Тот, кто сплетает кружево из звуков

Думанская, Е. Тот, кто сплетает кружево из звуков / Елена Думанская // Веснiк Магiлёва. — 2001. — 23 августа. — С. 3.

Духовой оркестр Могилевской гимназии-колледжа музыки и хореографии имеет свою давнюю историю. Как ансамбль духовых инструментов он заявил о себе со дня основания музыкальной школы № 1 им.Римского-Корсакова в 1919 году. В последующие годы он достиг многих творческих высот на республиканских и областных конкурсах.

И сегодня в его составе моло­дые лауреаты и дипломанты меж­дународных и национальных кон­курсов, стипендиаты специально­го фонда Президента РБ по под­держке талантливой молодежи.

Оркестр — живой организм, подчиняющийся любому движе­нию дирижерской палочки. Дири­жер — друг, учитель и судья. Он тот, кто в единый венок сплетает нежное звучание флейты и тоску скрипки, громкоголосый тромбон и пронзительность саксофона.

На слуху практически каждого из нас имена таких дирижеров, как Владимир Спиваков, ОлегЛундст-рем, Михаил Финберг, но не слы­шим мы о тех, кто обучает моло­дых музыкантов. К примеру, о Ми­хаиле Иосифовиче Басине, препо­давателе Могилевского музыкаль­но-хореографического комплекса гимназии-колледжа, который мно­го лет является художественным руководителем и дирижером орке­стра юных дарований.

— Оркестр — это обязатель­ный этап в жизни любого музыканта, — убежден Михаил Иосифович. — Так и я, пройдя после окончания музучилища своеобразную школу модных в 70-е годы вокально-инструментальных ан­самблей, незаметно для себя стал работать в оркестре. Начи­нал молодым еще трубачом в эстрадно-симфоническом оркес­тре при ДК «Химволокно», кото­рым в конце 70-х руководил Ми­хаил Николаевич Солдатов. По его приглашению, собственно го­воря, я и приехал из Черикова, где работал по распределению учителем в музыкальной школе.

Те годы были для нас, моло­дых музыкантов, необычайно насыщенными. Наполненными новыми, не совсем обычными веяниями музыки с наглухо зак­рытого Запада. Мы упивались джаз-роком, подражали испол­нителям известных тогда групп «Чикаго» и «Кровь, пот и слезы».

Мы искали свой путь, свою музы­ку. И мы мечтали. Жизнь, впро­чем, вносила свои коррективы. Распался после отъезда в Минск Михаила Солдатова эстрадно-симфонический оркестр, поутих бум вокруг ВИА и началась моя работа преподавателя в музыкальной школе № 3.

В то же время, наверное, пытаясь доказать себе и другим, что чего-то стою, занимался программой для духового оркестра в ДК «Химволокно».

Знаете, — глаза Михаила Васи­на как-то тепло засветились, — оценкой любого оркестра являет­ся исполнение им классических произведений. Духовой же оркестр уникален тем, что сочетает в себе инструменты, звучание которых несет тембровую окраску. Очень важно суметь настроить оркест­рантов на единую интонационную волну. В этом, наверное, и есть основная задача дирижера.

Мне повезло — это удалось. Но продолжения не последовало — не сложились отношения с руко­водством. Причина была тривиальной. Оркестр — это прежде всего люди, требующие понимания и уважения, и я всегда сто­ял на их стороне. Спустя несколько лет пригласили в кол­ледж музыки и хореографии.

Признаться, изначально идея этого учебного заведения была не по душе, но позже понял, что ошибался. Здесь, как нигде, вы­сока планка требовательности. Прежде всего это касается само­го преподавателя. Чего только стоят ежегодные поездки с уче­никами в Минскую консервато­рию! Это своего рода экзамен для учителя, ведь именно там дается оценка его профессио­нальным качествам. Одновре­менно, кстати, имеется возмож­ность и поучиться. Порой у сво­их же учеников. Трое — из моих особая гордость — учатся в кон­серватории.

— Безусловно, только работой преподаватели ограничиваться не хотелось, — вернувшись к изна­чальной теме разговора, продолжил Михаил Басин. — Практичес­ки с первого дня занялся созда­нием оркестра. Это была сложная работа. Но в 1995 году мы уже при­няли участие в областном конкур­се духовых оркестров и зареко­мендовали себя неплохо.

Специфика нашего оркестра в том, что дети, как те птенцы, едва оперившись, вылетают на простор. К примеру, за после­дние 8 лет в окрестре играет уже 3-й состав. После выпускных экзаменов осталось только двое. Фактически нужно создавать оркестр с нуля. Впрочем, в этом и есть своя прелесть…

Михаил Иосифович Басин со своим новым составом оркестра недавно «на отлично» сдал экза­мен на годовом отчетном концер­те. Такую же оценку заслужило выступление оркестра и на не­давнем торжестве, посвященном 10-летию Могилевской гимназии-колледжа музыки и хореографии. Молодые духовики Басина стано­вятся заметным музыкальным явлением в Могилеве. Михаил Басин — учитель и дирижер — вносит заметный вклад в культур­ную жизнь Могилева.