Гончаровой, С. Очаг, дарующий тепло : Могилевскому Дворцу химиков – 25! / Светлана Гончаровой // Могилевская правда. — 2003. — 10 января.
Екатерина Красовская — человек редкого постоянства. С Могилевским производственным объединением «Химволокно» у нее связана, почитай, вся жизнь. Как сейчас помнит: у начальника, принимавшего ее на работу, просто очки на лоб полезли — хрупкая девчушка с длиннющими косами, словно школьница, в гольфах и розовом платье с пелеринкой — и вдруг просится к ним заведующей клубом! Тогда, в 1972-м, о строительстве шикарного (даже по нынешним временам!) Дворца культуры на химическом гиганте, наверное, еще и не помышляли.
— Поначалу сколько слез было, неуверенности в себе,— вспоминает директор Дворца культуры и техники «Химволокно» Екатерина Красовская,— мне ведь было всего 17, а на комбинате в то время уже существовали крепкие творческие коллективы, четыре из них носили звание «народных»…
Спустя два года молоденькая «завклубша» уехала учиться в Ленинград. Ее даже не стали увольнять (на пустыре у Днепра уже готовилась площадка под будущий дворец культуры). Так и записали в трудовой книжке: «командирована на учебу»…
На строительство Дворца культуры и техники были брошены лучшие силы в республике — здесь был оборудован уникальный концертный зал на 1050 мест, на тот момент самый большой в городе. Над интерьером работали художники из Борисовского комбината декоративно-прикладного искусства, гобелены для Дворца ткала заслуженный художник Беларуси Зоя Литвинова. «Купальщиц» в фонтане у центрального входа во Дворец придумал известный белорусский скульптор, лауреат Ленинской премии, соавтор проекта мемориального комплекса «Хатынь» Валентин Занкович. Над фасадом здания трудились болгары. Могилевскими, пожалуй, были только строители из 17-го стройтреста…
Все эти 25 лет ДК химиков остается крупнейшим в областном центре очагом культуры, на его базе создан 41 клуб, где занимается 1240 могилевчан, начиная с 4-летнего возраста! Восемь творческих коллективов ДК сегодня носят звание «народных» и «образцовых» и уже успели покорить Европу.
— Все это стало возможным благодаря нашему сплоченному и необычайно творческому коллек-тиву, костяк которого сформировался в самом начале, — говорит Екатерина Красовская.— А время сейчас интересное — такой простор для творчества. Жаль, что финансовые возможности не всегда позволяют.
— А с появлением столь солидного соседа, как Ледовый дворец, наверное, и конкуренция сказывается?
— Не могу сказать, что это так уж ощутимо. Конечно, зрительских мест в Ледовом в три раза больше, но для «живых» концертов он все-таки меньше подходит, а потому многие артисты по-прежнему отдают предпочтение нашему залу. К тому же, это не основной вид нашей деятельности. Мы развиваем художественную самодеятельность, проводим праздники, дискотеки, юбилейные и тематические вечера, встречи с интересными людьми. ДК есть чем гордиться: на его сцене дебютировали Инна Афанасьева, Искуи Абалян — они, кстати, откликнулись на наше приглашение и обещали приехать на юбилей. В Академическом Большом театре республики поет сейчас бывший наш воспитанник Сергей Франковский, Таня Бедуленко — в «Новой опере» в Москве. Олег Даревский, Виталий и Леонид Фурмановы стали солистами областной филармонии. С цирковой студии ДК начинал когда-то и лауреат международного конкурса иллюзионистов Сергей Якушевс-кий, артистки цирка Екатерина Голосова и Наталья Кинева.
Своеобразной визитной карточкой нашего Дворца культуры стали ежегодное шоу «Очаровательный малыш», недавно состоявшееся в 11-й раз, конкурсы «Весняночка» и «Могилевская красавица», шоу «Вам улыбаются собаки». Совсем недавно появилась и уже стала популярной познавательно-развлекательная программа для подростков «Музыкальная радуга».
— Вспоминая прошлое, какой год был самым удачным?
— Пожалуй, только что ушедший. Огромное спасибо родному предприятию, которое, несмотря на свои трудности, до сих пор решает наши хозяйственные проблемы — недавно во Дворце сделан, по сути, капитальный ремонт. Порадовали своими выступлениями на международных конкурсах и наши творческие коллективы. «Сувенир» покорил французский Марсель и даже получил приглашение выступить в Канаде, «Калейдоскоп» занял первое место на фестивале «Звезды Подмосковья», гран-при фестиваля военно-патриотической песни привезла солистка «Поющих сердец» Аня Князева. «Медуница» регулярно выезжает на гастроли в Германию и даже выпустила там свои диски… К слову, спонсором таких поездок обычно выступает тоже «Химволокно».
— За четверть века стены Дворца наверняка тоже повидали немало знаменитостей?
— Лично мне особенно запомнилась встреча с участниками знаменитой челюскинской экспедиции — ее 50-летие отмечалось в зале нашего ДК, и я была ведущей праздничного вечера. А трое сыновей Отто Шмидта приезжали сюда даже дважды — еще и на 50-летие со дня присвоения их отцу звания Героя Советского Союза. В свое время бывал здесь и Петр Машеров, когда вручал Могилеву орден Отечественной войны. Практически все «звезды» эстрады, участники «Золотого шлягера» разных лет — выступали на этой сцене. Помню, как предательски дрожал голос, когда впервые пришлось объявлять без микрофона знаменитых «Виртуозов Москвы» Владимира Спивакова. Казалось, в тысячном зале мой голос утонет, как песчинка в море… Но там стояла такая тишина, что пролетающего комара можно было услышать!
— Неужто все концерты у вас всегда проходят «без сучка без задоринки»?
— Всякое бывает. Однажды я вела концерт болгарских исполнителей. Условились так: как только оркестр проиграет вступление, барабанщик подаст мне сигнал, я выйду и объявлю Иорданку Христову. И вот оркестр играет вступление, я в своем парадном голубом платье и золотистых босоножках спокойно дожидаюсь за кулисами, как вдруг подбегает костюмерша и шепчет, что у меня… отваливается каблук. Только я взялась его поправить
— он и остался в руке! А барабанщик уже вовсю жестикулирует—пора выходить! Момент был жуткий. Счет пошел на секунды. Костюмерша рванула искать в кабинете мои белые концертные сапоги, оркестр продолжает играть… Вижу, выступавший до этого Христо Кидиков — бегом со сцены. Я поняла, что он пошел разувать Иорданку Христову. На счастье, мимо кулис проходила какая-то женщина. Мой взгляд интуитивно падает на ее аккуратненькие черные замшевые сапожки. Машинисты сцены тут же хватают ее, ничего не понимающую, усаживают на стул и начинают снимать сапоги! И вот, когда я уже иду на сцену, боковым зрением вижу — стоит Христо Кидиков с красивыми босоножками и запыхавшаяся костюмер — с сапогами…
Профессия у нас трудная, потому как работать приходится тогда, когда у всех нормальных людей выходные и праздники. Но мы отдаемся любимому делу полностью. Не верите? Тогда приходите и посмотрите сами!