Не только обучать, но и воспитывать

Клепча, С. Не только обучать, но и воспитывать : [беседа с директором и завучем СШ № 38 г. Могилева С. Ю. Клепча, Н. М. Буланьковой] / Сергей Клепча, Нина Буланькова ; беседовал Владимир Зюзькевич // Зямля і людзі. — 2021. — 1 верасня. — С. 8. 

Это было знаковое событие, потому как новая школа разгрузила три переполненных учреждения образования, расположенных в районе Заднепровье. Можно написать целую серию материалов: об её руководителях, педагогах, выпускниках, буднях, сложной, но такой почётной и ответственной работе всего школьного коллектива. Первым директором школы был Василий Трофимович Наумов.
Многие педагоги, начиная с того далёкого сентября, ещё трудятся здесь, донося в души ребят разумное, доброе, вечное.
А сейчас хочется перенестись через эти три с половиной десятка лет в наши дни и рассказать, чем живёт школа сегодня. Обычная, простая, не гимназия, не лицей. А та школа, которая принимает всех ребят, не отказывая никому. Для неё все дети равны. Здесь дорог каждый ученик, ценится каждый выпускник. И те, кого учить предстоит.
О буднях, целях и результатах работы педагогического коллектива повествует директор средней школы №38 г. Могилёва Сергей Юрьевич КЛЕПЧА:
— Основная задача, стоящая перед нами, — качество образования подопечных. Цель достигается разными путями, и один из показателей успеха или не достижения его — рейтинг учреждения образования. На протяжении нескольких лет он был где-то в пределах тридцатого места в городе из почти полусотни школ.
В прошлом году общими усилиями, благодаря слаженности в работе, повышению качества образования, значительно вырос наш рейтинг, и школа заняла 14-е место в городе, что и было отмечено грамотой управления образования городского исполнительного комитета. В Октябрьском районе среди 15 школ мы заняли 5-е место.
— Пожалуйста, расскажите, как вы достигли такого результата, на что в первую очередь обращаете внимание в своей работе?
— Большое внимание уделяем олимпиадному движению. В этом году в республиканской олимпиаде принимали участие двое наших учеников 11-го класса. Неплохие показатели имеем на уровне города и области. Есть определённые успехи среди учащихся 4-9-х классов. Всех участников этого движения в торжественной обстановке награждаем грамотами со словами поздравления и благодарности. Заметно, что ребятам очень приятно, когда их мотивируют. А кому не приятно, когда тебя хвалят?
Не забываем и классных руководителей, поощряем их за успешное проведение общественных мероприятий: сбор макулатуры, металлолома, различные конкурсы.
— Как были организованы и чем заполнены летние каникулы ребят?
— Лето — долгожданная пора в их жизни. Это время походов, костров, встреч с любимыми литературными героями, многих других интересных мероприятий.
В этом году при школе было организовано несколько лагерей. Первый — традиционный — «Солнышко», в нём отдыхали учащиеся с 1-го по 5-й классы; второй — лагерь труда и отдыха, где провели время ребята с 14-и лет, включавший в себя 8-10-е классы (они также являлись вожатыми); и ещё один лагерь «Планета талантливых детей», который был рассчитан на подготовку ребят к олимпиадам. Помимо этого, функционировал оздоровительный профильный лагерь «Юный лингвист», где дети, имеющие способности к иностранным языкам, продолжали изучать французский и английский, раскрывали свои возможности, как языковые, так и творческие. Работал лагерь труда и отдыха «Лидер». Первую половину дня ребята были заняты педагогическим трудом. Я не преувеличиваю, они действительно помогали педагогам в организации детей младшего школьного возраста как вожатые. Вторая половина состояла из культурно-познавательных и физкультурно-оздоровительных мероприятий, экскурсий, походов. Всё делалось для того, чтобы ребята были организованы и заняты, получили максимум пользы.
— И вот такой вопрос: дети ведь бывают всякие, и среди них — неслухи, так называемые, трудные дети. Как решается эта проблема?
— Трудные? Я бы так не сказал. Все дети, конечно, разные. Одни более темпераментные, более энергичные, непоседливые, другие — спокойнее, сдержаннее в чувствах и эмоциях. Бывают, разумеется, нарушения дисциплины и другие проблемы. Мы разрешаем их, не откладывая в долгий ящик. Своевременно проводим профилактическую работу. И нарушители, в конечном счёте, понимают свою неправоту.
В беседу вступает заместитель директора по воспитательной и идеологической работе Нина Михайловна БУЛАНЬКОВА:
— Сделано многое, хочется остановиться на некоторых традициях, зародившихся в последнее время. Так, в прошлом году очень успешно прошла патриотическая акция «Посылка ветеранам». Отдельные классные коллективы вместе с родителями собирали такие посылки. Был оговорен определённый перечень продуктов — и потом каждая из них, при соблюдении санитарно-эпидемиологических норм, нашла своего адресата.
В текущем году подобная акция была продолжена и приурочена к 9 Мая — Дню Великой Победы. Ребята находили в своих семьях ветеранов — участников Великой Отечественной войны, узников нацистских лагерей, детей войны или тружеников тыла в то огненное время. Вышивали либо писали на полотне их фамилии, имена, отчества, годы жизни. Эти маленькие кусочки ткани собирались в единое большое полотно, которое стало Лентой памяти. В преддверии Дня Победы оно размещалось на фасаде школы. Данная работа будет проводиться и в последующие годы.
Приживается традиция, которая также зародилась в прошлом году, — мы заложили Аллею выпускников. Все выпускные классы (4-й, 9-й, 11-й) на территории школы посадили своё дерево. Каждое из них было обозначено информационной табличкой. На ней указано, какой выпуск и в каком году оно посажено.
Также принимаем участие в проекте «Дорогами добра и красоты», изготовили баннеры «Их именами названы улицы Могилёва» и посвятили памяти Константина Михайловича Симонова и Семёна Фёдоровича Кутепова. Данная идея заключается в том, чтобы дети знали, в честь кого названы эти улицы, и как их судьбы пересекались в ходе боёв на Буйничском поле под Могилёвом в 1941 году.
— Нина Михайловна, идёт время, на смену ветеранам педагогического труда приходит молодое энергичное поколение…
— С течением времени школа подарила нам немало молодых специалистов из числа её же выпускников. Но вначале вспомним учителей, ушедших на заслуженный отдых. Это наша гордость. Мы не забываем педагогов, которые создали кузницу молодых кадров. Поздравляем с праздниками, приглашаем на торжественные мероприятия, оказываем, по возможности, помощь. Назову их имена. Так, огромный вклад в становление школы и формирование педагогического коллектива внесла завуч начальных классов Мария Антоновна Лялькина. Это педагог, который с самого начала, буквально с первого дня создания школы, работала в нашем коллективе. Среди, можно сказать, почётных ветеранов учебного заведения: Наталья Николаевна Еркович, Полина Адамовна Кондратьева, ушедший из жизни учитель физики Иван Андреевич Пеньков, Галина Михайловна Маркова, Ольга Фёдоровна Тоестева, Людмила Васильевна Ткачёва, которая и сегодня продолжает трудиться в нашем коллективе. Это лишь немногие из них.
— Что ещё обращает на себя внимание, так это то, что школа вся в зелени, глаза радует обилие цветов…
— За последние два года проведена большая работа по благоустройству территории школы. Увеличилось количество зелёных насаждений, установлены новые скамейки и урны. Разбиваются тематические клумбы. В прошлом году появилась знаковая клумба в связи с семидесятипятилетием Великой Победы советского народа в нашей священной войне. В этом году — клумба с цифрой 80, которая была приурочена к 80-летию героической обороны города Могилёва.
— Среди педагогов, конечно же, есть и выпускники вашей школы?
— Среди тех, кто вернулся в школу на преподавательскую работу после окончания университета, следует назвать наших выпускников: Анастасию Владимировну Телепченко, Екатерину Игоревну Лила — учителей иностранного языка, Павла Игоревича Тюрина — учителя физической культуры и здоровья; учителей начальных классов Анастасию Геннадьевну Вододохову и Татьяну Павловну Громыко.
— Учитывая обстановку в мире и обществе, особенно настроения среди части молодёжи, на что вы обращаете особое внимание в воспитательной работе?
— Приоритетным направлением нашей работы является патриотическое воспитание молодёжи. Принимаем самое активное участие в областном проекте «Мая зямля — Прыдняпроўе». В школе — три аттестованных экскурсовода — Юлия Алексеевна Хадускина, Татьяна Николаевна Венгловская и Людмила Викторовна Ковалёва. С ними мы можем посетить значимые объекты Могилёва.
Надо, чтобы ребята знали, берегли, любили свой город, свою Родину и пронесли в дальнейшем эти чувства во взрослой жизни. Всему этому помогает наш школьный музей. Прекрасные результаты дают мероприятия шестого школьного дня.
Таким образом, работу проводим разнообразную, стараемся избежать формализма, достучаться до душ и сердец ребят. Не только обучать, но и воспитывать.
Беседовал Владимир ЗЮЗЬКЕВИЧ