Народные ремесла – моя профессия

Андрейчикова, Т. «Народные ремесла — моя профессия» : [интервью с методистом УК «Могилевский областной методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы Татьяной Андрейчиковой] / Татьяна Андрейчикова ; беседовала Кристина Башаримова // Могилевская правда. — 2021. — 25 февраля. — С. 14.

В последнее время самой актуальной проблемой в сфере культуры является обеспечение кадрами, причем специалистами, которые смогут решать современные задачи.

Их для учреждений культуры готовят специальные учреждения образования. Однако получить знания, умения и на­выки — это одно, а суметь применить их на практике — это уже совсем другая задача. Параллельно с получением об­разования очень важно, чтобы студент, будущий специалист, формировал в себе уважительное и ответственное от­ношение к своей будущей профессии как к делу всей своей жизни. А практика, если нужно, внесет свои коррективы.

Знакомьтесь! Татьяна Николаевна Андрейчикова, методист 1 категории учреждения культуры Могилевского об­ластного методического центра народ­ного творчества и культурно-просвети­тельной работы.

Таня — молодой специалист, в центр пришла в марте прошлого года. И за столь короткое время успела соткать рушники и салфетки, дорожки и пояса, а также гобелен.

— Таня, расскажи немного о себе. Откуда появилось увлечение ткаче­ством?

— Еще в детстве я любила шить, вышивать и рисовать. Всю жизнь меня окружали творческие люди, благодаря которым я сначала попала в художе­ственную школу, а потом поступила в Могилевский государственный колледж искусств на специальность «Дизайн». После окончания колледжа я решила учиться дальше и поступила в Бело­русский государственный университет культуры и искусств на специальность «народные ремесла». Каждый семестр на предмете «Материаловедение» мы пробовали различные виды ремесел: соломоплетение, керамика, роспись по стеклу, роспись по ткани, чуть позже резьба по дереву. Все понемногу, в том числе и ткачество. После двух лет об­учения выбирали себе конкретное на­правление, чем мы будем заниматься дальше. Я выбрала гобелен, потому что он был более доступный и интересный для меня по сравнению с другими вида­ми ремесел.

— Чем притягивает этот вид твор­чества?

— Ткачество — одно из самых ранних видов декоративно-прикладного искус­ства, которое не потеряло актуальность на данный момент и продолжает актив­но развиваться. Гобелен, например, как разновидность ручного ткачества, инте­ресен и сегодня, он несет в себе не толь­ко утилитарную функцию, но и выступает как самостоятельное произведение ис­кусства. Интересно, когда из-под твоих рук появляются узоры, которые затем соединяются в единую композицию.

— Какие изделия нравится ткать?

— В целом мне нравится ткать все: и пояса, и рушники, и дорожки, и гобе­лены. По-своему все интересно. Я про­бовала разные виды плетения поясов: плетение на пальцах, дощечках, бердо, крученые пояса. Больше всего мне по­нравилось ткать на бердо. На гобелен уходит больше времени, но работы полу­чаются эффектнее. А так как гобеленом я занимаюсь уже где-то 4 года и освои­ла традиционные техники его плетения, мне бы хотелось развиваться дальше и в других видах ткачества. Например, сей­час осваиваю ткацкий станок.

—  наши дни мастеров, умею­щих ткать гобелены, не так уж много. Знаем, что твоими руками был соткан гобелен «Купалье» к прошлогоднему республиканскому празднику «Купа­лье». Над чем сейчас работаешь?

— Сейчас я делаю гобелен для цен­тра по мотивам картины А.Куинджи «Березовая роща». Размер работы — 100×80 см. Если говорить о том, сколько времени понадобится для его изготов­ления, — примерно несколько месяцев. В гобелене немалую роль играет терпе­ние, так как работа очень монотонная. А у меня с детства любовь к кропотливой работе.

— Какие техники плетения исполь­зуешь в гобелене?

— Для его создания я использую две основные техники: «ковровый узел» и традиционное шпалерное ткачество. Работа в технике «ковровый узел» достаточно кропотливая. При такой тех­нике гобелен получается объемным и рельефным. Помимо того, что больше надо проложить основную массу ворса, я его еще остригаю до необходимой длины, которая варьируется на разных участках, чтобы создать эффект пространства. Когда объект на рисунке уходит вдаль, на гобелене этот участок будет гладким, а тот объект, который располагается ближе ко мне, будет более объемным. В данном гобелене используется не менее 15 цветов. В среднем в день у меня полу­чается сплести 2—3 см, бывает и боль­ше. Все зависит от сложности участка, количества цветов нитей, а также разме­ра гобелена.

— Сейчас много говорят о том, что молодежи не интересны народ­ные ремесла, что они не актуальны в современном обществе. А как ты думаешь?

— Народные ремесла всегда будут актуальны. Все те, кто учится на художественных специальностях, особенно связанных с декоративно-прикладным творчеством, начинают свое обучение с освоения традиционных ремесел, и уже в дальнейшем на этой базе они начинают развиваться и вносят свои изменения в технологии народных ремесел, у них появляется свой стиль работы. И даже несмотря на то, что современные мастера разрабатывают свои авторские техники плетения, вводят в работы современные материалы – в основе лежат технологии, которые идут от истоков ткачества.

Сказать, что народные ремесла за­бываются — нет, я не думаю. Ведь это интересно не только для тех, кто непо­средственно связан с творчеством, но и для тех людей, которые в своей профес­сии далеки от этого. Сейчас существует множество художественных мастерских по обучению традиционным видам ре­месел для людей различных возрастных групп. А также проходит множество вы­ставок и ярмарок, где люди знакомятся с традиционными видами ремесел, уча­ствуют в мастер-классах и приобретают изделия мастеров. К тому же сейчас актуальна тема экологии. А при изготовле­нии традиционных изделий, как прави­ло, используются экологически чистые материалы, что немаловажно в совре­менной жизни.

— Ты молодой специалист. На на­чальном этапе работы какая помощь и поддержка нужна молодому спе­циалисту и ощущаешь ли ты ее в центре?

— Практически каждому че­ловеку приходится столкнуться с процессом адаптации, приходя на новую работу. Молодому спе­циалисту в этом плане еще слож­нее. Первое, с чем он сталкивается на работе, — недостаток практиче­ских знаний. Помимо этого трудности появляются еще из-за нового распоряд­ка дня, новых обязанностей, ответствен­ности…

Здесь, в центре, я получаю колос­сальную помощь со стороны моих кол­лег в освоении технологии ткачества, также благодаря работе здесь я могу участвовать в семинарах для расшире­ния своих знаний, в республиканских и международных выставках и конкурсах. А это для молодого специалиста нема­ловажно — показать себя и свои умения.

— Какие перспективы, связанные с твоей профессией, видишь для себя в будущем?

— Перспективы? Пока я работаю в центре, могу развиваться в направлении ткачества. Я хочу освоить ткачество на станке, чтобы в дальнейшем применять этот навык в своем творчестве. Есть в мыслях различные проекты, в том числе и с коллегами, мы думаем, какие изделия можно изготавливать с помощью тка­чества помимо традиционных, пробуем совмещать различные техники и мате­риалы. Есть мысли о том, чтобы разра­ботать мастер-классы на базе центра по различным видам и техникам ткачества для широкой аудитории. Надеюсь, что со временем это воплотится в жизнь.