Сохраняя традиции, устремлены в будущее

Борсяк, Ю. Сохраняя традиции, устремлены в будущее : архитектурно-строительному колледжу — 90 лет! / Юлия Борсяк // Магілёўскія ведамасці. — 2020. — 15 снежня. — С. 7.

Архитектурно-строительный колледж в составе межгосударственного образовательного учреждения высшего образования «Белорусско-Российский университет» в Могилеве — одно из старейших учебных заведений Республики Беларусь. Традиционно в первой половине декабря учреждение отмечает очередную весомую дату. В этом году колледжу исполняется 90 лет. Долгое время считалось, что образован колледж в 1945 году, однако случайность помогла обнаружить оригиналы документов одной из первых выпускниц, и колледж начал отсчет своей истории по-новому.

Учебное заведение постоянно развивается. Совершенствуется учебно-материальная база. Лаборатории и мастерские оснащаются новым оборудованием, пополняется книжный фонд библиотеки. Выпускников архитектурно-строительного колледжа хорошо знают в организациях и учреждениях и высоко отзываются о них. «Золотым фондом» учебного заведения являются его преподаватели, носители славных трудовых традиций, зародившихся в советское время и свято сохраняемых и приумножаемых в наши дни. Занимается учреждение и инновационной деятельностью. Активно принимает участие в городских акциях и субботниках, спортивных мероприятиях, различных конкурсах от городских до международных.

Уважая прошлое — заботишься о будущем
С большим уважением в колледже относятся к своим ветеранам и выпускникам. К слову, последних за период с 1945 года насчитывается более 18 тыс. И нынешний директор Константин Башаркин — также из их числа. В 1992 году поступив в колледж, он не уходил отсюда за исключением тех лет, когда получал высшее образование. Прошел все ступеньки от преподавателя, заведующего отделением, до заместителя директора и директора. И вот уже 9 лет возглавляет коллектив.
— Поскольку значительная часть жизни связана с колледжем, мне дорого как само учебное заведение, так и его преподаватели, — делится Константин Андреевич. — В рамках научно-студенческого общества проводим встречи с ветеранами и записываем с ними аудио- и видеоинтервью для нашего музея, имеющего официальный статус. Также в многотысячной армии выпускников есть довольно известные люди. Готовясь к празднику, предлагаем и им записать свои поздравления родному колледжу. Мы гордимся успехами каждого выпускника и радуемся их победам.
Моя задача как директора — сохранись тот статус учреждения образования, который был создан руководителями и преподавателями прошлых лет.
Почти три с половиной десятка лет учебным заведением руководил Виктор Константинович Рабцевич (заслуженный учитель БССР, член-корреспондент Белорусской академии архитектуры). Он прошел учреждения образования, выпускники которого до сих пор приветствуются во всех организациях нашей республики. Крепкий костяк педагогов во главе с неравнодушным руководителем в то время позволил сформироваться заведению и стать престижным и узнаваемым. А потому колледж никогда не испытывал нехватку абитуриентов.
Именитых педагогов до сих пор вспоминают бывшие ученики на встречах разных лет, и всегда рады возможности повидаться. Трепетное отношение в колледже ко всем работавшим и работающим здесь профессионалам. Традиции принято продолжать и преумножать опыт.
Вся информация о выпускниках и ветеранах труда собирается и хранится в музее. Здесь уже проведена и продолжается огромная работа. Сейчас идет процесс создания виртуального музея.

Практико-ориентированность и постоянное развитие

Серьезное внимание уделяют в колледже укреплению материально-технической базы. В 2015 году был проведен текущий ремонт фойе учебного корпуса колледжа и улучшены социально-бытовые условия учащихся, проживающих в общежитии. Все работы производились собственными силами. Сохраняется столовая, в которую также закуплено современное оборудование. В  целях безопасности в общежитии была установлена система и наружного видеонаблюдения  за счет средств внебюджета.
Ежегодно колледжем приобретается и инвентарь на выделенные бюджетом средства. Проведен ремонт в существующих лабораториях и открыты две новые.
Профессиональная компетентность специалиста во многом определяется его практической подготовкой. Поэтому обучение по действующим программам предусматривает проведение. практических занятий, производственных, технологических и преддипломных практик. Большой опыт получают учащиеся, ежегодно выезжающие для работы в строительных отрядах. Что позволяет им получить и даже повысить рабочий разряд. А также заработать.
В колледже созданы все условия и для работы педагогов. Средний возраст коллектива — 43 года. Все педагоги имеют высшее образование по своей специализации и дополнительное педагогическое образование. Кроме того, преподаватели ежегодно бывают на стажировке на предприятиях, чтобы узнать о новшествах в сфере, регулярно посещают со студентами производство.
В колледже спокойно относятся к обоснованной критике, считая ее стимулом к изменениям и улучшению.

Эксперименты,инновации и новые специальности
— Мы стали первым учебным заведением, присоединенным » к университету, — рассказывает директор Константин Андреевич. — Сейчас это вошло в практику, а почти 20 лет назад было  в качестве эксперимента.
Всегда придерживались того, что наше учебное заведение — строительного профиля. И традиционно те специальности, которые были в 70-х годах -сохраняем. Но ввиду того, что меняется экономика и сфера производства, стараемся открывать новые специальности. Так появились специальности «Теплогазоснабжение, вентиляция и охрана воздушного бассейна», «Обслуживание и эксплуатация жилых домов», а в этом году — «Водоснабжение, водоотведение и охрана воздушного бассейна». Они точечные, поскольку ориентированы на конкретные запросы отрасли, и нет смысла перенасыщать ими рынок труда. Однако тот факт, что открывшаяся специальность «Обслуживание и эксплуатация жилых домов» заинтересовала министра ЖКХ Андрея Валерьевича Хмеля и он недавно приезжал ознакомиться с материально-технической базой, посмотреть, чем живет заведение, пообщаться с учащимися и преподавателями, говорит о том, что это востребовано и мы идем в ногу со временем.
В рамках нашего научно-студенческого общества, которому 21 год, мы постоянно проводим исследования от индивидуальных задач, работ до олимпиад, марафонов, конкурсов и участия в научно-практических конференциях. Например, один из проектов — церковь в Казимировне, также ко Дню письменности в Белыничах был сделан макет «Исторический центр местечка Белыничи» для местного музея. Разрабатывают различные парковые зоны. На уровне предпроектных обсуждений учащиеся колледжа вносят предложения по торговым центрам. Ребята не сжаты нормами, мыслят смело, креативно. И порою рождаются вполне интересные идеи.
Работает в колледже творческая группа. Наши учащиеся и специалисты задействованы в крупных проектах.
С распределением у нас по итогу не возникает вопросов, мы взаимодействуем’ с заказчиками кадров. Учебное заведение не должно быть оторвано от производства. И тем более от региона, в котором оно размещается. Строительная отрасль стремительно меняется. Все наши учебные программы ежегодно согласовываем с заказчиками кадров. И на выходе получаем востребованных специалистов, которых охотно берут в штат.
Также мы заявляемся и участвуем по линии Министерства образования в экспериментальной деятельности со своими авторскими проектами. На уровне высшего образования это внедряется давно. Шесть лет назад мы вошли в эксперимент «Аппробация дистанционной модели на заочном обучении». Чтобы оптимизировать работу с заочниками, нашим преподавательским составом была проведена глобальная работа по созданию методических материалов, тестирующих программ, практических указаний для специализированной платформы. Проводился опрос, формировалась отдельная группа учащихся. Эксперимент закончился, но мы эту работу продолжаем. И сейчас это работает, и форма оказалась особенно востребованной в сегодняшних условиях, например, когда весной отдельные группы уходили на самоизоляцию. Работа над платформой продолжается. Система должна наполняться, обновляться.
Следующий эксперимент, в который мы вошли в этом году, — «Разработка и апробация методики обучения технологии информационного моделирования зданий (BIM) при подготовке специалистов строительного профиля». Это новая система проектирования. Обучение ряда преподавателей и учащихся позволило колледжу уже в этом году участвовать одному из средних специальных учебных заведений в международном конкурсе World Skills. И среди 53 команд вузов мы заняли седьмое место. Сейчас формируется класс, идет обучение, чтобы освоить эту технологи! . Она значительно ускоряет процесс и открывает большие возможности. Чтобы развиваться, нужно постоянно внедрять новое.