Хореографы настроения

Романов, Ю. Хореографы настроения : беседа с начальником управления культуры Могилевского горисполкома Антониной Павловной ШАРКОВОЙ / Юрий Романов // Веснiк Магiлёва. — 2001. — 23 августа. — С. 2.

Наша задача — обеспечить досуг населения, приносить лю­дям радость. От этого зависит не только продуктивность их труда, но и в первую очередь их общее настроение. Сейчас многие пе­реживают депрессию, внутрен­нюю панику от неустроенности собственной жизни. Я считаю, что в данном контексте труд ра­ботников культуры очень важен: мы можем «переключить» человека с тяжких мыслей, можем поправить его внут­реннее состояние. Сделать все для того, чтобы люди не замыкались в себе, а находили удовлетворе­ние в общении с культу­рой, с искусством. Этому служат массовые праздни­ки, которые мы проводим, работа наших библиотек, работа кинотеатров. Очень правильно понимает ситуа­цию директор нашего кино-видеопредприятия «Позірк» Андрей Бычков, который го­ворит, что поход в кино — это мини-праздник, событие для всей семьи, даже моро­женое в кинотеатре — вкус­нее… Очень важна в этой связи работа музея истории Могилева. Надо отдать дол­жное его директору Игорю Александровичу Пушкину и его коллективу за их бережное, за­интересованное отношение, любовь к своему делу. Благода­ря им, мы многое узнали об ис­тории Могилева. Более того, они разработали учебный цикл «Могилевоведение», который с успе­хом внедрили в наших средних школах. Очень важно, когда люди знают историю своего города: они по-другому начи­нают к нему относиться.

Ко мне неоднократно приходи­ли люди, которые спрашивали, что делает управление культу­ры, если в городском транспор­те ругаются матом, в подъездах пишут плохие слова, бумажки на землю бросают, — на нас пыта­ются возложить ответственность за общую культуру людей, живу­щих в городе. Но такая культура воспитывается с детства, она должна быть заложена в семь­ях. Пока родители не будут по­давать пример своим детям, желаемого результата нам не добиться. Хотя каждое наше мероприятие обязательно долж­но нести и несет в себе воспи­тательные аспекты — даже оформлением, общим настрое­нием. Мы работаем и с семья­ми тоже. Есть массовые празд­ники, клубы по интересам, праз­дники семьи — целый цикл ме­роприятий, которые направлены именно на семейное воспита­ние. Вообще мы стараемся культуру не делить — на ве­домственную, профсоюзную, городскую, областную. Все, что есть на территории города, для нас очень важно. Мы работаем со всеми. И очень благодарны коллегам за понимание, за ту по­мощь, которую они оказывают в нашем общем деле.

Хотя у нас рабочий день — не­нормированный (в большой сте­пени это касается работников самого управления): одно мероприятие заканчивается, следующее начинается. Правда, постоянная нехватка финансирования иногда притупляет инициативу. Коллек­тив у нас в последнее время силь­но обновился — и само управле­ние, и директорский корпус. Мо­лодежь полна идей, энергии, но инициатива «расплескивается» об отсутствие денег.

А молодые городской культуре очень нужны. Мы.столкнулись с тем, что университет культуры специалистов нам не дает. Даже могилевчане после его окончания сюда, как правило, не возвраща­ются. Наверняка, проблема раз­решалась бы легче, если бы у нас была возможность предоставить молодым специалистам хоть ка­кое-то жилье. Вот, после встречи Президента с работниками куль­туры одним из итоговых пунктов было решение построить по жи­лому дому в каждом областном центре. И наш горисполком готов это сделать. Но ведь сделано это должно быть за деньги застрой­щиков, а сумма взносов — не по нашим зарплатам. Так что про­блема остается. Мы сталкиваем­ся с ситуацией, когда нужно рас­тить свои кадры. И сейчас мно гие из наших работников учатся заочно в университете культуры, в консерватории, набираются опыта. Мы всегда помогаем, чем можем, чтобы человек получил высшее образование — чтобы у нас были свои хорошие специа­листы. Городу очень нужны хо­реографы — чтобы не дать зачахнуть тем хорошим традици­ям, которые у нас есть с давних пор; нужны режиссеры; некото­рые работают уже полвека и начинают волей-неволей повто­ряться, либо хороши в каком-то одном направлении; нужны ве­дущие программ… Но, несмотря на финансовые трудности, оптимизм в душах наших людей теплится. И спасибо коллегам за то, что они не разочарованы в своем деле, за то, что от­дают себя работе без ос­татка. У нас ведь по-друго­му нельзя, получается халтура. Только тот, кто отда­ет всю душу, добивается каких-то результатов. Такие люди в Могилеве есть. Об Игоре Александровиче Пуш­кине я уже говорила. Антонина Ивановна Ковалевская, директор Городского центра культуры и досуга, — чело­век, который никогда не гово­рит «нет», всегда отвечает «Все сделаем!» — и никогда не подводит. Нужно отметить молодежь — Надежду Вла­димировну Михайлову, директора художественной школы; Дениса Владимировича Шаблинского, директора 6-й музыкальной школы; и — наших мэтров — Наталью Андреевну Пивоварову, директора 1-й шко­лы искусств; Галину Владимиров­ну Томашеву, директора школы искусств №2; Василия Леонидо­вича Паращенко, директора 4-й специализированной музыкаль­ной школы, дирижера городского оркестра, который обслуживает все наши мероприятия. Есть ру­ководители коллективов, с кото­рыми можно куда-то выехать, го­стям показать и самим порадо­ваться: Валентина Ивановна Жук, руководитель ансамбля народной музыки ДК «Химволокно»; Влади­мир Дмитриевич Барановский, режиссер, руководитель театра «Серпантин»; Валентин Иванович Ермолович, руководитель театра «Валентин» — заслуженные ра­ботники культуры Беларуси. Вла­димир Григорьевич Щербо — за­меститель директора школы искусств, прекрасный аранжиров­щик, дирижер двух оркестров, од­ному из которых вскоре будет при­своено звание народного, музы­кальный редактор многих город­ских концертов.

Мне, как начальнику управле ния культуры, сегодня есть на кого опереться. Это очень важ­но, важнее финансирования Благодаря таким людям хочет ся работать.