Алейников, П. Преодолеваем страх вместе : [беседа с онкологом-хирургом П. Алейниковым] / Павел Алейников ; беседовала Александра Пронькина // Веснік Магілёва. — 2021. — 14 июля. — С. 11.
Рак молочной железы прочно занимает лидирующее место в общемировой структуре онкологической заболеваемости и женской смертности. Ежегодно в Республике Беларусь регистрируется более 50 тысяч вновь выявленных случаев онкологических заболеваний. Более 5 тысяч из них приходится на Могилевскую область.
О том, что делать, чтобы коварная болезнь не подставила подножку, и как вновь возродиться к жизни, если это все же случилось, мы беседуем с заведующим 8-м отделением, онкологом-хирургом Павлом Алейниковым.
— Как выглядит собирательный портрет женщины, столкнувшейся с проблемой? Возраст, социальный статус, образ мыслей?..
— Как правило, это женщина после 30 лет. Пик заболеваемости приходится на 45-50 лет. С наступлением менопаузы заболеваемость начинает снижаться. Гормональный фон падает, ничто не стимулирует молочную железу к появлению каких-то изменений, а значит, и вероятность онкологического заболевания меньше.
Статистика свидетельствует, что заболеваемость раком молочной железы — 87,2 на 100 тысяч человек. За прошлый год у нас было выявлено 330 случаев рака молочной железы. Из них в запущенном состоянии — 80. 210 пациенток попали на хирургическое лечение.
Удручает порой и отношение самих женщин к своему здоровью. Например, «Бабушкина крынка» предложила обследовать своих работниц. Было заявлено около полутора тысяч женщин. Однако на осмотр пришло максимум 700.
Трудно представить, что сегодня еще есть пациентки с распадающейся опухолью до 15-20 см. Одну из них мы случайно выявили только после того, как у нее сломался грудной позвонок, пораженный метастазом рака. Казалось бы, век высоких технологий… Но зачастую у человека начинается депрессия. Больные уходят в себя, до них очень сложно достучаться. Они не обращаются к врачам, пока родственники, друзья или соседи не убедят их это сделать.
Огромную роль играют и страхи. Страх потерять молочную железу. Страх, что кто-то узнает, что человек болен. Люди очень боятся чужого мнения: «Что скажет сосед, если узнает, что у меня рак…» Поэтому зачастую даже не идут лечиться. И таким образом создают для себя большую проблему.
— Сколько лет жизни пациента для онкологов — успех?
— Сейчас около 60% наших пациентов переживают пятилетнюю границу. Это хороший результат. С учетом того, конечно, что 70% из них было выявлено на 1-2 стадиях болезни. К сожалению, еще недостаточно совершенны методы исследования, которые не всегда позволяют находить отдаленные метастазы. Это общемировая проблема. Поэтому терапевты и хирурги тесно сотрудничают, и на первое место выходит системное лечение с помощью химиотерапии. Еще одна большая проблема в лечении рака молочной железы в том, что на фоне проводимой химиотерапии раковые клетки могут мутировать, у них может развиваться устойчивость к препаратам. Поэтому назначают по два препарата, а то и по три.
— Какие способы лечения практикуются при раке молочной железы?
— Еще на заре зарождения онкологии как таковой основным способом лечения рака груди была мастэктомия. Молочная железа удалялась полностью, причем были даже калечащие операции с удалением грудных мышц. В некоторых случаях из средостения удалялись даже лимфатические узлы. Но со временем, с совершенствованием химиотерапевтического лечения и лучевой терапии, от операций в таких объемах отошли.
В 2010 году появилась стандартная мастэктомия, после которой сохраняются грудные мышцы. А с появлением целевых препаратов объемы хирургического лечения стали еще меньше. При отсутствии регионарных метастазов опухоль удаляется и проводится лучевая или химиотерапия.
Когда мы находим опухоли в 1-3 стадиях, то предлагаем проведение химиотерапии как первого этапа лечения. При полном разрушении опухоли, а такие случаи есть, лечение дополняется лучевой терапией, и тогда можно отказаться от хирургического вмешательства.
Желание пациентки сохранить молочную железу мы ставим на первое место. Поэтому мастэктомию делаем, только если локализация опухоли и ее объем таковы, что мы не можем предложить органосохранную операцию. Или если сама пациентка настаивает на удалении.
С нашими больными обязательно работают психологи, потому что для многих женщин потеря молочной железы сравнима с потерей жизни. Это очень большой стресс. Они погружаются в депрессию, считая себя никому не нужными и бесполезными. Из-за этого возникают проблемы в семьях. Молочная железа — зеркало психического и физического здоровья женщины. Если где-то есть проблема, она, как правило, проявляется в молочной железе. Поэтому желательно вести здоровый образ жизни, не курить, не пить, осторожно
ходить в баню, по возможности, избегать стрессовых ситуаций и желательно не прерывать беременности. Одним словом, избегать факторов, предрасполагающих к раку молочной железы.
— Ну, а если женщина все же заподозрила неладное, каким должен быть алгоритм действий?
— Любая девушка проводит самообследование, посещает гинеколога. Существует и план обследований, которые нужно проходить каждый год.
Это УЗИ молочной железы и репродуктивных органов, посещение гинеколога. Начиная с 50, к этому обследованию добавляется еще и специальный рентгенологический метод обследования — маммография. В случае обнаружения проблемы гинеколог дает направление. Женщина имеет право обратиться либо в государственную, либо в частную структуру. Там ее примет либо гинеколог, либо онколог, которые подскажут, что нужно сделать.
К счастью, принимают всех. Просто не все доходят.