Храмы Могилевщины в период оккупации

Храмы Могилевщины в период оккупации / Людмила Гришанова // Вечерний Могилев. — 2023. — 18 января. — С. 5. 

Одной из забот Временного епархиального управления в начальный период оккупации стало восстановление храмовых зданий, которые в довоенное время использовались не по назначению, и, соответственно, обеспечение хлебными карточками мирян, из которых комплектовались бригады по уборке, очистке и ремонту церквей — Борисо-Глебской, Трехсвятительской, Николаевской.

По воспоминаниям могилевчанки Анны Михайловны Костиной, которой в начале оккупации было 14 лет, всю жизнь прожившей в домике по соседству с храмом , в довоенное время после закрытия Борисо-Глебской церкви в ней размещалась конюшня. С осени 1941 года после очистки и ремонта помещения двери храма открылись для верующих. Настоятелем в нем стал служить протоиерей Николай Бекаревич, накануне войны отбывавший в концлагере десятилетний срок наказания. Вторым священником служил Анисим Коваленко, который в 1942 году перешел служить в Княжицкую Александро-Невскую церковь, где проводил богослужения до изгнания оккупантов, а затем — до 1961 года.

Но вернемся к воспоминаниям могилевчанки о событиях, связанных с Борисо-Глебской церковью, в которой богослужения совершались и после окончания войны. Она оставалась единственным действующим храмом города вплоть до возрождения Могилевской епархии в конце XX века,, а в 2019 году отпраздновала 150-летие со времени постройки.

Анна Костина рассказывала, что оккупационные власти поддерживали о. Николая, выделяли средства на ремонт храма. Даже передали в церковь серебряное блюдо для богослужебных целей. В свою очередь настоятель был обязан зачитывать во время службы приказы немецких властей. Жил он при храме один. Однажды кто-то подбросил Бекаревичу записку со словами: «Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела». Немецкие власти выделили священнику комнату в центре города. Бекаревич исчез при отступлении немецко-фашистских захватчиков. Оказалось, что выехал в другую область, прихватив часть ценных церковных принадлежностей. После освобождения Белоруссии прихожане даже писали ходатайство на имя уполномоченного по делам религии об их возврате в Могилев.

Священники тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо. Но они служили ради Иисуса, ради молитвенной помощи простым людям, оказавшимся на оккупированной территории, находившим в храмах отдушину в условиях оккупации. Прихожане черпали в богослужениях духовные силы, молились Богу о спасении своих родных, воевавших против врагов с оружием в руках на фронте и в партизанских отрядах, угнанных в концлагеря и немецкое рабство, просили в молитвах победы над немецко-фашистскими супостатами.

26 октября 1941 года после окончания ремонтных работ начал действовать Трехсвятительский собор. Его настоятелем стал служить протоиерей Константин Радзивинович, который продолжил свое служение и после окончания войны: указом Архиепископа Минского и Белорусского Василия от 30 июля 1945 года он был назначен не только настоятелем этого же храма, но и благочинным Могилевского благочиния вплоть до своей кончины в 1956 г., наступившей от инфаркта на вокзале в Минске, куда ездил ходатайствовать о перспективах сохранения прихода после предстоявшего закрытия собора. О. Константин был очень достойным пастырем. В 1933-м его не минули репрессии: был осужден к 5 годам лишения свободы в концлагере с отбыванием срока на строительстве канала Москва— Волга. Освободился в январе 1936 г. и поселился в Могилеве, работая чернорабочим на стройке, в «Зеленхозе», счетоводом в «Сантехстрое». Во время оккупации он организовывал благотворительные обеды для нуждающихся в подвале Трехсвятительского храма. Внес батюшка свой вклад в патриотическую деятельность могилевчан, предоставив помещение в соборном подвале для хранения продуктов, собранных подвижницей Прасковьей Дерибо, которая с первых дней войны, переодевшись в монашескую одежду, собирала по людям и доставляла в Луполовский концлагерь и тяжелораненым бойцам Красной Армии, остававшимся в трех госпиталях оккупированного врагом Могилева. Также священник хранил все списки собранных ею продуктов. По его распоряжению в Трехсвятительском соборе продавались «Молитвенники», как назывались молитвословы, изданные подпольщиками в немецкой типографии. К их изданию были причастны подпольщицы мать и дочь Карпинские, замученные впоследствии в гестапо. Отцом Ольги Николаевны Карпинской и дедушкой Тани был протоиерей Николай Жудро, скончавшийся незадолго до начала оккупации. Средства от реализации молитвословов также использовались на приобретение продуктов для военнопленных и раненых. В 1946 году протоиерей Константин Радзивинович выступал свидетелем на судебном процессе по делу о злодеяниях, совершенных немецко-фашистскими захватчиками в БССР, и участвовал в работе комиссии по оценке ущерба, нанесенного оккупантами культовым сооружениям Могилева.

О. Константин похоронен на городском Воскресенском кладбище. Благодаря заботам Могилевской епархии и нынешнего настоятеля Трехсвятительского собора протоиерея Геннадия Пацевича захоронение Радзивиновича несколько лет назад было благоустроено.

В конце октября в Могилеве наряду с Петропавловской, Борисо-Глебской и Трехсвятительской церквями начали действовать Свято-Никольский храм и церкви на Успенском, Мышаковском и Петропавловском кладбищах. Настоятелем Иоанно-Богословской церкви на Мышаковском кладбище служил о. Иаков Листратенко. О нем известно, что имел духовное образование, до войны работал на разных должностях в советских органах, а в 1930-1932 годах служил начальником милиции в Кричевском и Чериковском районах.

Могилевское епархиальное управление назначало священников на приходы, в том числе на сельские. Согласно архивному документу в 1942 году в Круглом священствовал о. Никифор Абрамов, в селе Любиж Горецкого района — о. Иоанн Шимкович, в селе Кутня Чаусского района — о. Михаил Щербаков, в селе Россохи Кормянского района — о. Иоанн Пищиков, в д. Грудиновка Быховского района — о. Иоанн Лапин.

Грудиновская церковь начала действовать с осени 1941 года. Краевед Александр Горбацкий собрал интересные сведения о судьбе священника Лапина. До войны Ивана Лукича в деревне знали как бухгалтера спиртзавода. Оказывается, до приезда в Грудиновку он служил священником на Брянщине, был осужден и сослан в Казахстан, откуда сбежал в Белоруссию. Вместе с ним в Грудиновку приехала и жена. Осенью 1942 года ночью пришли вооруженные люди, назвались партизанами и увели священника с матушкой за околицу на расстрел. Жену убили, о. Иоанн упал, не задетый пулями. Отлежался, а когда неизвестные ушли, то добрался до Быхова, где служил священником в церкви до начала 1950-х годов. В старости уехал к дочери в г. Белица Брянской области.

Истории священников, служивших в сельских храмах Могилевщины, устанавливаются из разных источников. Работая корреспондентом, узнала из материалов районного музея и Госархива Могилевской области о судьбе священника Кпимовичской Архистратиго-Михайловской церкви о. Петра Макарова. В Климовичском музее хранится фотография, на которой «партизанский батюшка», как называли в Климовичах настоятеля, запечатлен с партизанами отряда №45 «За Родину», действовавшего на территории Климовичского и Краснопольского районов. Он был награжден орденом Красной Звезды и медалью «Партизану Отечественной войны». В музее хранится и копия правительственной телеграммы за подписью Сталина на имя священника Макарова с благодарностью за пожертвования в фонд раненых фронтовиков. Из архивного документа с автобиографией священника о. Димитрия Косенкова узнала о том, что он был рукоположен в сан священника в 1942 году и назначен настоятелем Свято-Николаевской церкви г.Чаусы, где служил до 1943 года. В марте того же года по семейным обстоятельствам переехал в с. Костинка Могилевского района. 22 ноября 1942 года священника арестовало немецкое гестапо за связь с партизанами. Оккупанты увезли его в Старый Быхов, а потом отправили в лагерь №2, находившийся в Бобруйской крепости, где священник заболел, и его перевели в госпиталь для военнопленных. После выздоровления Косенков ушел из госпиталя, отыскал Бобруйского благочинного и получил назначение в Пацеву Слободу, из которой в декабре 1944 года вернулся в родную Костинку. В одном из архивных документов указано, что с 15 сентября 1941 года в Свято-Успенской церкви д.Голени Могилевского района служил священник о. Петр Сойченко. Из пригородных храмов также действовала церковь в д.Полыковичи.

Людмила ГРИШАНОВА, заведующий церковно-археологическим кабинетом Духовно-просветительского центра имени святителя Георгия (Конисского) Могилевской епархии.