Техно-ноу-хау могилевских лицеистов

Алещенкова, Е. Техно-ноу-хау могилевских лицеистов : [МГОЛ № 3] / Елена Алещенкова // Могилевская правда. — 2021. — 28 октября. — С. 4.

УДИВИТЕЛЬНУЮ ТЕХНИКУ И НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ ДЕЛАЮТ СТАРШЕКЛАССНИКИ МОГИЛЕВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО ЛИЦЕЯ №3 ВМЕСТЕ СО СВОИМ УЧИТЕЛЕМ ФИЗИКИ СЕРГЕЕМ ШИБЕКО.

В лицейской лаборатории технического творчества можно увидеть летающий генератор, кормушку, работающую по звонку мобильного телефона, ступеньки и эспандер, вырабатывающие электричество, установку для исследования интерференции звуковых волн и другие ноу-хау.

Знать, для чего работаешь

Большинство экспонатов, представленных здесь, — работы бывших лицеистов, уже поступивших в вузы. Но преемственность поколений сохраняется, и юные техники под руководством опытных педагогов однажды дорастают до того уровня, когда могут провести исследования самостоятельно.

В таких случаях Сергей Вячеславович лишь координирует работу ребят, хотя в программировании, без которого уже не мыслится современная техника, как признается учитель, некоторые учащиеся разбираются лучше него.

А началось все с увлечения самого Сергея Вячеславовича техническим творчеством, к которому он подключил и своих учеников. Сегодня за плечами уже не одна победа в научно-технических конкурсах Беларуси и России: «Первые шаги в науку», «Энергия и среда обитания», «Техно-Интеллект», «Энергомарафон», «Техноелка», «Республиканский конкурс работ исследовательского характера учащихся» и других.

— Я для себя сделал вывод такой: просто исследования ради исследований детям не очень интересны, — говорит учитель физики. — В результате работы должно появиться оригинальное устройство, на котором можно проводить эксперименты. По такой схеме мы и работаем. Сначала придумываем и создаем аппарат, а потом уже проводим исследования.

В погоне за летающим генератором

Отличный конкурс научно-технического творчества учащихся, по мнению педагога, проводится в Рогачеве. Ребятам предлагаются для решения определенные технические задачи. Например, сделать ракету, у которой максимальное время движения. Или водонапорную башню с наименьшим потреблением электрической энергии. Задачи подбирают такие, чтобы учащиеся понимали, что их работы актуальны и в будущем их можно будет применить на производстве.

Каждый год лицеисты участвуют в республиканском конкурсе «Энергомарафон» и всегда привозят призовые дипломы, в основном первой степени. Лишь однажды заняли второе место. Но именно эта работа им запомнилась больше всего, а также произвела фурор в зрительном зале во время представления исследования.

— Началось с рассуждения про ветряки, — вспоминает Сергей Вячеславович. — Кто-то из ребят подбросил идею, что можно попробовать установить генератор на летающую конструкцию. Идея пришла поздно — времени у нас было буквально недели три. Мы сделали первый маленький аппарат с цифровым мультиметром и камерой, снимавшей показания вырабатываемого электричества. С ним прошли областной этап, а на республиканском захотелось всех удивить. Я принес швейную машинку — и стали работать. За два дня сделали летающий генератор с увеличенной в два раза конструкцией из парашютной ткани 3×2 м.

— И вот уже завтра выступление, — продолжает Шибеко, — а нам еще нужно снять ролик для презентации работы на конкурсе. За окном — непогода, мокрый снег. Выехали в район старого Пашкова, собрали конструкцию. Несмотря на то, что замерзли, радовались как дети, когда наш техно-змей полетел и поднялся высоко-высоко, метров на 200. К нему мы еще прикрепили экшн-камеру. Одно только не рассчитали: при таких размерах и таком ветре наш летающий аппарат было очень трудно держать. Но все же мы смогли провести измерения и заснять все на видео. За ночь один из ребят смонтировал ролик, а на следующей день поехали на конкурс. Защита всегда проходит торжественно в областном Центре творчества при полном зале. Обычно мероприятие длительное, люди устают, внимание зрительного зала рассеивается. Но когда я запустил наш ролик с нашим летающим генератором Air-Energy, все замолчали, достали телефоны и стали снимать. Пусть мы заняли тогда второе место, но по реакции зрителей было понятно, что мы их удивили. И я видел, как сияли глаза ребят, когда они все это видели.

Мозговой штурм

На серьезных конкурсах обязательное условие — оригинальность работы: нужно придумать действительно что-то новое. У лицеистов основной способ придумать то, чего еще не было, — мозговой штурм. Каждый из учащихся может предложить свою идею.

— Поскольку я давно в этой сфере работаю, могу определить, какая из них оригинальная, а над чем уже работали другие, чтобы мы не шли проторенным путем, — замечает Сергей Вячеславович. — Бывает, дети подбрасывают идеи, которые хороши, но мы просто не сможем их реализовать в силу разных причин. Бывает, отталкиваемся от уже известной идеи, но реализуем ее по-своему.

Одной из первых исследовательских работ, занявших место на конкурсе в Брянске, стала «Интерференция звука». Еще в советском учебнике есть такой эксперимент, когда 2 камертона ставят на крутящуюся линейку, ударяют по одному и другому, чтобы они звучали с одинаковой частотой, и раскручивают. Система вращается, меняется расстояние камертонов до уха, и слышно усиление-ослабление звука.

Педагог решил оттолкнуться от этой идеи. Дети предложили вместо камертонов поставить 2 динамика, подключить их параллельно и задать ровно одинаковую частоту. Дальше, меняя частоту, можно слышать разное количество максимумов, а двигая динамики, менять разность хода. Брянское жюри сразу вспомнило старый советский опыт. Но дети смогли доказать, что у их экспоната гораздо больше возможностей. И жюри по достоинству оценило работу.

Обучаясь техническому творчеству, ребятам приходится освоить много навыков:

— Мы и шьем, и паяем, и молотком стучим, и занимаемся ЗD-моделированием, — рассказывает Сергей Вячеславович. — Зачастую над тем или иным проектом работаем до позднего вечера, поскольку письма с приглашением на конкурсы иногда приходят всего за несколько дней. Но когда дети возвращаются с победой, усталость снимает как рукой, а полученный заряд положительной энергии позволяет продолжать исследовательскую работу и дальше.

Впереди у лицеистов новые конкурсы, а значит, и новые открытия.

Елена АЛЕЩЕНКОВА.