Очаг, дарующий тепло

Гончаровой, С. Очаг, дарующий тепло : Могилевскому Дворцу химиков – 25! / Светлана Гончаровой // Могилевская правда. — 2003. — 10 января.

Екатерина Красовская — че­ловек редкого постоянства. С Могилевским производственным объединением «Химволокно» у нее связана, почитай, вся жизнь. Как сейчас помнит: у начальни­ка, принимавшего ее на работу, просто очки на лоб полезли — хрупкая девчушка с длиннющи­ми косами, словно школьница, в гольфах и розовом платье с пе­леринкой — и вдруг просится к ним заведующей клубом! Тогда, в 1972-м, о строительстве ши­карного (даже по нынешним вре­менам!) Дворца культуры на химическом гиганте, наверное, еще и не помышляли.

— Поначалу сколько слез было, неуверенности в себе,— вспоминает директор Дворца культуры и техники «Химволок­но» Екатерина Красовская,— мне ведь было всего 17, а на комби­нате в то время уже существо­вали крепкие творческие коллек­тивы, четыре из них носили зва­ние «народных»…

Спустя два года молоденькая «завклубша» уехала учиться в Ле­нинград. Ее даже не стали уволь­нять (на пустыре у Днепра уже готовилась площадка под буду­щий дворец культуры). Так и за­писали в трудовой книжке: «ко­мандирована на учебу»…

На строительство Дворца культуры и техники были броше­ны лучшие силы в республике — здесь был оборудован уникаль­ный концертный зал на 1050 мест, на тот момент самый боль­шой в городе. Над интерьером работали художники из Борисов­ского комбината декоративно-прикладного искусства, гобеле­ны для Дворца ткала заслужен­ный художник Беларуси Зоя Лит­винова. «Купальщиц» в фонтане у центрального входа во Дворец придумал известный белорус­ский скульптор, лауреат Ленин­ской премии, соавтор проекта мемориального комплекса «Ха­тынь» Валентин Занкович. Над фасадом здания трудились бол­гары. Могилевскими, пожалуй, были только строители из 17-го стройтреста…

Все эти 25 лет ДК химиков остается крупнейшим в областном центре очагом культуры, на его базе со­здан 41 клуб, где занима­ется 1240 могилевчан, на­чиная с 4-летнего возрас­та! Восемь творческих кол­лективов ДК сегодня носят звание «народных» и «образцовых» и уже успели покорить Европу.

— Все это стало воз­можным благодаря наше­му сплоченному и необы­чайно творческому коллек-тиву, костяк которого сформировался в самом начале, — говорит Екате­рина Красовская.— А вре­мя сейчас интересное — такой простор для творче­ства. Жаль, что финансо­вые возможности не все­гда позволяют.

— А с появлением столь солидного сосе­да, как Ледовый дво­рец, наверное, и конку­ренция сказывается?

— Не могу сказать, что это так уж ощутимо. Конеч­но, зрительских мест в Ледовом в три раза больше, но для «живых» концертов он все-таки меньше подходит, а потому многие артис­ты по-прежнему отдают предпоч­тение нашему залу. К тому же, это не основной вид нашей деятель­ности. Мы развиваем художе­ственную самодеятельность, про­водим праздники, дискотеки, юбилейные и тематические вечера, встречи с интересными людьми. ДК есть чем гордиться: на его сце­не дебютировали Инна Афанасье­ва, Искуи Абалян — они, кстати, откликнулись на наше приглаше­ние и обещали приехать на юби­лей. В Академическом Большом театре республики поет сейчас бывший наш воспитанник Сергей Франковский, Таня Бедуленко — в «Новой опере» в Москве. Олег Даревский, Виталий и Леонид Фурмановы стали солистами об­ластной филармонии. С цирковой студии ДК начинал когда-то и ла­уреат международного конкурса иллюзионистов Сергей Якушевс-кий, артистки цирка Екатерина Голосова и Наталья Кинева.

Своеобразной визитной кар­точкой нашего Дворца культуры стали ежегодное шоу «Очарова­тельный малыш», недавно состоявшееся в 11-й раз, конкурсы «Весняночка» и «Могилевская кра­савица», шоу «Вам улыбаются со­баки». Совсем недавно появилась и уже стала популярной познава­тельно-развлекательная програм­ма для подростков «Музыкальная радуга».

—  Вспоминая прошлое, ка­кой год был самым удачным?

—  Пожалуй, только что ушед­ший. Огромное спасибо родному предприятию, которое, несмотря на свои трудности, до сих пор реша­ет наши хозяйственные проблемы — недавно во Дворце сделан, по сути, капитальный ремонт. Порадо­вали своими выступлениями на международных конкурсах и наши творческие коллективы. «Сувенир» покорил французский Марсель и даже получил приглашение высту­пить в Канаде, «Калейдоскоп» за­нял первое место на фестивале «Звезды Подмосковья», гран-при фестиваля военно-патриотической песни привезла солистка «Поющих сердец» Аня Князева. «Медуница» регулярно выезжает на гастроли в Германию и даже выпустила там свои диски… К слову, спонсором таких поездок обычно выступает тоже «Химволокно».

—  За четверть века стены Дворца наверняка тоже пови­дали немало знаменитостей?

—  Лично мне особенно запом­нилась встреча с участниками зна­менитой челюскинской экспеди­ции — ее 50-летие отмечалось в зале нашего ДК, и я была веду­щей праздничного вечера. А трое сыновей Отто Шмидта приезжали сюда даже дважды — еще и на 50-летие со дня присвоения их отцу звания Героя Советского Со­юза. В свое время бывал здесь и Петр Машеров, когда вручал Мо­гилеву орден Отечественной вой­ны. Практически все «звезды» эс­трады, участники «Золотого шля­гера» разных лет — выступали на этой сцене. Помню, как предатель­ски дрожал голос, когда впервые пришлось объявлять без микро­фона знаменитых «Виртуозов Мос­квы» Владимира Спивакова. Каза­лось, в тысячном зале мой голос утонет, как песчинка в море… Но там стояла такая тишина, что про­летающего комара можно было ус­лышать!

— Неужто все концерты у вас всегда проходят «без суч­ка без задоринки»?

— Всякое бывает. Однажды я вела концерт болгарских исполни­телей. Условились так: как только оркестр проиграет вступление, барабанщик подаст мне сигнал, я выйду и объявлю Иорданку Хри­стову. И вот оркестр играет вступление, я в своем парадном голубом платье и золотистых бо­соножках спокойно дожидаюсь за кулисами, как вдруг подбегает костюмерша и шепчет, что у меня… отваливается каблук. Только я взялась его поправить

— он и остался в руке! А бара­банщик уже вовсю жестикулиру­ет—пора выходить! Момент был жуткий. Счет пошел на секунды. Костюмерша рванула искать в кабинете мои белые концертные сапоги, оркестр продолжает иг­рать… Вижу, выступавший до этого Христо Кидиков — бегом со сцены. Я поняла, что он пошел разувать Иорданку Христову. На счастье, мимо кулис проходила какая-то женщина. Мой взгляд интуитивно падает на ее аккурат­ненькие черные замшевые са­пожки. Машинисты сцены тут же хватают ее, ничего не понимаю­щую, усаживают на стул и начи­нают снимать сапоги! И вот, ког­да я уже иду на сцену, боковым зрением вижу — стоит Христо Кидиков с красивыми босонож­ками и запыхавшаяся костюмер — с сапогами…

Профессия у нас трудная, по­тому как работать приходится тогда, когда у всех нормальных людей выходные и праздники. Но мы отдаемся любимому делу полностью. Не верите? Тогда приходите и посмотрите сами!