14 дней, которые растянулись на месяц

Комарова, М. 14 дней, которые растянулись на месяц / Марина Комарова // Магілёўскія ведамасці. — 2022. — 26 красавіка. — С. 7.

В ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АХ участвовали десятки тысяч людей. В числе первых были работники милиции, в том числе и могилевской.

Милицейские подразделения направились в примыкающую к ЧАЭС 30-километровую зону в мае 1986 года. Среди них был и сводный отряд УВД облисполкома — 97 человек. Командиром первого сводного отряда назначили 33-летнего майора милиции Виктора Зайцева, возглавлявшего отдельный батальон патрульно-постовой службы милиции. Отряд поделили надвое — для работы в Хойникском и Наровлянском районах.

Виктора Зайцева назначили командиром, так как знали как опытного и ответственного руководителя — в его подразделении было 200 человек. В первый сводный отряд, который набирали из самых лучших, Виктор Зайцев взял более 20 ребят из своего батальона.

Всего же отряд насчитывал 180 человек.

В командировку Могилевские милиционеры собирались максимум на две недели, но они превратились в месяц. Как вспоминает Виктор Зайцев, выехали на пяти автобусах и десятке легковых машин утром 16 мая. В Хойниках уже находился и штаб МВД Белорусской ССР. Отряду поручили охранять общественный порядок и обеспечивать сохранность имущества.

Первым в любом деле бывает непросто, и попавшие в радиационную зону милиционеры столкнулись с рядом трудностей. Определили отряд в десяти километрах от Хойников в двухэтажном корпусе заброшенного колхозного мехдвора. Условий не было самых элементарных, даже воды и санузла. Про постельные принадлежности и говорить не стоит. Но потихоньку быт налаживали: воду привозили поливальные машины, сами ребята оборудовали умывальник, после трех суток питания всухомятку установили две газовые плиты и на протяжении первых двух недель готовили себе самостоятельно. Спали уже на постельном белье — через неделю привезли на каждого подушку, одеяло и простыню. Позже и душевую кабину соорудили, правда, она была одна на смену из 30-40 человек.

Май выдался очень жарким, температура доходила до +40°С. На службу в первый раз патрульных отправили в прорезиненных костюмах химзащиты. После того, как несколько человек упали в обморок, эти костюмы решили не использовать.

А ведь стрелки дозиметров мгновенно поднимались вверх к опасной красной черточке. Реактор еще заглушен не был, но милиционеры об этом не знали…

К службе личный состав относился добросовестно, не допуская хищений и мародерства. Даже впопыхах забытый самолет сельскохозяйственной авиации Ан-2 взяли под охрану!

Службу несли по 12 часов на сухом пайке и привозной воде.Но смена продолжалась и позже, нужно было участвовать в эвакуации людей, которая все еще продолжалась. Помогали грузить вещи, скот и т.д. У многих было большое хозяйство: лошади, свиньи, коровы. Лежало на отряде и уничтожение оставленных собак, кур, гусей. Оружия не выдавали, приходилось травить и самим закапывать… Позже началась заготовка столбов для ограждения 30-километровой зоны. И снова после 12 часов работы милиционеры шли не отдыхать, а в лес — валить деревья и ставить столбы. Спали обычно не более Д-5 часов в сутки. Месяц командировки подходил к концу…

За проявленное мужество при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в декабре 1986 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Виктора Зайцева наградили орденом Красной Звезды.

В 1986-1987 годах от Могилевской области в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы приняли участие семь сводных отрядов, специализированные группы пожарных подразделений и Госавтоинспекции — около тысячи человек.

Марина КОМАРОВА.