«Первое лицо» лицея № 2

Верин, В. «Первое лицо» лицея № 2 / Владимир Верин // Магілёўскія ведамасці. — 2006. — 20 апреля. — С. 4. 

Пусть простит нам уважаемый читатель этот невольный каламбур. Но сразу хочу внести ясность. Да, во время посещения Могилевского государственного областного лицея N2 мы много общались с его директором Геннадием Бурченко. Да, за все 15 лет существования лицея он — первый и единственный руководитель. Хотя за эти годы учреждение образования успело четыре раза сменить вывеску. В последний раз совсем недавно, добавив к своему названию титул «государственный». И только он — Геннадий Васильевич — бессменный на своем посту. Все такой же нестареющий, полный кипучей жизни лидер коллектива, «вечный двигатель» множества лицейских проектов.

И все же первое лицо лицея — это его учащиеся. Встречи с ними, беседы с педагогами, посещения кабинетов и лабораторий убедили: здесь упорно насаждается культ человека, стремящегося к знаниям. Человека, в котором сегодня остро нуждается государство, который уже завтра станет надежной его опорой.

До 15-летнего возраста не принято оглядываться на прошлое. В самом деле, что там можно увидеть, кроме ошибок молодости. В лицее № 2, подойдя к этому рубежу в ноябре прошлого года, оглянулись. И неожиданно для себя обнаружили немало интересного, достойного быть занесенным в летопись учебного заведения.

Необычной была уже сама ситуация его создания. Тогда, в 1990 году, профессор технологического института Борис Геллер обратил внимание на любопытный феномен: целая группа выпускников тогдашнего учебно-производственного комбината Октябрьского района в полном составе — 25 человек — успешно сдала экзамены и поступила в институт. В тот сложнейший для системы образования момент нужно было во что бы то ни стало удержать эту высокую «планку» качества знаний закрепить и расширить завоеванный «плацдарм». Помогли тесные связи УПК с объединением «Химволокно», другими предприятиями. В результате родился технологический лицей.

Сказать, что он оправдал возлагавшиеся надежды, значит почти ничего не сказать. Уже первый выпуск, состоявшийся в 1993 году, дал 100-процентное попадание в «яблочко»: все 64 воспитанника, ставшие лицеистами 3 года назад, поступили в вузы. С тех пор это стало традицией. Ежегодно питомцы лицея показывают 96 — 100-процентный рейтинг поступления в вузы. В том числе в самые престижные, московские.

Вообще, слово «рейтинг» здесь не просто абстрактный образ. Это основа сформировавшейся в лицее системы обучения. Вчерашение школьные «звезды», поступая в лицей, становятся рядовыми. Шутка ли! В прошлом году, например, желающих поступить в классы химико-биологического профиля было по 4 человека на место. Атмосфера азарта в уче­бе, состязания на равных в борь­бе за лидерство — главные усло­вия успеха.

— Не проще ли вернуться в школу или перейти в другое учебное заведение, где и учиться полегче, и перспектив получить медаль побольше? – этот вопрос автор задавал многим лицеистам. «Нет, в другом учебном заведении учиться уже ни за что не смогу!». Таков был общий смысл всех ответов.

Таков Дух лицея (именно с большой буквы). А перед лицом этого Духа каждый лицеист — больше, чем просто учащийся. А учитель, соответственно, больше, чем учитель.

В лицее это называют педагогикой сотрудничества. Но вряд ли слово может объяснить все. Нужно было слышать, с какой гордостью в лицее рассказывали о покоренных вершинах. Уже второй год подряд лицей единственный из могилевских заведений аналогичного профиля представляет команду на турнир юных математиков, который проводится в Белгосуниверситете. И вовсе не выглядит на нем аутсайдером.

Можно долго перечислять количество побед, одержанных лицеистами на предметных олимпиадах областного и республиканского уровня, называть число завоеванных дипломов. Только республиканских — 34. Но вот цифра, которую невозможно обойти: 10 человек являются стипендиатами Специального фонда Президента Беларуси по поддержке одаренных учащихся. Кстати, премии Президентского фонда получили и 4 учителя лицея.

В свое время сенсационной стала новость: «Лучший учитель России живет в Могилеве!». Это о Людмиле Репиной, преподавателе литературы лицея, которая в 2002 году была удостоена медали Януша Корчака — высшей педагогической награды Российской академии наук. Немало теплых слов на разном уровне было сказано об учительнице химии Тамаре Гончаровой, воспитавшей многих победителей и призеров областных и республиканских олимпиад, о других педагогах лицея.

Вообще, побывав в стенах лицея, начинаешь улавливать особый смысл и значение, казалось бы, обыкновенных слов. «Отличный уровень знаний» — это не записано в Государственном сертификате на право выдачи аттестатов о среднем образовании. «Самый высокий процент» поступивших в вузы среди лицеев области. В прошлом году расшифровка этого показателя означала: всего поступило 97%, в т.ч. на бюджетной основе — 87%.

Всего 8 лет прошло, как первые воспитанники лицея закончили вузы. Но многие из них уже заняли видное место в жизни, укрепляя престиж лицея. Есть среди них кандидаты наук, другие продолжают учебу в аспирантуре. А среди тех, кто предпочел реализовать себя в производстве, некоторые стали руководителями и главными специалистами фирм. В том числе даже в США. Рассказывая об этом, в лицее с многообещающим видом добавляли: «И это только начало!..».

Осталось добавить еще несколько штрихов к портрету Могилевского государственного областного лицея N2 — коллективному «лицу» 326-ти его воспитанников:

Профессиональные направления (классы):

— физико-математические;
— химико-биологические;
— информационно-вычислительные;
— экономические;
— правовые.

Формы профориентация:

— подготовительные курсы;
— школы юных программистов, математиков, физиков, химиков, биологов, лингвистов;
— предметные олимпиады «Абитуриент лицея»;
— научное общество учащихся в составе 8 секций.

Педагоги:

— в лицее работают 33 педагога, из которых 86% имеют высшую и первую квалификационные категории. Из них 5 – отличники образования Беларуси. Грамотами Минобразования награждены 10 учителей.

Материальная базы:

— для обеспечения учебно-воспитательного процесса в лицее, помимо 20 предметных кабинетов, имеются 3 лаборатории, 3 компьютерных кабинета, библиотека и читальный зал, спортивный и тренажерный залы, принтеры, копировально-множительная техника, кафе.

Творчество и досуг:

— в лицее действуют 12 кружков и творческих объединений, среди которых:
— театр «ЛИЦЕдеЙ»;
— литературная гостиная;
— драмкружок;
— клуб «Досуг»;
—  музыкально-информацион­ный клуб;
—  психологический кружок «Путь к себе»;
—  секции туризма, фехтования, восточных единоборств.

Жизнь лицея освещает газета «МОЛоко».

И в заключение — несколько характеристик, принадлежащих педагогам и учащимся лицея. Результат самоопределения, иначе говоря.

МГОЛ № 2 — это:

— престижное учебное заведение нового типа в Беларуси;
— лаборатория ученических мыслей и идей;
— свобода общения, открывающая новые возможности для саморе­ализации;
— мир, дающий радость познания и открытий;
— место, где рождается будущее нашей страны;
— дом, в который всегда хочется возвратиться;
— учреждение, где реализуются надежды на процветание Беларуси…