«И жизнь — не лозунг и парад…»

Гришанова, Л. «И жизнь — не лозунг и парад…» : [«Магілёўскія ведамасці»: 30 лет с вами и для вас] / Людмила Гришанова // Магілёўскія ведамасці. — 2020. — 11 снежня. — С. 14.

Все, о чем написано и что опу­бликовано под данной рубри­кой, стало частью моей жизни. Хотя ветераном газеты не считаюсь, проработав в редак­ции корреспондентом 21 год из 30 лет ее деятельности. Но это не столь важно, с коллективом «МВ» мною были пережиты взлет популярности издания и постепенный ее спад, «беше­ные» тиражи и последующая борьба за каждого подписчика, довелось работать под руковод­ством трех редакторов — Григо­рия Киселя, Бориса Логовского и Светланы Шутовой.

Кентавр русалку полюбил…

Григорий Леонидович при­гласил меня на работу в пери­од, когда работала корреспон­дентом «Могилевской правды». В те годы я была молодая и по­дающая надежды журналистка, готовая взяться за любую «го­рячую» тему. Поскольку в редакции принято распределять между пишущими сотрудника­ми «фронт работ», т.е. опреде­лять, кто отвечает за конкрет­ные отрасли и районы области, чтобы события в них не оста­вались не замеченными прес­сой, то мне поручили, приняв спецкором в отдел социальной жизни, сотрудничество с Коми­тетом госконтроля Могилевской области. Приходилось писать о работе милиции, прокуратуры, таможни, социальных явлениях, сельском хозяйстве, промышленности. В общем, быть «и швецом, и жнецом, и на дуде игрецом». На этих темах отта­чивались перо и журналистский слог, но в то время думалось не о самосовершенствовании, а о том, где бы найти «забойный» сюжет или повод для инфор­мации. На поиск неординарных героев заметок и сюжетов со­трудников настраивал Григорий Кисель. Как-то пригласил меня к себе в кабинет и говорит: «Вот интересное письмо поступило. О том, что в Быховском районе в озере в Грудиновке живет русалка, а ее полюбил лесной кентавр. Поедете в команди­ровку?» Попросила ознакомить­ся с письмом. Под ним увидела подпись человека, в те годы ра­ботавшего частным юристом и активно поставлявшего информацию в нашу газету. Иногда — провокационного характера. «Вы ему поверили?» — изуми­лась в ответ. В то время желтая пресса только раскручивала по­добную тематику, пользовавшу­юся популярностью у некоторой части читателей. Я никогда не бралась писать о том, во что не верила сама. «Главное, чтобы вы не поверили», — улыбнулся редактор. Теперь я понимаю, что если бы он намеревался дать задание, то «расписал» бы письмо на мое имя, дескать, делайте с ним что хотите. Гри­горий Леонидович замечал на­строение каждого сотрудника, умел подбодрить, одним сло­вом, придать желания работать.

«МВ» были первой област­ной газетой, издававшейся на русском языке. Сегодня только представители старшего поколения помнят о том, как на референдуме голосовали за двуязычие в обществе. Как радовались, когда было разрешено писать в газету на русском языке, на котором большинство людей мыслило и разговари­вало. Когда нашего первого редактора перевели на повы­шение в Минск, то переживал весь коллектив.

При следующем руководите­ле Борисе Поповском, который до этого работал заместителем редактора, «МВ» стали отходить от сплошного информационно­го жанра в газете. Появились новые рубрики — «Детектив «МВ», «Житейские истории», «Сад и огород», «Могилевщина православная» и т.д. Газета, служившая прежде рупором перестройки и гласности, за­нимавшаяся разоблачением чиновников и вскрытием фактов социальной несправедливости, меняла свой курс. В сторону чтива для масс. Статьи ново­го направления требовали и больших размеров. Участились командировки в сельскую мест­ность. Борис Арсентьевич вну­шал журналистам: «Вы должны писать о том, что интересно подписчикам». Читателям было интересно все новое, неизве­данное — вроде деятельности экстрасенсов, колдунов, ша­манов. Местных и тех, что при­езжали на гастроли. А еще — те самые «детективы» газетного формата, которые строчил по материалам уголовных дел каждый пишущий сотрудник.

Моя «дорога к храму»

В то время стала искать темы, которые были интересны мне. Тайны истории привлекали со школьной скамьи, поэтому из­учение местных исторических событий привело в Госархив Могилевской области. Среди его материалов попадались те, что касались истории Могилев­ских храмов. В конце 1990-х годов эта тема, ранее закрытая для общества, была «непаханой целиной». Да и в районах, за информацию из которых не­сла ответственность, полным ходом шло восстановление церквей. В Дрибинском только начинали строить Спасо-Преображенский каменный храм. На Мстиславщине восстанав­ливался древний Александро- Невский собор. Вот тогда-то и началась моя личная «дорога к храму». Нынешние читатели встречают сегодня на страни­цах «МВ» и смежных изданий «Магилёускай прауды» и «Днепровской недели» мои статьи с подписью «Заведующая цер­ковно-археологическим каби­нетом Могилевской епархии». За несколько десятилетий до­шла…

А тогда, в 2002 году, на адрес редакции и на мое имя по по­чте пришло приглашение от настоятеля Петро-Павловского храма-памятника д.Лесная Славгородского района кан­дидата богословия протоиерея Георгия Соколова поучаство­вать в краеведческих чтениях, посвященных Евдокиму Ро­манову. С радостью отправи­лась в командировку вместе с коллегами — корреспондентом Николаем Рудковским и фото­корреспондентом Николаем Титовым. В таком составе мы чаще всего ездили «на район». Безусловно, побывали в самом Славгороде, где Николай Ва­сильевич встретился с героями своих будущих статей, а потом все вместе поехали в Лесную. В Петро-Павловской церкви мне впервые пришлось присутствовать на Божественной литургии, после окончания которой со­бравшимся в храме объявили о кончине архиепископа Мо­гилевского и Мстиславского Максима. В тот февральский день Николай Титов сделал снимок, памятный до сих пор. В центре на возвышении стоит храм-памятник, а перед ним раскинулась площадь, укрытая белым снегом, на котором от­печаталось множество следов, ведущих к церкви. По резуль­татам поездки написала статью «На поле брани у Лесной стоит храм-памятник святой». Спустя годы о. Георгий использовал этот заголовок для названия поэтического конкурса, посвя­щенного столетию Петро-Павловского храма.

Х<?д конкурса освещался в «МВ» при третьем редакторе Светлане Шутовой, назначен­ной после того, как коллектив осиротел в связи с уходом Бо­риса Логовского на заслуженный отдых по состоянию здо­ровья. Светлана Александровна при личном знакомстве с каж­дым из пишущих сотрудников выясняла, кто из нас на какие темы пишет. «Кому близко пра­вославие?» — поинтересовалась у одного, потом другого. После череды событий личной жизни с потерями родственников для меня православие не ограни­чивалось интересом к истории церквей, а стало неотъемлемой частью жизни. Шутова поручила мне освещать в газете данную тематику. Как человек испол­нительный, рьяно принялась писать о православной жизни Могилевской, а затем и Бо­бруйской епархий. Как-то Па­триарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет объявил республиканский конкурс среди СМИ и журналистов на лучшее освещение в прессе истории и современной жизни Православ­ной Церкви. В первом конкурсе мои материалы представляли «МВ»: газету наградили грамо­той. По итогам второго автору присудили первое место. На третий год мои статьи право­славной тематики были отмече­ны медалью Анастасии Узорешительницы II степени. В 2013 году вовремя про­ведения в Быхове Дня бе­лорусской письменности со­стоялась презентация моей книги «Святые истоки Моги­левской земли», изданной по инициативе Светланы Шуто­вой. В мероприятии принимали участие епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин (ныне—Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский) и про­тоиерей Георгий Соколов (ныне -председатель Синодального информационного отдела, и.о. пресс-секретаря БПЦ иеро­монах Афанасий (Соколов)). Владыка Вениамин, отзываясь о книге, назвал каждую из ее статей «жемчужиной словесно­сти», из которых складывается «ожерелье духовности».

В 2018 году на основании статей, напечатанных на стра­ницах «МВ» и других изданий КИУП «Информационное агентство «Могилевские ведомости», вышла моя книга «Светильники веры», послесловие к которой написал о. Георгий Соколов, завершив обозрение стихотвор­ными строками:

И жизнь — не лозунг и парад,

В ней веяное бывает.

Но очень нужен светлый

взгляд,

Который возвышает.