Соловьева, Л. Держать марку / Любовь Соловьева // Рэспубліка. — 2023. — 28 студзеня. — С. 13.
Филателист со стажем уверен, что это хобби способствует любви к истории и своей стране
Среди самых важных и дорогих человеку слов, сопровождающих его на протяжении всей жизни, Родина имеет особенное значение. В нем и любовь к месту, где родился и вырос, и врожденное стремление защищать свою землю от врагов, и уважение к народу и его традициям, и память предыдущих поколений, и желание двигаться вперед, открывая неизведанные перспективы для себя ипотомков.В 2023-м, объявленном Президентом Годом мира и созидания, патриотизм играет первостепенную роль. Публикации нашей новой рубрики «С чего начинается Родина» будут посвящены теме патриотизма в самом широком смысле этого слова. Сегодня — первая из них.
Удивительно, как маленький кусочек бумаги — почтовая марка — может открыть человеку целый увлекательный мир. Могилевчанину Владимиру Заремскому филателия подарила знания, друзей и даже профессию.
Подарок со смыслом
Почти 60 лет назад в качестве новогоднего подарка мама вместо привычных машинок или патефона презентовала ему альбом с почтовыми марками. С того момента каждую копейку первоклассник тратил на них, даже если приходилось остаться без обеда.
— Я был очень любознательным ребенком, а каждая марка несет в себе сведения — номинал, кто изготовил, для какого выпуска, на какой территории, — вспоминает Владимир Заремский. — Изначально меня привлекла сюжетная сторона, таким образом я познавал мир. Информация преподносилась ненавязчиво и здорово расширила мой кругозор: писатели, художники, ученые, архитектура, политические и исторические события разных стран и народов, животные. Например, была серия марок про дружественную Кубу и космонавтику. Многое буквально отпечаталось в памяти, что не раз выручало в школе. Как-то я весь урок рассказывал про Коперника из того, что узнал чисто по маркам.
Следующим шагом стал клуб филателистов, где он познакомился с серьезными коллекционерами. Те уже посвятили в тонкости дела, условия хранения марок, делали уточнения по полноте коллекции. Под их влиянием детское увлечение вышло на другой уровень, а впоследствии подтолкнуло к выбору профессии. Владимир Заремский — преподаватель истории.
Удивительный мир
Марки, почтовые блоки, письма, оболочки различных почтовых отправлений, прошедшие почту открытки — по количеству экспонатов в коллекции Владимир Константинович не скажет даже приблизительно, как и по стоимости:
— Но она достаточно полная и хорошая. Собираю «Большую Россию», есть экземпляры от первой марки Российской империи 1858 года и до последней советской со всеми вариантами и разновидностями. Плюс мне интересно все, что связано с «Почтой Беларуси». Последнее время собираю все, что посвящено Могилеву и Могилевской области.
В альбомах Владимира Заремского — целый мир! В советское время выходили марки, посвященные могилевчанам Орловскому и Бумажкову. Отдельный почтовый выпуск — дважды Герою Советского Союза Гусаковскому. На болгарской марочке изображен генерал Ромейко-Гурко, последний фельдмаршал Российской империи, который получил это звание за подвиги на войне. На марку Мадагаскара попал корабль под названием «Лесной» в честь битвы при деревне Лесной. На марке Франции можно увидеть художника Антона Певзнера, уроженца Климовичей. Или вот Ирвин Берлин — автор гимна США, уроженец Могилева. А самый популярный в филателии могилевчанин — Отто Шмидт.
Говорить о стоимости марок в денежном выражении сложно. Тут кто сколько готов отдать. На зарубежных аукционах доходит до сотен тысяч фунтов стерлингов. Только для истинного филателиста самая ценная марка не та, что больше стоит или самая старая, а та, за которой он дольше охотился. Бывает марка простенькая, а ее не достать. «Зеленку» из золотого выпуска 1920‑х, к примеру, Владимир Заремский ждал около десяти лет.
— Не всегда найдешь то, что хочешь, — приводит он пример. — Для коллекции мне был нужен штамп Мандриково на Дальнем Востоке, но так и не смог его заполучить: нынче этот поселок золотодобытчиков заброшен. Бывает наоборот: города Черняева уже нет, а штамп у меня остался.
Государственный символ
Известно, что марки собирали многие выдающиеся люди. Академик Павлов, Рузвельт, Фаберже, Николай II, шахматист Карпов. Это хороший отдых, психологическая разгрузка, антистресс.
— Сейчас собирать марки, скорее, редкость, — размышляет Владимир Заремский. — Сравните сами. На момент распада в Советском Союзе насчитывалось более 550 тысяч филателистов, конкретно в Могилеве нас было 485 человек. Знаю об этом не понаслышке, поскольку одно время был распределителем марок в магазине. Их присылали много, но желающих приобрести — еще больше, поэтому соблюдали своеобразную очередь. Теперь в городе осталось лишь 15 филателистов. Поэтому хотелось бы развития детской филателии на государственном уровне. Дети все равно будут что-то коллекционировать, а почтовая марка доступна. Она несет информацию, и не забывайте, что почтовая марка — это государственный символ. Мы все говорим про герб, гимн, флаг, но есть еще четыре дополнительных символа: столица, денежная система, наградная система и почтовые марки. Во всех странах они оригинальные.
Владимир Константинович уверен, что также филателия — это определенный уровень образования и культуры, патриотического воспитания.
— У меня в коллекции есть письма от Героев Советского Союза — Анатолия Ляпидевского, Михаила Громова, Георгия Байдукова, Михаила Пилипенко, — перечисляет собеседник. — В этом плане филателия открыла для меня удивительные факты, ведь порой не ожидаешь, что тебе ответят. Я не спрашивал об этом, но Михаил Пилипенко из Хотимска написал мне, что первого немца он убил через четыре месяца после награждения медалью «За боевые заслуги». Он связист, следовательно, задачи у него были другие. Еще Пилипенко добавил, что на фронт его забрали с отцом, так вместе и прошли войну. И все сокрушался из-за одного факта. Он и два его боевых товарища получили награды за один бой с форсированием Днепра. Пилипенко и Карасеву дали Героев Советского Союза, а третьего наградили другим орденом. Просто потому, что все трое были из Могилевской области. Михаилу это не давало покоя до конца жизни, он считал, что тот третий друг больше их был достоин звания Героя.
На современном этапе почта обязательно отражает на марках такие праздники, как Новый год, Рождество, 7 Ноября, 9 Мая, юбилеи разных ведомств, памятные даты. В завершившемся году совместным российско-белорусским выпуском отметили юбилей Бялыницкого-Бирули.
— Хотелось бы, чтобы тематику почтовых выпусков в Беларуси отслеживали еще более детально, — высказывает собственное мнение филателист. — В одиночку почтовому ведомству, может быть, и не всегда просто судить о значимости некоторых дат, событий и личностей, у них другая задача. Возможно, стоило бы подключить различные министерства, историков. А еще выпустить серию марок хоть с белорусскими сортами картофеля. Почему нет? Их же кто-то выводил: исследователи, ученые. Да и картошка — наш символ!
ПОЛЯРНАЯ ПОЧТА
В Антарктиде и на Северном полюсе тоже есть почта. Можно написать письмо ее начальнику и получить ответ. А если попросить, то даже с фирменным конвертом, который каждый год уникальный. Правда, лучше приложить свои марки.
ХИТРОСТИ ХРАНЕНИЯ
Чтобы марки не смывали с конвертов и не отправляли по нескольку раз, почти сразу с момента появления их делают из хрупких бумаги и глянца. Марку берут не руками, а пинцетом, чтобы кремы и другая косметика пагубно на них не влияли. Для хранения есть специальные альбомы и клеммташи. Периодически марки нужно перелистывать и давать им подышать, избегая образования грибка и плесени.
СВОЯ МАРКА
Почта не может отразить все юбилеи, поэтому во многих странах есть интересная практика, которая называется «своя марка». Человек заказывает марку с любым сюжетом, принося свое изображение, конечно, с уважением к этике и законам. Так, Владимир Заремский договорился с эстонскими коллекционерами, и те посвятили марку 120‑летию со дня рождения Отто Шмидта.
КОГДА БРАК В ЦЕНЕ
Производственный брак филателистам только на руку, так они могут заполучить уникальный экземпляр. К примеру, в 1971 году вышла марка, посвященная политику Уильяму Фостеру, вскоре издатели спохватились, что ошиблись с датой его смерти, и сняли бракованную серию с выпуска, но ряд филателистов уже пополнили свою коллекцию.
Всемирный почтовый союз и Международная федерация филателии строго следят, чтобы подобные ситуации не создавались искусственно. Нередко, если брак все же проскочил и поступил в продажу, марки и дальше печатают большим тиражом, чтобы не создавать ажиотаж на них.