Вспоминая мадам Ортанс : [актриса Могилевского областного драматического театры З. Бурцева] / материалы подготовила Елена Максимова // Веснiк Магiлёва. — 2016. — 12 мая. — С. 20.
В юбилейный год Могилевский драмтеатр осиротел: друг за другом ушли из жизни Константин Печников и Зоя Бурцева. Удивительная семья, положившая начало актерской династии: сегодня в театре успешно играют Руслан и Анна Кушнеры, подрастает внучка с артистическими способностями и сказочным именем Алиса, знающая наизусть спектакль «Кошкин дом». Эти воспоминания — дань уважения великолепной старой гвардии и традициям театра.
Бурцева мечтала о создании музея памяти в театре. И просила: «При жизни говорите мне спасибо!» Зоя Николаевна была человек-оркестр театра! Не зря бенефис актрисы носил название «Оркестр мадам Ортанс». Вот семь историй о замечательной женщине, рожденной 7 апреля. В день Благовещения!
Заслуженный артист России Александр Палкин:
— Я помню, как увидел Бурцеву впервые: в ней было много лоска, она бросалась в глаза. От такой женщины мужчины вздрагивают и столбенеют. Мы с ней не контактировали очень долго. Пара Печников-Бурцева была с очень интересной внутренней жизнью. Зоя производила впечатление человека сильного и настойчивого, семейного диктатора. Но подружились мы с ней тогда, когда я угадал ранимость и беззащитность Зои как человека. Костя был защитником и рыцарем.
К моему юбилею режиссер из Москвы Александр Дольников поставил спектакль с ужасным названием — «Вспоминая моих грустных шлюх» по пьесе Маркеса. Авторитетный театральный критик Татьяна Орлова так оценила роль Зои в этом спектакле: «Для меня это первая Ваша роль, где я ни к чему не могу придраться». Как Зоя была вдохновлена и окрылена этими словами!
Потом я захотел поставить как режиссер спектакль «Мой внук Вениамин» Людмилы Улицкой. В образе главной героини очень ярко просвечивал характер Зои. Сцена сразу раскрывает человека: я могу сказать все о силе таланта уже после десяти слов.
Наш последний разговор был 2 февраля. Это день моего рождения. Зоя позвонила мне из палаты хосписа. Ей было трудно говорить, но она вспомнила и позвонила…
Народный артист РБ Григорий Белоцерковский:
— Во-первых, Зоя — это моя партнерша. Это «Люти+капитан». Во-вторых, это женщина, у которой желания жить хватало на сорок человек! Это была актриса с мощной энергетикой. Каждый год 7 апреля я покупал пять белых роз и поздравлял Зою с днем рождения. В театре редко встречаются «киты», на которых держится труппа. Зоя умела держать фасон: она никогда не приходила с «опрокинутым» лицом. Она надевала шляпку и транслировала миру посыл: «все прекрасно!» Это был урок для всех: так надо делать свое дело. А не отменять из-за насморка спектакль. Она была одержима театром — признак большого таланта. Она была театральная мама. Это потрясающее качество!
Меркантильность, коммерция, деньги — все это убивает искусство. По велению души, мы делали литературные гостиные, сами готовили программы, подбирали стихи…От нас исходила инициатива. Молодежь должна понять: никто ничего на блюдечке с голубой каемочкой не принесет. Самое главное — это желание! У Зои горели и светились глаза: она умела строить свою профессиональную судьбу.
Актриса Галина Угначева:
— Я тоже помню, как увидела Зою впервые. По дороге в драм-театр я обратила внимание на элегантную пару впереди себя. Я поняла сразу: «Такая антуражная пара может идти только в театр!» Рыбак рыбака видит издалека!
В нашем с Зоей случае не было бы счастья, да несчастье помогло! Я уехала в отпуск к свекрови — и на второй день ломаю ногу! Еду после снимка на переднем сиденье машины брата. И вижу: идут Зоя с Костей по проспекту Пушкина. Они знали: у меня нет машины. И дома раздается звонок от семьи Печниковых: «Красиво жить не запретишь!» Пришлось объяснить все про гипс. И в тот злосчастный отпуск летом я сидела одна. И вдруг звонок от Зои: «Галя, ты варенье из абрикосов будешь варить? Сколько килограммов тебе купить?» Через некоторое время принесла помидоры для закатки… Этот случай с поломанной ногой показал: Зоя умеет быть другом. Она была очень внимательным человеком. Владела французским секретом: умение жить — это умение делать подарки.
Актеры — люди капризные, обидчивые, болезненно реагирующие на критику. Зоя могла сделать замечание, подсказку по поводу роли. Только с ней в спорах рождалась истина. Я могла сначала сопротивляться, но потом признавала: «Зойка, ты здорово придумала!»
С Зоей у нас была роскошь общения. Мы не могли наговориться. Шла передача о Майе Плисецкой по каналу «Культура» — надо было все обсудить. Приезжала выставка Никаса Сафронова — надо было посетить. Мне некому больше позвонить…
Заслуженный артист РБ Василий Галец:
— Я думаю, что Зоя сгорела… Она жила очень насыщенной жизнью артистки, жены, мамы, бабушки. Обо всех хлопотала и беспокоилась, все пропускала через себя. Было очень много болезненных для нее тем: равнодушие к культуре, состояние нашего общества, профнепригодность многих учителей. Городские педагоги — это, как правило, самые неблагодарные зрители. Они все время в коробочке школьных проблем и забот, зашорены и непробивае- мы: звонят по телефону и решают «мировые» проблемы. В одной школе из-за поведения учителей я остановил спектакль. Для Зои Николаевны это была незаживающая рана. Она была примером высокого класса поведения. Никогда не халтурила на сцене. Начиная с первой репетиции работы над спектаклем. Температура ее существования в театре была 98- 100 градусов, не ниже: на грани закипания или кипяток. При этом в ней не было агрессии. Она была из породы одержимых. Под влиянием своих персонажей она была очень разная, не умела абстрагироваться от ролей. Жила на сцене очень серьезно — ее невозможно было рассмешить и выбить из роли. Я играл Бальзаминова, она — Белотелову. И я все время съезжал с ее колен — меня это страшно смешило. Она пресекала мое веселое скольжение, приподнимая колени на носочках.
На выезде в санатории «Сосны» было много декораций на маленьком пространстве. И мы, играющие героев с неприязнью друг к другу, вынуждены были все время соприкасаться. Эта несуразица, сценический парадокс очень смешили меня, но не Зою! На выезде в Мстиславском районе как подмостки нам поставили две повозки с присохшим навозом. Подвезли зрителей на грузовиках. Спектакль закончился — серьезные колхозники уехали без аплодисментов. Или еще помню случай с падающими от ветра декорациями. По жизни Зоя была девчонка-хохотушка с великолепным чувством юмора. Но, выбираясь из-под бутафории, не позволяла себе даже тени улыбки!
Актер Николай Романовский:
— С годами начинаешь особенно ценить старшее поколение актеров, влюбляться в старую гвардию. Константин Константинович и Зоя Николаевна — это наши учителя. На четвертом курсе училища культуры мы пришли в театр репетировать сказку: я, Игорь Казаков, Левкин… И я имел неосторожность зайти в общую курилку. Зоя Николаевна задала вопрос: «Молодой человек, вы кто?»
— Я артист буду…
— Вот когда будете, тогда и будете здесь.
Только зимой она разрешила перестать ходить за угол и присоединиться к артистам. Я благодарен Зое Николаевне за этот щелчок по носу. Она привила культуру поведения в театре. Она всегда обращалась к молодым на вы. Она учила поддерживать друг друга: сегодня мы очень дружим с Русланом и Аней Кушнерами.
Зоя Николаевна и Константин Константинович — святые люди. Я часто использую любимую фразу Стин Стиныча: «Оно мне надо?» Это говорилось с большим чувством юмора. Я играл в яркой постановке Печникова «С любовью не шутят» и выпущенной в мае сказке «Третий лишний». Уход не жалующегося на здоровье Константина Константиновича 9 июня был как гром среди ясного неба. Ведь онкологией давно болела Зоя Николаевна. В день похорон соседи во дворе долго не верили: «Как это? Неужели умер этот мужчина, который так любил свою жену? Который так восхищал редкими сегодня манерами: и ручку подаст, и дверь откроет, и с собачкой погуляет?» Эта семейная пара удивляла всех своей любовью. Они были пронизаны друг другом.
Заведующий труппой Ольга Кузнецова:
— У Стин Стиныча и Зои Николаевны был свой семейный рай. Они ходили всегда вдвоем, плечом к плечу, рука в руке. Они вместе читали и обсуждали пьесы. Они берегли семейное счастье, как комнатное растение, постоянно ухаживая за ним.
Зоя Николаевна учила почитать старшее поколение, согревать своим вниманием. На субботниках мы под предводительством нашей мадам Ортанс ездили убирать могилки ушедших актеров. Она была примером пунктуальности, обязательности в работе. На спектакль приходила заранее, чтобы настроиться на жизнь на сцене. В хосписе медсестра узнала Бурцеву, игравшую 20 ноября 2015 года в постановке «Мужчина к празднику». Ее жизнеутверждающая игра окрыляла зрителей. В это время за кулисами мы молили: Господи, дай сил доиграть Зое Николаевне! Она безукоризненно отработала спектакль, обнимала всех, благодарила и произносила: до встречи!
Ярким воспоминанием стал бенефис «Оркестр мадам Ортанс». Она искала и находила, зажигала и увлекала. Как красиво она одевалась! Как озаряла и украшала собой премьеры! В ней был мощный посыл: все получится!
Дали Зое Николаевне медаль Франциска Скорины, потом звание заслуженной артистки… Мы так надеялись: быть Зое Бурцевой народной артисткой! Она никогда не отказывалась от встреч: семью Печниковых приглашали на творческие встречи в школы. Какие отзывы писали дети о спектаклях! Такое народное признание было дороже всех критических статей. Сегодня в театре мы молимся на старшее поколение!
Актер Александр Полищук:
— Я ходил в театр с детства. Школьником мечтал пробраться в таинственный мир Закули- сья. И однажды после спектакля «Люти+капитан» это получилось. По коридору шла Зоя Николаевна, я набрался смелости и попросил сфотографироваться рядом с Богиней! Это было незабываемое впечатление от знакомства с очень добрым, искренним, отзывчивым человеком. Потом я имел возможность убедиться: она очень трепетно относится к людям. Проявляла искренний интерес к жизни других. Радовалась успехам. Она любила людей и любила себя. Всегда эффектно выглядела. Была растворена в театре и людях.
Я многому учился у нее. Человек может обмануть в главном, но в мелочах выдает себя с головой. Поведение Зои Николаевны на выездах было безукоризненным: рабочее место накрыто белоснежной салфеточкой, у каждой вещи свое место. С гастролей привозила всем приятные мелочи. Это был удивительно светлый человек, оставивший красивый след.