что мне не приходилось использовать актерское мастерство в жизни, потому что я учусь, стараюсь быть открытым и честным человеком прежде всего с самой собой. Когда ты честный, ты не играешь. Но вместе с тем все мы играем по жизни, и порой это не столько зависит от нашего желания, сколько от наших зажимов, комплексов, болей, ситуаций, в которые мы попадаем… Но актеры в этом смысле более гибкие и подготовленные к нестандартным ситуациям люди.
Любовь к роли зависит не от ее масштабов, а от того, например, каким был процесс работы с режиссером. Для меня каждая роль любима и важна, но ведь есть такой момент: в какой-то период жизни ты находишь нечто общее с одним персонажем, в какой-то — с другим. Бывает, ты такой счастливый и влюбленный в этот день, что играть горе и потерю ну совсем не хочется. И тогда любимая роль становится немножко работой.
Я очень люблю быть зрителем в театре, особенно когда попадаю на хорошие интересные спектакли. К сожалению, смотреть чужие спектакли доводится нечасто. Это может быть 1-3 спектакля в месяц, а может, и ни одного. Фестиваль «М.art.контакт» в этом смысле замечательная площадка, мы, можно сказать, не выходя из дома, можем увидеть лучшие постановки. Фестиваль расширяет наши границы, позволяет увидеть свои недостатки и в то же время возможности для развития.

А знаете ли вы, что…

• 20 марта 1888 года был заключен первый контракт между городом и антрепренером,«почетным гражданином из Орла Г.Деркачем» (настоящая фамилия Любимов). Антреприза Г.Деркача открыла зимний сезон 25 сентября 1888 года.
• В 20-м веке на сцене театра пел Ф.Шаляпин, играл С.Рахманинов, выступала В.Комиссаржевская, аплодировал Николай II, принимали парады А.Колчак, М.Калинин и Ф.Дзержинский.
• В театре сохранилась царская ложа с вензелем, где в годы Первой мировой войны смотрел кинохроним Николай II.
• До 1928 годе в театре не было постоянной трупт передвижную русскую труппу создал актер и режиссер В.В.Кумельский.
• В 1931 году коллектив стал называться Первым русским театром БССР, а в 1932 году
— Государственным русским театром БССР, в 1947 году он был переведен в Минск.
• В 1954 году в Могилев переехал Пинский областной драматический театр им. Я.Купалы и стал называться Могилевским областным драматическим театром.
• Нынешний коллектив работает в здании, реставрация которого закончилась в 2000 году.
• Сегодня труппа Могилевского областного драматического театра насчитывает 34 актера.

Актерские суеверия
Считается, что если текст роли падает на пол, роль артисту не удастся и спектакль будет провален. Если артист роняет текст во время репетиции, нужно сесть на него и вспомнить трех выдающихся режиссеров. Говорят, что садились все, и самые-самые маститые, и в самых непредсказуемых местах, удивляя обывателя, не знающего о суеверии.
Перед выходом на сцену у каждого артиста тоже есть свой «микроритуал»: кто-то крестится, кто-то делает 10 глубоких вдохов, некоторые стучат по всем деревянным предметам во время пути к сцене, тем самым как бы отгоняя злых духов…
Бытует мнение, что некоторые роли и пьесы опасно играть. Так ставят на свой страх и риск шекспировский «Макбет». При этом стараются впрямую не называть пьесу. То же самое касается и романа Булгакова «Мастер и Маргарита».
А вот если на сцене артист найдет гвоздь, у него скоро будет новая роль.