В Могилев пришла весна, или Разговоры с Богом

Якубовский, В. В Могилев пришла весна, или Разговоры с Богом / Владимир Якубовский // Магілёўскія ведамасці. — 2006. — 4 красавiка. — С. 8.

…В какой-то из дней Международного молодежного театрального форума «М.art.контакт-2006» стало понятно: без продолжения этой акции в 2007-м и последующие годы культурная жизнь Могилевщины многое потеряет. И для себя автор этих строк загадал. Если непомерно затянувшаяся зима закончится до завершения этого фестиваля, значит — у него будет продолжение.

В заключительный день форума, возвращаясь поздним вечером с церемонии подведения итогов и награждения победителей конкурсной программы, не услышал под ногами привычного хруста смерзшегося снега. Термометр за окном показывал +4°С. В Международный день театра 27 марта в Могилев пришла весна! Театральная, прежде всего.

Чей росток пробился сквозь асфальт?

А сам этот день оказался весьма богатым на события, хлопоты, приятные сюрпризы и неожиданности. И полностью подтвердил предположение, что почетных призов и дипломов окажется меньше, чем достойных звания лауреатов форума. «Del. arte — триллер для трех актеров» по пьесе Данилы Привалова «Люди древнейших профессий» в исполнении актеров Литовского государственного молодежного театра составил серьезную конкуренцию претендентам на награды.

Последним свою работу — фантазии Е.Шварца «До свидания, Золушка!» на тему известной сказки — представил театр-фестиваль «Балтийский дом» (Санкт-Петербург). Мудрая философская притча для детей и взрослых через волшебство театрального действа словно погрузила сказку в нашу жизнь, сделав ее участниками так узнаваемых современников — самих зрителей.

Это неуловимое обаяние спектакля продолжало царить в зале драмтеатра и после его завершения при подведении итогов. Приз зрительских симпатий — один из наиболее почитаемых среди театрального «народа», достался спектаклю «Discopigs», который исполнили Ханка Пясечна и Бартек Крат в постановке Влод-зимежа Качковского на на Современной сцене театра «Стара Проховня» (Варшава).

Современный художественный театр из столицы за остроумное и мастерское прочтение шекспировской комедии «Двенадцатая ночь» в постановке Екатерины Огородниковой получил специальный приз жюри.

Приз «За яркое воплощение молодежной тематики» присужден музыкально-пластическомуспектаклю «Крыша», поставленному Ольгой Скворцовой со студентами столичной Академии искусств.

Анатолий Праудин — постановщик спектакля «До свидания, Золушка!», в котором гармонично соединены лучшие гуманистические традиции санкт-петербургского театра с современными тенденциями развития театрального искусства, удостоен приза за лучшую режиссерскую работу.

Приз за лучшую мужскую роль жюри присудило Михаилу Калиничеву — актеру Московского нового драматического театра за исполнение роли Ли в спектакле Сэма Шепарда «Настоящий Запад».

За лучшую женскую роль отмечена заслуженная артистка Татарстана Елена Крайняя, исполнившая главную роль в спектакле Орловского театра для детей и молодежи «Оскар и Розовая Дама».

Наконец, Гран-при (главный приз форума) получил прописку в Могилеве. Его удостоенспектакль областного драмтеатра «Я твоя невеста» в постановке Валентины Ереньковой. Замечательную керамическую статуэтку, изображающую нежный росток, который пробивается сквозь толщу асфальта, режиссеру-постановщику вручил председатель жюри — народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии Александр Ткаченок.

Театр — игра без проигравших… 

По-разному можно относиться к окончательному решению жюри, в котором кроме белорусских театроведов были также представлены известные критики из России и Украины. С одной стороны, доминантой форума, определяющим критерием были проблемы молодежи. Поэтому, естественно, в первую очередь учитывалось сочетание молодежной тематики представленных спектаклей с работой молодых режиссеров и молодых актеров.

С другой стороны, положение «хозяев площадки» требовало хотя бы из дипломатических соображений «минусовать баллы» у могилевчан. И то, что профессиональное жюри все-таки оставило главный приз за их спектаклем, — признание его высокого художественного уровня и соответствия идейной направленности форума, большинству критериев, предъявляемых к участникам конкурсной программы.

Добрых слов заслуживают и спектакли, на долю которых не досталось наград форума. Прежде всего работа квартета из столичного театра кукол, который языком пластики тонко изобразил в своем проекте «День рождения» многие характерные черты нашей жизни. В «Людях древнейших профессий» в форме острого гротеска три молодых литовских актера продемонстри­ровали свое неприятие того «хорошо забытого старого», что привносит в жизнь нынешних постсоветских стран неконтролируемый рынок. Бизнесмены, киллеры, полицейские, как в калейдоскопе, сменяют друг друга, чтобы затем, перемешавшись, превратиться в могильщиков — самую древнюю и всегда востребованную профессию.

К сожалению, не прозвучали в полную силу сложные духовные искания героев пьесы Б.-М.Кольтеса «Западная пристань» в постановке Львовского театра «Воскресенье». Замысловатая сценография из канатов и постоянно передвигающихся бочек-коконов, из которых пытаются и выр­ваться действующие лица… Многословные монологи на украинском языке, которые без перевода воспринимались с трудом… На пресс-конференции после спектакля его режиссер Ярослав Федоришин так объяснял свой замысел: необходимость свободы от внешних условностей, поиск смысла жизни, обретение своей роли в социуме… А знакомый зритель свое впе­чатление от спектакля выразил так: «Раза четыре задремывал по ходу. Слышу кричат: «Грошы!». Просыпаюсь, вижу, как люди в бочках мучаются ради денег. Думаю: нет, в мире ничего не изменилось. И снова засыпаю до следующего напоминания про «грошы»…

В общем, организаторам форума для его утверждения в статусе «международного» придется всерьез подумать о решении проблемы синхронного перевода для будущих участников из других стран.

Театральное закулисье и городское пространство 

Помимо конкурсной была у форума и другая — специальная программа: это творческая мастерская молодой режиссуры, мастер-классы ведущих отечественных и зарубежных режиссеров, творческие встречи актеров и режиссеров с критиками и театроведами, представителями СМИ. Профессиональный «разбор полетов», анализ удач и находок, поиск новых направлений — все это ни с чем не сравнимая школа совершенствования мастерства, обмена теми «искрами», которые способны зажечь пламя творчества.

Так, форум ясно показал, что современный театр для молодежи — это не только соответствующая тематика. Это также высокая энергетика режиссерских замыслов и актерского воплощения, яркая палитра образных средств, доступный язык… Пластика, танец, пение, игра на разных инструментах и многое другое — всем этим сегодня должен в совершенстве владеть актер, чтобы привлечь внимание молодого зрителя.

Но была еще одна важная сторона форума, подмеченная и членами жюри, и гостями фестиваля. Он не ограничился только рамками театрального события, а стал заметным явлением социальной жизни города. Участие многочисленных волонтеров, большой интерес у молодежи, узнаваемая символика и многое другое свидетельствовали — праздник искусства выплеснулся из театральных стен на улицы города, привнес в его жизнь яркий духовно-эмоциональный импульс.

«Революция» театральная против революции социальной

В этом отношении показалось весьма интересным и точным замечание Всеволода Кима, известного столичного специалиста по пластической режиссуре. Он высказал его во время своего мастер-класса, комментируя один из приемов театральной пластики: «Нужно занять свое место в пространстве, овладеть собой, чтобы получить свободу. Ради этого иногда приходится совершать революцию над собой…».

В этом контексте прозвучало очень важное определение социально-культурной миссии театра. Той самой, которая еще в 1888 году, в день открытия театра в Могилеве, была изложена в тогдашней губернской газете. Возможность «исправлять нравы простых людей» связывали с завершением строительства городского театра тогдашние могилевские администраторы.

Именно как способ преобразовать себя, расширить пространство собственной свободы понималось искусство театра. Иными словами, та самая «революция над собой», неспособность к которой вынуждала людей к революционному развитию общественного устройства. Давно замечено, что наиболее яркими приверженцами радикального преобразования общественного порядка становятся те из сограждан, кто не умеет навести порядок на собственной кухне. Стоит ли удивляться тому, что в истории различных государств наивысший расцвет театра (и культуры в целом) совпадал с периодами их стабильного, бесконфликтного социально-экономического развития.

Применительно к завершившемуся театральному форуму «М.art.контакт» в Могилеве это означает, что город получил еще одно весьма действенное средство для повышения культурного уровня, формирования нравственных устоев его населения, в первую очередь молодежи. И этот, на первый взгляд, локальный, узкопрофессиональный проект, родившийся в театральных кругах, нельзя недооценить. Его всесторонняя поддержка и развитие станет логичным продолжением политики наиболее дальновидных деятелей иных эпох, понимавших огромное значение культуры и театра, в частности, для укрепления и процветания государства и общества.

«Все флаги в гости будут к нам?..» 

Что касается лозунга «Все флаги в гости будут к нам!», то театральный форум стал прямым и осязаемым его воплощением. Нет сомнения, что «мартовский контакт» театралов 5 стран открывает перспективу для «майских», «сентябрьских» и иных контактов представителей гораздо большего количества стран. Причем не только в рамках культурного сотрудничества, но также взаимодействия в экономике, политике, социальной сфере.

Но для того, чтобы этот потенциал был реализован, а не остался лишь благодушной мечтой в стиле «Нью-Васюков», необходима большая работа с привлечением многих социальных партнеров. Очень важно, как подчеркнул наш земляк — драматург Сергей Ковалев, что форум стал акцией европейского масштаба. Необходимо сохранить и укрепить этот статус, расширяя географию участников. По тому комплексу идей и задумок, которые были изначально в нем заложены, фестиваль может стать одним из наиболее интересных и значимых событий в стране, отметили специалисты. Высказаны предложения о расширении информационной поддержки, выпуске фестивальной газеты, в т.ч. виртуальной. Предложено организовать на форуме фестивальный клуб, другие формы общения для обсуждения проблем, волнующих театральных специалистов разных стран, презентации новинок драматургии, специальной литературы и т.п. С большим интересом встречена идея создания параллельного — молодежного жюри конкурса.

Высокую оценку форума дала ведущий театральный критик, профессор Белгосуниверситета Татьяна Орлова, которая напомнила о глубоких театральных традициях Могилева в прошлом, о выдающихся режиссерах страны, чье творческое лицо сформировалось под сводами облтеатра. Итоги «М.art.контакта», по ее мнению, свидетельствуют, что театр в Могилеве возрождается, что его коллектив уже миновал опасность остаться обыкновенным провинциальным театром и способен вновь завоевать интерес публики.

Татьяна Орлова отметила спокойную, деловую и творческую атмосферу фестиваля, его грамотную организацию и широкий спектр представленных работ. Она выразила уверенность в настоятельной необходимости продолжения и развития «М.art.контакта» в Могилеве.

«Разговоры с Богом» — таким было рабочее название первой публикации об открытии театрального форума. Именно в этой форме был представлен первый конкурсный спектакль «Оскар и Розовая Дама» молодежного театра из Орла.

Но «разговоры с Богом»  —  это еще и самоназвание театра, дошедшее до нас с античных времен. Тогда обитатели Олимпа спускались на площадки амфитеатров, становясь участниками театрального действа, предрекая судьбу его зрителям. Хочется верить, что театральные «разговоры с Богом», состоявшиеся во время «М.art.котакта-2006», станут ярким и благоприятным событием в судьбе Могилева и его жителей.