Галина Кононова: «Наверное, так и должно быть: мужчина — разум, женщина — душа»

Кононова, Г. Галина Кононова: «Наверное, так и должно быть: мужчина — разум, женщина — душа» : [интервью с могилевской художницей Галиной Кононовой] / Галина Кононова ; беседовала Галина Хитрикова // Магілёўскія ведамасці. — 2021. — 5 сакавіка. — С. 11.

Женское счастье — что это? Счастливое материнство? Верный и надежный друг рядом, разделяющий твои увлечения, же­лания, стремления? А может, это возмож­ность заниматься в жизни тем, к чему стремится душа, в чем сердце находит радость? А возможно ли оно без любви к себе, окружающему миру, к жизни? Тема вечна, как сама женщина, и всегда актуальна. Поговорить о ней пригласи­ли известную Могилевскую художницу Галину КОНОНОВУ, имеющую за плечами огромный жизненный и творческий опыт. Но разве можно разговорить с художни­цей и не коснуться ее творчества?

Расскажите о себе: где родились, кто родители?

Родилась я в живописном поселке городского типа с поэтичным названием Зеленый Бор в Минской области, где название как нельзя лучше отражает те удивительные красоты моей малой родины и где дома разместились в самом сосновом бору с упоительным воздухом. Где небо глядится в лесные озера, а земля изобилует бесчисленными дарами: плодами, ягодами, грибами, ароматами трав, полевых цветов и солнцем. Где до сих пор водятся бобры и прямо у поселка плавают черные лебеди. Где живут красивые и трудолюбивые люди, к которым относятся и мои родители — простые, мудрые и бесконечно дорогие.

Когда появилось желание быть художником?

Этот осознанный выбор я сделала в 12 лет, когда мама привезла из Минска новость о том, что есть там такая особенная школа для одаренных детей, где обучают музыке и рисованию. Надо сказать, что это известие захватило все мое существо — мне стали сниться величественные дворцы с колоннами, по лестницам которых я поднимаюсь в свое будущее. Я настояла на том, что мы обязательно должны ехать сдавать экзамены, и меня не пугало даже то, что за плечами было только четыре класса общеобразовательной и год музыкальной школы. Правда, сколько себя помню — я не выпускала карандаш из рук, а самым желанным подарком была огромная, на 96 штук, коробка цветных карандашей с изумительной палитрой цветов, среди которых был даже… белый! Сдавали мы аттестат, где у меня было «отлично» по всем предметам, и три экзамена по специальности: рисунок, живопись, композицию. И хотя мне было до конца неведомо, что такое композиция, но после объяснения педагога я выдала сюжет: длинная уходящая вдаль и упирающаяся прямо в небо дорога, с деревьями по обе стороны и девочка со спины, идущая по ней. Именно за воссозданную перспективу я и была зачислена в пятый класс Республиканской школы-интерната по музыке и изобразительному искусству. С этих пор жизнь моя стала самостоятельной.

Образование для художника — необходимость? Чему научиться можно, а чему нельзя? Может ли художественное образование ограничивать свободу и ставить человека в рамки, которых до этого не существовало?

После школы у меня было еще шесть лет учебы на кафедре живописи в Белорусском государственном театрально-художественном институте. С восхищением и благодарностью вспоминаю всех педагогов, с которыми меня свела судьба, всю ту заботу, ответственность, воспитание духа и прививки любви к делу, которому служишь. Я не могу согласиться с современными измышлениями о том, что школа и освоение ремесла только ме­шают и никак не способствуют развитию мастера. Именно знания и навыки дают полную свободу самовыражения, а приобретенные навыки художник продолжает развивать всю свою жизнь, шлифуя профессионализм. Без школы не может быть глубины творчества, без школы — ты как неоперившийся птенец без крыльев. Исключением может быть только уникальный самородок, но таких — единица на тысячу. Я глубоко убеждена в том, что без Божественного дара, без труда и стремления, без духовного роста художника, потребности в творчестве и отдачи невозможно до конца состояться.

Работы Галины Кононовой — это всегда всплеск эмоций, невероятное сочетание цвета: работы светятся жизнью! Но привлекают они не только виртуозным техническим исполнением, но и своими идеями. Что для вас самой первостепенно — уникальный творческий замысел или уровень реализации?

— Замысел всегда первостепенен, а когда вплотную подходишь к реали­зации, там уже целиком захватывают чувства и ты больше не властен над этой вдохновенной силой и мощью. Наверное, именно поэтому в основном я работаю долго, с перерывами, наслоениями фактур, эмоционально — переписываю холст, меняя композицию, а не выверенно штудирую из одного угла в другой. Работа над холстом — это священнодействие, танец, импровизация. Холст должен быть заряжен энергией творца, его дыханием — он должен стать живым. Пожалуй, только последний мой проект «Калыска памяці» выверен от начала до конца, так как этого требовал замысел и поставленные задачи — работа с семейным фотоархивом, историческим материалом требовала точности и скрупулезности. Да и техника исполнения была выбрана иная.

Откуда черпаете идеи для сюжетов?

— Моей главной темой в творчестве является женский образ — в нем и черпаю главный сюжет. Еще со времен Адама женщина окутана ореолом тайны и загадки, создано множество мифов и сказаний: она богиня и ведьма, красавица и чудовище, ангел и демон во плоти, Ева, мадонна и… Богородица! И столь противоречивый образ не может не притягивать взоры творцов. И не зря во все времена именно женщина является источником вдохновения художников,  музыкантов, писателей и поэтов. В каждой эпохе существует свой идеал, переданный через женский образ, правда, в основном творцами-мужчинами, которые поистине считаются знатоками женской души. Однако каждый художник стремится к тому, что непосредственно волнует и интересует его самого, а воссозданные образы — суть глубины, чистоты и духовной наполненности самого творца. Моя муза — это современница, образ, пропущенный через мою душу, мой взгляд на мир, мое понимание места и предназначения женщины. Ее миссия в созидании мира, красоты, душевного тепла и любви. Мягкая сила, способная изменить этот агрессивно выстроенный и самоуничтожающийся мир.

Кононовы в Могилеве — это творческая династия. И в ней прима — на этом, кстати, часто акцентируют внимание во время торжественных церемоний открытия выставочных проектов Галина Николаевна. Супруг скульптор Владимир Кононов никогда не высказывал с этим своего несогласия. Поэтому, наверное, люди из творческой среды, поклонники вашего таланта так часто говорят об успешном творческом союзе Кононовых. А если вернуться к прозе жизни, сложно быть художником и женой скульптора?

Жизнь бесконечно подбрасывает сюрпризы, приятные и не очень — именно этими испытаниями человек и возрастает в духе. Поэтому, рассуждая на тему «сложно ли быть художником и женой», отвечу: важно верно научиться расставлять приоритеты, никого не ущемляя в правах, а в творчестве быть целеустремленным и последователь­ным, так как в служении искусству — истинная радость, наслаждение и жизнь художника. В нашем союзе как-то само собой организовалось пространство взаимодействия и поддержки, поэтому основная жизнь происходила в мастерской, где наша младшая дочь Анна «выросла под мольбертом» и стала художником. Со старшей дочерью Анастасией, которая родилась еще на первом курсе учебы в институте, нам помогали родные, а Володя умудрялся совмещать учебу, вести изостудию и обеспечивать семью материально. Наш союз — это «единство противоположностей». Кто-то из зрителей на выставке «Соло на двоих» написал отзыв: «Лед и пламя!». Наверное, так и должно быть: мужчина — разум, женщина — душа. Мой супруг обладает удивительными качествами: он умен и выдержанный в действиях, который вовремя охлаждает мой эмоциональный накал; он восхищен женщинами в искусстве, их талантом, утонченностью и силой одновременно; он искренне восхищен нашими с дочерью устремлениями в творчестве и в живописи, поэтому я безмерно благодарна ему за мудрость, терпение и спокойный нрав. Да, по натуре я сильный человек, но без такой тактичной поддержки и понимания не знаю, как сложилась бы моя судьба как художника. На нашем пути было много испытаний, и поэтому «Слава Богу за все!»

Лично для вас Владимир Кононов идеал мужчины?

Не только мужчины, но и супруга. Не зря же мы столько лет вместе, еще и находимся в активном творческом развитии. Любая женщина ждет от мужчины внимания, понимания, содействия и помощи. Ответственность — главное качество мужчины. Как и в любом союзе, небо не может быть всегда безоблачным, конечно, и у нас есть свои секреты преодоления дождливой погоды. Главное, научиться сообща приближать солнечный день.

Вашему браку и творческому союзу более сорока лет. В чем его секрет долголетия?

Да, мы приближаемся к сапфировой свадьбе, но кажется, что время нашей юношеской влюбленности было только вчера и мы вместе выпорхнули со школьной скамьи, кружась в выпускном вальсе. Секрет долголетия нашего супружеского и творческого союза прежде всего в любви и дружбе, сотрудничестве, в самоотдаче, сопереживании, в терпении, мудрости, умении слушать и слышать, в уважении личного пространства каждого, в присутствии такта в общении, умении своевременно оказаться рядом. А еще у нас с мужем разные биологические часы, он — жаворонок, я — сова, поэтому мы не успеваем надоесть друг другу. Бог только соединяет сердца на Небесах, а остальное время — это непрерывный труд самих любящих сердец.

Огромное спасибо за беседу. Сча­стья и долголетия вам!