Где просто — там ангелов со сто

Гришанова, Л. «Где просто — там ангелов со сто» : [священослужитель Могилевской епархии отец Николай Ковалев] / Людмила Гришанова // Днепровская неделя. — 2021. — 10 февраля. — С. 4.

12 февраля одному из старейших священнослужителей Могилевской епархии о. Николаю Ковалеву исполняется 90 лет. Люди, не знающие батюшку, удивляются: в таком почтенном возрасте еще служит? А он не просто служит Господу Богу, но и окормляет сельские церкви. Оба храма — Свято-Успенские, в Голенях и Сухарях. В епархии несет послушание духовника, т. е. принимает исповедь у других священников.
Когда о. Николай участвует в богослужениях в Трехсвятительском кафедральном соборе, то после службы к нему выстраивается очередь из желающих получить благословение, услышать доброе слово. Многие обращаются к батюшке за молитвенной помощью, но мало кто знает о его непростом жизненном пути.

«В партизанский лес густой»
Родился Николай Мефодьевич в деревне Заболотье Семукачского сельсовета в крестьянской семье третьим по счету ребенком. После него у родителей появилось еще четверо.
— У меня было два брата и четыре сестры, — говорит о.Николай. — Никого из них не осталось в живых.
Его деды — Степан по материнской линии и Данила по отцовской — были лихими казаками. В Первую мировую войну воевали в составе 1-го казачьего отряда. В детстве он любил играть с их казачьими шашками и георгиевскими крестами. За давностью времени неизвестно, куда делись награды. «Растащили по деревне», — комментирует батюшка. Вполне возможно, как случалось в других семьях, за георгиевские кресты в голодное время выменивали продукты питания.
Рос Николай, как и все крестьянские дети, в трудах, помогал родителям, до начала Великой Отечественной войны окончил три класса. Испытания выпали на долю парнишки и его семьи, когда на родную землю пришли захватчики.
— Когда наши отступали, после их ухода оставалось много брошенного оружия, — вспоминает о.Николай. — Мы его собирали и закапывали в землю, чтобы не досталось врагу.
По словам священника и подсказкам сына, знающего отцовскую биографию «назубок», в Заболотье остановились на постой немцы. Старший брат Алексей ушел воевать в партизаны, стал пулеметчиком. Вот тогда и пригодилось оружие, припрятанное пацанами. 10-летний Николай подсказывал брату места тайников и помогал откапывать автоматы-пулеметы. Когда немцы с целью устрашения стали расстреливать партизанские семьи, то всем Ковалевым пришлось уйти в лес. Их хату оккупанты сожгли… Тем более, что на фронте сражались оба деда-казака.
— Деды погибли в начале войны, — поясняет батюшка и уточняет, что их семья ушла жить в лес в 1943 году. Выкопали землянку, в ней лето и прожили. В холодное время года квартировали в деревне Друть Белыничского района. Брата Алексея, раненного в ноги, с партизанского аэродрома самолетом отправили на лечение в Москву.

С гармошкой по жизни
После освобождения родной земли стали засевать поля. В плуги впрягали по 5—6 женщин и подростков. Николай тоже ходил за плугом. Потом брат Яшка и сестра Аня уехали на заработки в Западную Белоруссию, где нанимались косить и пасти коров. Николай последовал за ними, словно беду почувствовал… Ходил по деревням, расспрашивал сельчан в поисках брата и сестры.
Аню нашел в сарае, где она лежала, больная тифом. Он нашел ее своевременно, ухаживал за сестрой, и она выжила. В той деревне пробыли лето, заработали зерна. По возвращении подросток пошел учиться в четвертый класс. Окончил семилетку.
— Работал трактористом в колхозе, о Боге тогда не думал, — признается батюшка. — На три месяца призывали в армию на сборы. В колхозе стал бригадиром.
Как и многие другие в то время, в поисках лучшей доли отправился в 28-летнем возрасте в Могилев, где устроился работать электромонтером на молокозавод.
— 30 лет отработал на одном месте, — рассказывает Николай Мефодьевич. — С сестрой Аней купили на Менжинке дом дореволюционной постройки у дедка, от которого осталась икона Спасителя в посеребренном окладе.
Возможно, та икона стала «первым звоночком» для Николая Ковалева, весело проводившего молодость. От старшего брата, с которым после войны ходили играть по свадьбам, ему досталась гармонь, принадлежавшая когда-то деду Даниле. Лихой гармонист познакомился на вечеринке, где играл, и с будущей женой Лидией, учившейся в строительном техникуме.
— Она пришла с другим кавалером, а мне понравилась, — делится батюшка. — Я поиграю, гармошку отставлю, с Лидией поговорю. Так с вечеринки она со мной и ушла.
Лида родилась в Кареличском районе Гродненской области и была очень верующей. Поженились в 1962 году. После женитьбы стал с ней захаживать в Борисо-Глебскую церковь. Вместе с женой он ездил в Жировичский монастырь, где устраивались трудниками.
— Я с ними тоже ездил, когда учился примерно в 5 классе, — вставляет слово сын Игорь Николаевич. — Помню, как с монахами рыбу ловил…
Матушка Лидия была единомышленницей супруга. Вместе они любили петь народные псалмы. Особенно те, что посвящаются небесному покровителю Николая Мефодьевича: «А кто, кто Миколая любит, кто, кто ему верно служит, тому святый Миколай во всякий час помогай».
К сожалению, матушка ушла из жизни в мир иной. Но выросли любимые дети — Игорь и Наталья.
Сын стал помощником отца, пройдя свой определенный жизненный отрезок пути. После окончания машиностроительного института работал инженером. В лихие 1990-е подался в бизнес.
— Приходилось иметь дело с бандитами, — признается Игорь Николаевич. — Живым остался по молитвам матери.
А по молитвам отца сын пришел к Богу и служит в храме дьяконом.

«Народный батюшка»
«Не было б счастья — да несчастье помогло», — говорят в народе об особых жизненных ситуациях. В судьбе Николая Ковалева Промыслом Божьим стала болезнь: обострилась язва.
— Не мог есть, операцию надо было делать. Детки маленькие были, — поясняет юбиляр. — Операцию делали четыре часа. Во время ее в бессознательном состоянии видел ангелов. После этого у меня произошел перелом в сознании. Оставил работу и стал служить пономарем в Борисо-Глебской церкви.
Рукоположение в священнический сан состоялось в декабре 1980 г. в Свято-Духовом соборе Минска. Рукополагал будущего батюшку епископ Пинский Афанасий. О.Николаю довелось служить в Чаусах, Больших Лозицах, Чечевичах: храмы ему доставались в «полуразваленном» состоянии. Их приходилось восстанавливать, ремонтировать. Пару лет в конце 1990-х был настоятелем Борисо-Глебской церкви, служил в Полыковичах. В 2000 г . основным приходом стал Сухаревский. Духовные чада батюшки рассказывали о том, как после отпевания отца большого чиновника тот прислал на ремонт полов храма в Сухарях вагон досок.
При церкви под руководством о. Николая была построена колокольня, возведен дом паломника, сделана в деревне купель на источнике, где раньше находилось заболоченное место.
Верующие люди с любовью называют протоиерея «народным батюшкой». Верят каждому его слову, почитают старцем, но не из-за возраста, а из-за силы его молитвы, из-за готовности прийти на помощь любому, кто в ней нуждается, из-за духа нестяжательности. О.Николай жи­вет очень скромно — в общежитии. Духовные чада священника проживают в разных уголках Беларуси, на службы в сельские храмы люди приезжают из Минска, Витебска, Солигорска… Кто-то добирается на автомобилях, а кто из Могилева в Сухари первым автобусом.
Батюшка Николай прост в общении с людьми. Про таких угодников Божиих говорят: «Где просто — там ангелов со сто».
Людмила ГРИШАНОВА, заведующая церковно-археологическим кабинетом Могилевской епархии.