Александров, Г. Дроны над лесом : [внедрение цифровых технологий для наблюдения за лесом] / Геннадий Александров // Могилевская правда. — 2021. — 22 июля. — С. 9.
Первые фотоловушки (специальные видеофотокамеры) лесхоз приобрел около шести лет назад — по одной на каждое из 10 лесничеств.
— Сегодня у нас уже по 2 камеры на лесничество и еще 4 в самом лесхозе, — говорит инженер по охране и защите леса Антон Осадчий. — Они устанавливаются в местах, где чаще всего нарушается лесное законодательство — в частности, там, где возникают несанкционированные свалки мусора (съезды с дорог в лесных массивах, места отдыха, подъезды к садоводческим товариществам). Места прописки камер постоянно меняются, они окрашены в маскировочный цвет, обнаружить их непосвященному человеку практически невозможно. В фотоловушке устанавливается определенный уровень чувствительности: если в поле зрения камеры попадает движущийся объект, она автоматически срабатывает, начинает фотовидеозапись на флеш-карту и высылает изображение на монитор компьютера лесхоза, а также — на сотовый телефон лесничего. Высокое разрешение камеры позволяет рассмотреть и лицо человека, и номер машины.
За первое полугодие 2021 -го с помощью фотоловушек было зафиксировано 7 нарушений — выброс мусора в лесу, незаконные рубки деревьев. Последний случай: камера зафиксировала, как человек на мотоблоке заехал в лес с тележкой мусора, а через несколько минут выехал обратно. Прибывший на место происшествия лесник обнаружил вываленные бытовые отходы. Найти нарушителя (тем более, если на снимке, сделанном камерой, четко видно его лицо) было «делом техники» — им оказался дачник из садового товарищества по соседству. Вину в содеянном он отрицал, надеялся избежать ответственности, поскольку не был застигнут с поличным. А увидев серию фотоснимков и свое лицо на них, удивился и не мог поверить, что есть такие технологии. Нарушитель был привлечен к административной ответственности за загрязнение леса.
Другой случай: при обходе участка в Вендорожском лесничестве была выявлена незаконная вырубка, древесина подготовлена к вывозке. Установили фотоловушку. Через некоторое время она сработала. Работники лесхоза задержали нарушителей, уже успевших загрузить в кузов «ГАЗели» около 3 «кубов» лесоматериалов. Если подтвердится повторное нарушение, им помимо штрафных санкций до 300 базовых величин будет грозить уголовная статья.
А еще фотоловушки можно использовать для наблюдения и изучения особенностей поведения популяций животных и птиц (кстати, приходит много красивых снимков животных в естественной среде обитания). Не исключено, что в будущем в лесхозе специально настроят камеры на эти цели. Но пока главное — безопасность леса. Если в прошлом году на территории лесхоза за весь пожароопасный период произошло 10 лесных пожаров, то на 18 июля нынешнего — уже 9! Так что надо смотреть в оба!
На экране монитора, за которым дежурит начальник пожарно-химической станции лесхоза Святослав Сиваков, — видеокартинка одного из участков: густой лес, за ним виднеется поле. Она получена с помощью еще одной технологичной системы (дистанционного обнаружения лесных пожаров), состоящей из 6 высокоскоростных купольных камер видеонаблюдения с возможностью 30-кратного увеличения и соответствующего программного обеспечения. Под контролем наблюдателя практически вся территория лесхоза. Видеокамеры установлены на пожарно-наблюдательных вышках и мачтах на высоте от 35 до 60 метров. В режиме патрулирования камеры автоматически поворачиваются вокруг своей оси и способны зафиксировать место пожара на расстоянии до 35 километров: на экране будет видно, что на лесном горизонте появляется дым. Сообщение об этом сразу же передается в лесничество — пожарная команда незамедлительно выдвигается к месту ЧП. Чем раньше возгорание будет ликвидировано, тем меньше ущерб от его последствий.
В связи с засушливой погодой и установлением 4 класса пожарной опасности из возможных пяти на территории Могилевского района уже дважды вводился запрет на посещение лесов: с 23 по 28 июня и с 8 по 15 июля. Лесная охрана в таких случаях переводится на усиленный режим работы, с 8 до 24 часов на дежурство по спецграфику заступает не только инженерный состав, но и руководство лесхоза. К слову, в день моего прихода Антон Осадчий вернулся с тушения лесного пожара в районе деревни Лыково и агрогородка Восход. И, что называется, по «горячим следам» стал приводить примеры использования цифровых технологий.
— Сообщение о пожаре поступило в 4 утра от МЧС — там операторы отслеживают в том числе сайт спутникового мониторинга тепловых аномалий, — рассказывал он. — Эта интернет-система и зафиксировала «аномалию» у деревни Лыково. Через пятнадцать минут на место прибыли подразделения МЧС и пожарно-химической станции
Вильчицкого лесничества. Слаженная работа пожарных позволила ликвидировать возгорание на 0,6 га и не допустить его распространение на большую площадь. Сейчас ведется расследование, по какой причине произошел пожар.
Кстати, всего на территории лесхоза 4 пожарно-химические станции (ПХС), в том числе одна укрупненная — II типа, расположенные в лесхозе и лесничествах, на вооружении которых пожарные машины, трактора с плугами и прочий инвентарь: лесопожарные модули, мотопомпы, емкости для воды, напорные рукава, ранцевые огнетушители и другие средства пожаротушения. Буквально на днях лесхоз закупил 2 новые пожарные машины общей стоимостью более полумиллиона рублей. Чтоб вы знали: при умеренно ветреной погоде площадь лесного пожара может увеличиться в несколько раз. Так что лесная охрана постоянно поднимает свой технический уровень. Но главная все-таки ее задача, подчеркнул Антон Осадчий, не героическая борьба с огнем, а недопущение его возникновения, то бишь — предупреждение пожаров. Отсюда и ставка на внедрение современных технологий наблюдения за лесами.
Вроде бы парадокс, но самым пожароопасным периодом лесные охранники считают не лето, пусть даже самое засушливое, а весну. Все просто: по статистике, причиной около 80% возгораний является человеческий фактор. С приходом весны стартует и пожароопасный сезон — случайно брошенная спичка или окурок, не до конца потушенный костер, весенние палы, когда иные сельчане и дачники начинают жечь прошлогоднюю растительность(что запрещено законом), могут привести к тяжелым последствиям.
— В апреле наш работник, дежурящий за монитором, увидел на экране задымление на терри тории Любужского лесничества, — привел пример Антон Осадчий. — Выдвинулись на место -лес горел на территории 0,7 га недалеко от улицы Сосновой на окраине Могилева. Была опасность, что огонь перекинется на дворовые постройки. К счастью,
этого удалось не допустить. На месте возгорания был обнаружен мангал, непотушенные угли, остатки пластиковых бутылок и упаковок. Как выяснилось при расследовании, компания отдыхающих устроила пикник на пятачке с сухой травой, хвойным молодняком, который вспыхивает как спички, и даже не позаботилась об элементарных мерах пожарной безопасности. Многое решает время — если бы не система видеонаблюдения, ущерб был бы намного больше.
Случаются ложные поводы для тревоги. За дым пожара можно, например, принять столб пыли от автомобиля, промчавшегося по полевой дороге, либо внесение удобрений на полях. Однажды наблюдатель увидел на экране белый дым над зеленым массивом, по тревоге была поднята команда ПХС-ІІ — к счастью, оказалось, что это была поднятая сильным ветром пыль от удобрений (доломитовой муки). Но как раз на случай, если что-то непонятное происходит в лесу и оперативно до этого места не добраться, есть у лесной охраны еще одно действенное электронное средство обнаружения — квадрокоптер.
— Когда прибыли к месту пожара у деревни Лыково, все там застлал густой дым, трудно было сориентироваться с очагом возгорания, — вспоминал Антон Осадчий. — Пришлось поднять в воздух квадрокоптер, с его помощью определили, что горел лес у черничника, туда пошла техника — примерно через полчаса пожар был потушен.
Работа по внедрению беспилотников в системе Минлесхоза началась с 2015 года — в плане пожарной опасности, говорят в лесхозе, он был как никогда трудным. Даже ветераны лесхоза не могли припомнить такого сезона, когда с апреля по сентябрь практически не выпадали осадки. Увеличилось количество лесных пожаров, случалось, что туман и дым не позволяли видеть движение огня с земли. Помогали корректировать действия пожарных экипажи самолетов «Беллесавиации», но крылатых машин было мало, а использование их — очень затратным. В результате руководством было принято решение об использовании квадрокоптеров для наблюдения за лесным фондом в лесхозах.
— Сейчас у нас на вооружении 2 беспилотника, — рассказывает Антон Осадчий. — Первый дрон серии DJi Phantom с системой управления приобрели в 2017-м- — заряда батареи хватает примерно на 30 минут полета. У нас в запасе есть дополнительные батареи и автомобильное зарядное устройство, так что квадрокоптер можно использовать в течение всего светлого времени суток.
Поднимается беспилотник на высоту около 100 метров — на экране пульта управления в руках Антона Осадчего отчетливо видны леса и поля, дороги с машинами. На первый взгляд управлять квадрокоптером просто. « но есть много специфических особенностей, — заметил Антон Осадчий. — При обучении на специальных курсах мы осваивали различные ситуации управления беспилотником — с учетом погодных условий, особенностей ландшафта, изучали правовые и организационные основы использования воздушного пространства: например, существует перечень запрещенных для полетов территорий, а также ряд ограничений по самому процессу полета и съемки. Кстати, главная «фишка» не в том, чтобы «летать», а чтобы сделать качественную съемку — этому мы до сих пор учимся на практике».
Первый полет лесхозовский беспилотник осуществил с задачей выявить место и определить границы бурелома после разгула стихии — с помощью дрона были определены координаты и объем ветровала. Впоследствии квадрокоптер применяли для поиска людей, потерявшихся в лесу, с помощью дронов не раз удавалось поймать с поличным нарушителей природоохранного законодательства — тех же нелегальных рубщиков леса. А еще, перечисляли в лесхозе, беспилотники помогают выявить очаги и объемы усыханий сосновых деревьев, проводить наблюдение за животными. Но, конечно, самое горячее время для полетов дрона — пожароопасный сезон. В этот период «летающий разведчик» постоянно находится в автомобиле инженера по охране леса, поскольку может потребоваться в любую минуту. «Время нынче такое, что без знания цифровых технологий в лес лучше не ходить», — шутят в лесхозе.