Андрейчикова, Т. «Народные ремесла — моя профессия» : [интервью с методистом УК «Могилевский областной методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы Татьяной Андрейчиковой] / Татьяна Андрейчикова ; беседовала Кристина Башаримова // Могилевская правда. — 2021. — 25 февраля. — С. 14.
В последнее время самой актуальной проблемой в сфере культуры является обеспечение кадрами, причем специалистами, которые смогут решать современные задачи.
Их для учреждений культуры готовят специальные учреждения образования. Однако получить знания, умения и навыки — это одно, а суметь применить их на практике — это уже совсем другая задача. Параллельно с получением образования очень важно, чтобы студент, будущий специалист, формировал в себе уважительное и ответственное отношение к своей будущей профессии как к делу всей своей жизни. А практика, если нужно, внесет свои коррективы.
Знакомьтесь! Татьяна Николаевна Андрейчикова, методист 1 категории учреждения культуры Могилевского областного методического центра народного творчества и культурно-просветительной работы.
Таня — молодой специалист, в центр пришла в марте прошлого года. И за столь короткое время успела соткать рушники и салфетки, дорожки и пояса, а также гобелен.
— Таня, расскажи немного о себе. Откуда появилось увлечение ткачеством?
— Еще в детстве я любила шить, вышивать и рисовать. Всю жизнь меня окружали творческие люди, благодаря которым я сначала попала в художественную школу, а потом поступила в Могилевский государственный колледж искусств на специальность «Дизайн». После окончания колледжа я решила учиться дальше и поступила в Белорусский государственный университет культуры и искусств на специальность «народные ремесла». Каждый семестр на предмете «Материаловедение» мы пробовали различные виды ремесел: соломоплетение, керамика, роспись по стеклу, роспись по ткани, чуть позже резьба по дереву. Все понемногу, в том числе и ткачество. После двух лет обучения выбирали себе конкретное направление, чем мы будем заниматься дальше. Я выбрала гобелен, потому что он был более доступный и интересный для меня по сравнению с другими видами ремесел.
— Чем притягивает этот вид творчества?
— Ткачество — одно из самых ранних видов декоративно-прикладного искусства, которое не потеряло актуальность на данный момент и продолжает активно развиваться. Гобелен, например, как разновидность ручного ткачества, интересен и сегодня, он несет в себе не только утилитарную функцию, но и выступает как самостоятельное произведение искусства. Интересно, когда из-под твоих рук появляются узоры, которые затем соединяются в единую композицию.
— Какие изделия нравится ткать?
— В целом мне нравится ткать все: и пояса, и рушники, и дорожки, и гобелены. По-своему все интересно. Я пробовала разные виды плетения поясов: плетение на пальцах, дощечках, бердо, крученые пояса. Больше всего мне понравилось ткать на бердо. На гобелен уходит больше времени, но работы получаются эффектнее. А так как гобеленом я занимаюсь уже где-то 4 года и освоила традиционные техники его плетения, мне бы хотелось развиваться дальше и в других видах ткачества. Например, сейчас осваиваю ткацкий станок.
— наши дни мастеров, умеющих ткать гобелены, не так уж много. Знаем, что твоими руками был соткан гобелен «Купалье» к прошлогоднему республиканскому празднику «Купалье». Над чем сейчас работаешь?
— Сейчас я делаю гобелен для центра по мотивам картины А.Куинджи «Березовая роща». Размер работы — 100×80 см. Если говорить о том, сколько времени понадобится для его изготовления, — примерно несколько месяцев. В гобелене немалую роль играет терпение, так как работа очень монотонная. А у меня с детства любовь к кропотливой работе.
— Какие техники плетения используешь в гобелене?
— Для его создания я использую две основные техники: «ковровый узел» и традиционное шпалерное ткачество. Работа в технике «ковровый узел» достаточно кропотливая. При такой технике гобелен получается объемным и рельефным. Помимо того, что больше надо проложить основную массу ворса, я его еще остригаю до необходимой длины, которая варьируется на разных участках, чтобы создать эффект пространства. Когда объект на рисунке уходит вдаль, на гобелене этот участок будет гладким, а тот объект, который располагается ближе ко мне, будет более объемным. В данном гобелене используется не менее 15 цветов. В среднем в день у меня получается сплести 2—3 см, бывает и больше. Все зависит от сложности участка, количества цветов нитей, а также размера гобелена.
— Сейчас много говорят о том, что молодежи не интересны народные ремесла, что они не актуальны в современном обществе. А как ты думаешь?
— Народные ремесла всегда будут актуальны. Все те, кто учится на художественных специальностях, особенно связанных с декоративно-прикладным творчеством, начинают свое обучение с освоения традиционных ремесел, и уже в дальнейшем на этой базе они начинают развиваться и вносят свои изменения в технологии народных ремесел, у них появляется свой стиль работы. И даже несмотря на то, что современные мастера разрабатывают свои авторские техники плетения, вводят в работы современные материалы – в основе лежат технологии, которые идут от истоков ткачества.
Сказать, что народные ремесла забываются — нет, я не думаю. Ведь это интересно не только для тех, кто непосредственно связан с творчеством, но и для тех людей, которые в своей профессии далеки от этого. Сейчас существует множество художественных мастерских по обучению традиционным видам ремесел для людей различных возрастных групп. А также проходит множество выставок и ярмарок, где люди знакомятся с традиционными видами ремесел, участвуют в мастер-классах и приобретают изделия мастеров. К тому же сейчас актуальна тема экологии. А при изготовлении традиционных изделий, как правило, используются экологически чистые материалы, что немаловажно в современной жизни.
— Ты молодой специалист. На начальном этапе работы какая помощь и поддержка нужна молодому специалисту и ощущаешь ли ты ее в центре?
— Практически каждому человеку приходится столкнуться с процессом адаптации, приходя на новую работу. Молодому специалисту в этом плане еще сложнее. Первое, с чем он сталкивается на работе, — недостаток практических знаний. Помимо этого трудности появляются еще из-за нового распорядка дня, новых обязанностей, ответственности…
Здесь, в центре, я получаю колоссальную помощь со стороны моих коллег в освоении технологии ткачества, также благодаря работе здесь я могу участвовать в семинарах для расширения своих знаний, в республиканских и международных выставках и конкурсах. А это для молодого специалиста немаловажно — показать себя и свои умения.
— Какие перспективы, связанные с твоей профессией, видишь для себя в будущем?
— Перспективы? Пока я работаю в центре, могу развиваться в направлении ткачества. Я хочу освоить ткачество на станке, чтобы в дальнейшем применять этот навык в своем творчестве. Есть в мыслях различные проекты, в том числе и с коллегами, мы думаем, какие изделия можно изготавливать с помощью ткачества помимо традиционных, пробуем совмещать различные техники и материалы. Есть мысли о том, чтобы разработать мастер-классы на базе центра по различным видам и техникам ткачества для широкой аудитории. Надеюсь, что со временем это воплотится в жизнь.