Вспоминая мадам Ортанс

Вспоминая мадам Ортанс : [актриса Могилевского областного драматического театры З. Бурцева] / материалы подготовила Елена Максимова // Веснiк Магiлёва. — 2016. — 12 мая. — С. 20.

В юбилейный год Могилевский драмтеатр осиротел: друг за другом ушли из жизни Константин Печников и Зоя Бурцева. Удивительная семья, положившая начало актерской династии: сегодня в театре успешно играют Руслан и Анна Кушнеры, подрастает внучка с артистическими способностями и сказочным именем Алиса, знающая наизусть спектакль «Кошкин дом». Эти воспоминания — дань уважения великолепной старой гвардии и традициям театра.

Бурцева мечтала о создании музея памяти в театре. И просила: «При жизни говорите мне спасибо!» Зоя Николаевна была че­ловек-оркестр театра! Не зря бенефис актрисы носил название «Оркестр мадам Ортанс». Вот семь историй о замечательной женщине, рожденной 7 апреля. В день Благовещения!

Заслуженный артист России Александр Палкин:

— Я помню, как увидел Бурцеву впервые: в ней было много лоска, она бросалась в глаза. От такой женщины мужчины вздрагивают и столбенеют. Мы с ней не кон­тактировали очень долго. Пара Печников-Бурцева была с очень интересной внутренней жизнью. Зоя производила впечатление человека сильного и настойчиво­го, семейного диктатора. Но под­ружились мы с ней тогда, когда я угадал ранимость и беззащит­ность Зои как человека. Костя был защитником и рыцарем.

К моему юбилею режиссер из Москвы Александр Дольников поставил спектакль с ужасным названием — «Вспоминая моих грустных шлюх» по пьесе Марке­са. Авторитетный театральный критик Татьяна Орлова так оце­нила роль Зои в этом спектакле: «Для меня это первая Ваша роль, где я ни к чему не могу придрать­ся». Как Зоя была вдохновлена и окрылена этими словами!

Потом я захотел поставить как режиссер спектакль «Мой внук Вениамин» Людмилы Улицкой. В образе главной героини очень ярко просвечивал характер Зои. Сцена сразу раскрывает челове­ка: я могу сказать все о силе та­ланта уже после десяти слов.

Наш последний разговор был 2 февраля. Это день моего рожде­ния. Зоя позвонила мне из палаты хосписа. Ей было трудно гово­рить, но она вспомнила и позво­нила…

Народный артист РБ Григо­рий Белоцерковский:

— Во-первых, Зоя — это моя пар­тнерша. Это «Люти+капитан». Во-вторых, это женщина, у кото­рой желания жить хватало на со­рок человек! Это была актриса с мощной энергетикой. Каждый год 7 апреля я покупал пять бе­лых роз и поздравлял Зою с днем рождения. В театре редко встре­чаются «киты», на которых дер­жится труппа. Зоя умела держать фасон: она никогда не приходила с «опрокинутым» лицом. Она на­девала шляпку и транслировала миру посыл: «все прекрасно!» Это был урок для всех: так надо делать свое дело. А не отменять из-за насморка спектакль. Она была одержима театром — при­знак большого таланта. Она была театральная мама. Это потрясаю­щее качество!

Меркантильность, коммер­ция, деньги — все это убивает ис­кусство. По велению души, мы делали литературные гостиные, сами готовили программы, под­бирали стихи…От нас исходила инициатива. Молодежь должна понять: никто ничего на блюдечке с голубой каемочкой не принесет. Самое главное — это желание! У Зои горели и светились глаза: она умела строить свою профессио­нальную судьбу.

Актриса Галина Угначева:

— Я тоже помню, как увидела Зою впервые. По дороге в драм-театр я обратила внимание на элегантную пару впереди себя. Я поняла сразу: «Такая антуражная пара может идти только в театр!» Рыбак рыбака видит издалека!

В нашем с Зоей случае не было бы счастья, да несчастье помог­ло! Я уехала в отпуск к свекрови — и на второй день ломаю ногу! Еду после снимка на переднем сиденье машины брата. И вижу: идут Зоя с Костей по проспекту Пушкина. Они знали: у меня нет машины. И дома раздается зво­нок от семьи Печниковых: «Кра­сиво жить не запретишь!» При­шлось объяснить все про гипс. И в тот злосчастный отпуск летом я сидела одна. И вдруг звонок от Зои: «Галя, ты варенье из абри­косов будешь варить? Сколько килограммов тебе купить?» Через некоторое время принесла по­мидоры для закатки… Этот слу­чай с поломанной ногой показал: Зоя умеет быть другом. Она была очень внимательным человеком. Владела французским секретом: умение жить — это умение делать подарки.

Актеры — люди капризные, обидчивые, болезненно реагиру­ющие на критику. Зоя могла сде­лать замечание, подсказку по по­воду роли. Только с ней в спорах рождалась истина. Я могла сна­чала сопротивляться, но потом признавала: «Зойка, ты здорово придумала!»

С Зоей у нас была роскошь общения. Мы не могли нагово­риться. Шла передача о Майе Плисецкой по каналу «Культура» — надо было все обсудить. Приез­жала выставка Никаса Сафронова — надо было посетить. Мне некому больше позвонить…

Заслуженный артист РБ Ва­силий Галец:

— Я думаю, что Зоя сгорела… Она жила очень насыщенной жиз­нью артистки, жены, мамы, ба­бушки. Обо всех хлопотала и бес­покоилась, все пропускала через себя. Было очень много болез­ненных для нее тем: равнодушие к культуре, состояние нашего общества, профнепригодность мно­гих учителей. Городские педагоги — это, как правило, самые небла­годарные зрители. Они все время в коробочке школьных проблем и забот, зашорены и непробивае- мы: звонят по телефону и решают «мировые» проблемы. В одной школе из-за поведения учителей я остановил спектакль. Для Зои Николаевны это была незажива­ющая рана. Она была примером высокого класса поведения. Ни­когда не халтурила на сцене. На­чиная с первой репетиции работы над спектаклем. Температура ее существования в театре была 98- 100 градусов, не ниже: на грани закипания или кипяток. При этом в ней не было агрессии. Она была из породы одержимых. Под влиянием своих персонажей она была очень разная, не умела абстраги­роваться от ролей. Жила на сцене очень серьезно — ее невозможно было рассмешить и выбить из роли. Я играл Бальзаминова, она — Белотелову. И я все время съез­жал с ее колен — меня это страшно смешило. Она пресекала мое ве­селое скольжение, приподнимая колени на носочках.

На выезде в санатории «Со­сны» было много декораций на маленьком пространстве. И мы, играющие героев с неприязнью друг к другу, вынуждены были все время соприкасаться. Эта несу­разица, сценический парадокс очень смешили меня, но не Зою! На выезде в Мстиславском райо­не как подмостки нам поставили две повозки с присохшим навоз­ом. Подвезли зрителей на грузо­виках. Спектакль закончился — серьезные колхозники уехали без аплодисментов. Или еще помню случай с падающими от ветра де­корациями. По жизни Зоя была девчонка-хохотушка с велико­лепным чувством юмора. Но, вы­бираясь из-под бутафории, не по­зволяла себе даже тени улыбки!

Актер Николай Романовский:

— С годами начинаешь особенно ценить старшее поколение акте­ров, влюбляться в старую гвар­дию. Константин Константинович и Зоя Николаевна — это наши учи­теля. На четвертом курсе учили­ща культуры мы пришли в театр репетировать сказку: я, Игорь Казаков, Левкин… И я имел неосто­рожность зайти в общую курилку. Зоя Николаевна задала вопрос: «Молодой человек, вы кто?»

— Я артист буду…

— Вот когда будете, тогда и бу­дете здесь.

Только зимой она разрешила перестать ходить за угол и при­соединиться к артистам. Я бла­годарен Зое Николаевне за этот щелчок по носу. Она привила культуру поведения в театре. Она всегда обращалась к молодым на вы. Она учила поддерживать друг друга: сегодня мы очень дружим с Русланом и Аней Кушнерами.

Зоя Николаевна и Константин Константинович — святые люди. Я часто использую любимую фразу Стин Стиныча: «Оно мне надо?» Это говорилось с большим чув­ством юмора. Я играл в яркой по­становке Печникова «С любовью не шутят» и выпущенной в мае сказке «Третий лишний». Уход не жалующегося на здоровье Кон­стантина Константиновича 9 июня был как гром среди ясного неба. Ведь онкологией давно болела Зоя Николаевна. В день похорон соседи во дворе долго не верили: «Как это? Неужели умер этот мужчина, который так любил свою жену? Который так восхищал ред­кими сегодня манерами: и ручку подаст, и дверь откроет, и с со­бачкой погуляет?» Эта семейная пара удивляла всех своей любо­вью. Они были пронизаны друг другом.

Заведующий труппой Ольга Кузнецова:

— У Стин Стиныча и Зои Нико­лаевны был свой семейный рай. Они ходили всегда вдвоем, пле­чом к плечу, рука в руке. Они вме­сте читали и обсуждали пьесы. Они берегли семейное счастье, как комнатное растение, постоян­но ухаживая за ним.

Зоя Николаевна учила почитать старшее поколение, согревать своим вниманием. На субботни­ках мы под предводительством нашей мадам Ортанс ездили уби­рать могилки ушедших актеров. Она была примером пунктуаль­ности, обязательности в работе. На спектакль приходила заранее, чтобы настроиться на жизнь на сцене. В хосписе медсестра узна­ла Бурцеву, игравшую 20 ноября 2015 года в постановке «Мужчина к празднику». Ее жизнеутвержда­ющая игра окрыляла зрителей. В это время за кулисами мы моли­ли: Господи, дай сил доиграть Зое Николаевне! Она безукоризненно отработала спектакль, обнимала всех, благодарила и произноси­ла: до встречи!

Ярким воспоминанием стал бе­нефис «Оркестр мадам Ортанс». Она искала и находила, зажигала и увлекала. Как красиво она оде­валась! Как озаряла и украшала собой премьеры! В ней был мощ­ный посыл: все получится!

Дали Зое Николаевне медаль Франциска Скорины, потом зва­ние заслуженной артистки… Мы так надеялись: быть Зое Бурцевой народной артисткой! Она никогда не отказывалась от встреч: семью Печниковых приглашали на твор­ческие встречи в школы. Какие отзывы писали дети о спектаклях! Такое народное признание было дороже всех критических статей. Сегодня в театре мы молимся на старшее поколение!

Актер Александр Полищук:

— Я ходил в театр с детства. Школьником мечтал пробрать­ся в таинственный мир Закули- сья. И однажды после спектакля «Люти+капитан» это получилось. По коридору шла Зоя Николаев­на, я набрался смелости и попро­сил сфотографироваться рядом с Богиней! Это было незабывае­мое впечатление от знакомства с очень добрым, искренним, отзыв­чивым человеком. Потом я имел возможность убедиться: она очень трепетно относится к людям. Про­являла искренний интерес к жиз­ни других. Радовалась успехам. Она любила людей и любила себя. Всегда эффектно выглядела. Была растворена в театре и людях.

Я многому учился у нее. Чело­век может обмануть в главном, но в мелочах выдает себя с головой. Поведение Зои Николаевны на выездах было безукоризненным: рабочее место накрыто белоснеж­ной салфеточкой, у каждой вещи свое место. С гастролей привоз­ила всем приятные мелочи. Это был удивительно светлый человек, оставивший красивый след.