«Патруль» почти не слышен

Александров, Г. «Патруль» почти не слышен : [Могилевский судостроительный завод разработал и изготовил для пограничников патрульный катер] / Геннадий Александров // Могилевская правда. — 2016. — 13 мая. — С. 5.

В Могилеве проектируют и делают уникальные речные катера для пограничной охраны

Когда прочитал в одной из республиканских газет, что судостроительный завод в Могилеве разработал и изготовил для белорусских пограничников патрульный катер, очень удивился. Потому как о судостроении в областном центре раньше не слыхивал. Да и какие суда можно спускать на воду в верховьях Днепра? Начал наводить справки, и – действительно: дыма без огня не бывает. Есть в Могилеве компания «Технопласт» (резидент «Технопарка»), которая наряду с широким ассортиментом изделий из композиционных материалов делает оригинальные маломерные суда.

… Одна из стен в кабинете директора «Технопласт» Михаила Поддубного увешана цветными фотографиями яхт и катеров. Оказалось, не только для красоты – в летние выходные он старается выбраться, чтобы походить на яхте в Минском море, а в редких отпусках – пройти под парусом вдоль морского побережья. Откуда такое хобби у инженера-сварщика по вузовскому диплому? Возможно, еще с детства, когда он все школьные каникулы проводил у бабушки, на реке Сож, а дед его умел делать лодки из дерева. После школы Михаил поступил в могилевскую «машинку», работал на заводе, учился в аспирантуре, обрел семью… В «штормовых» для экономики 1990-х обеспечить ее достаток на мизерную зарплату научного сотрудника было непросто, и Поддубный решил создать собственный бизнес, связанный с производством изделий из композиционных материалов.      

 – Нынешнее столетие – век композитов, – уверен он и сегодня. – Мы в основном делаем изделия из стеклопластиков (материалов, состоящих из стекловолокнистого наполнителя и связующего полимерного вещества). Они в 3,5 раза легче стали и в то же время превосходят ее по удельной прочности. Из них изготавливают не только трубы, выдерживающие большое гидравлическое давление и не поддающиеся коррозии, но даже корпуса твердотопливных ракетных двигателей. Есть стеклопластики и в составе композитной брони современных танков…  

Ну, а первую бизнес-идею подсказал Поддубному питерский знакомый из семьи потомственных корабелов и страстный любитель рыбной ловли. У людей, мол, есть автомобили, чтобы ездить на рыбалку, а вот лодку найти – проблема. Даже в советские времена промышленность если и выпускала лодки, то в основном типовые алюминиевые.

– Вот мы и решили с партнером начать производство со стеклопластиковых лодок-картопов (от английского «car» – машина и «top» – верх), которые удобно было бы перевозить на багажнике «легковушки», – рассказывает Михаил Поддубный. – Сделали картоп небольших (270 на 120 см) размеров, около 40 килограммов весом – ее можно круглый год хранить в гараже и легко устанавливать на багажник. Лодка, в принципе, нашла своих покупателей, но в целом спрос на нее был невысоким – достаток у людей был невелик. Поэтому мы выпускали изделия из стеклопластика и для нужд промышленности: разнообразные панели, обтекатели для грузовых автомобилей…

Потом случилось так, что Поддубный в 2000 году создал отдельное предприятие ОДО «Технопласт», одной из первых продукций которого стал, в частности, внутренний интерьер из стеклопластиковых элементов для пассажирских вагонов. Сегодня «Технопласт» – достаточно крупное с двумя производственными участками предприятие, имеющее партнерские связи с более полусотней белорусских и российских смежников.

– А когда увлекся яхтами и увидел, что немало людей выбирает отдых на воде, подумал, почему бы не попробовать сделать катер – их в Беларуси никто не строил, – вспоминает Михаил Поддубный. – Пусть пока большого спроса на такие суда в Беларуси нет, но, с другой стороны, спрос может быть вызван и интересным продуктом.  

По словам специалистов, с помощью современных технологий можно построить степлопластиковое судно чуть не любой формы и размера. Но дело это не простое. Сначала выбирается катер нужного типа, с необходимыми характеристиками, затем моделируется с помощью компьютерной программы 3D-проектирования… Самый быстрый и проверенный способ построить судно – «привязывать» проект к испытанному аналогу. А потом поработать с дизайном и основными размерными параметрами. Одно дело, если судно требуется для кратковременных прогулок по воде, другое – для дальних водных походов, третье – для рыбалки или катания воднолыжников… В зависимости от типа катера выбирается двигатель и его мощность, проводится расчет наиболее нагруженных узлов конструкции. Преимущество стеклопластика перед другими материалами еще и в том, что изделие можно изготавливать с различной толщиной в зависимости от конструктивных особенностей. Потом изготавливается матрица корпуса, на которую формовщики накладывают по специальной выкройке стеклонаполнитель… В общем, строительство катера – сложный и трудоемкий процесс.

—  В судостроительных учебных заведениях наши конструкторы не обучались, до всех премудростей доходили сами, — заметил Михаил Поддубный. — Все они — универсалы, конструируют и проектируют изделия по многим  направлениям производственной деятельности, а заодно приобретают новые знания, бесценный опыт.

Построенные «Технопластом» прогулочные и рыбацкие лодки, катера не раз демонстрировались на специализированных выставках. На одной из них к Поддубному подошел морской офицер с погонами капитана второго ранга. Это был  представитель Государственного пограничного  комитета Беларуси Николай Романенков, который курировал подразделения катеров, охраняющих водные рубежи страны. «Сможете построить большой катер для пограничников?»  — поинтересовался моряк и очень грамотно объяснил, какими характеристиками он должен обладать. У Поддубного загорелись глаза: создать такую «посудину» – интересная  инженерная задача.

— Она нетривиальная прежде всего потому, что в России и других странах делают в основном  морские и прибрежные пограничные катера, — отметил он. — Такие суда должны прежде  всего обладать высокой устойчивостью на море, а к речному катеру требования другие, он,  например, должен иметь плоское днище, чтобы двигаться по мелким, заросшим участкам…   

Примерно через год на охрану около 150 километров белорусско-украинской границы по руслам  Сожа и Днепра вышел катер серии «Патруль», спроектированный и изготовленный могилевским «Технопластом». Судно не имеет аналогов в стране. При размерах 9 на 3 метра он вмещает более 10 человек, пластиковый  корпус позволяет катеру двигаться по воде  с низкой шумностью и практически незаметно для нарушителей. Ветровое стекло рубки – с обратным наклоном, чтобы не отражались блики от воды (важный момент для рулевых, когда катер в ночное время идет с включенным прожектором). Осадка в 35 сантиметров позволяет исследовать мелкие, заросшие участки, выявлять не только нарушителей границы, но и браконьеров. Запас хода около 400 километров позволяет выполнять задачи на отдаленных участках границы — боевое дежурство можно нести трое суток без захода на базу (внутри судна имеется каюта со спальными местами, холодильник, генератор). Но главное достоинство катера — высокая проходимость. Чтобы он мог пройти по мелководью, преодолеть засоренные участки и даже отдельные препятствия вроде перекатов и мелей, конструкторы  поставили водометный движитель, у которого сила тяги создается выталкиваемой из него струей воды (так передвигаются, выбрасывая вбираемую воду, осьминоги, кальмары и медузы). Катер может развивать скорость до 65 км/час, он более устойчив на резких виражах, чем судно с винтовым двигателем, поскольку  водомет как бы «присасывает» его к воде, и даже может развернуться практически на месте. За счет применения разных композитов была обеспечена высокая стойкость катера при ударах, когда он движется на большой скорости, при столкновении, например, с  плавающими бревнами…

Испытания показали, что катер может быть принят на вооружение подразделений береговой охраны Госпогранкомитета. К слову, в настоящее время это ведомство обновляет парк пограничных  судов благодаря проекту международной технической помощи Еврокомиссии, Международной организации по миграции «Повышение эффективности охраны зеленого и водного белорусско-украинского участка государственной границы» (СУРКАП).

— Мы построили и поставили  для нужд Госпогранкомитета несколько катеров как большого водоизмещения, так и малых скоростных,  — говорит Михаил Поддубный. – А теперь получили заказ на изготовление еще нескольких катеров. Они модернизированы по сравнению с первой серией: улучшен дизайн, увеличены запас хода и скорость. Приятно, что мы смогли выиграть тендер у зарубежных производителей.

За счет чего можно конкурировать с именитыми закордонными фирмами, обладающими солидными производственными возможностями? Главное кредо «Технопласта», говорит Поддубный,  — индивидуализация разработок, максимальное удовлетворение пожеланий и требований клиента, быстрое выполнение «штучного» заказа.

В то же время на предприятии понимают: колебания в заказах в сторону той или иной продукции — неизбежны. Поэтому постоянно расширяют ассортимент изделий. Когда, к примеру, стало туго с  заказами от белорусских машиностроителей, «Технопласт» освоил выпуск различных емкостей для хранения воды, углеводородов, агрессивных жидкостей. Пользуются спросом и контейнеры для живой рыбы, которые заказывают  рыбные хозяйства, владельцы платных рыбалок, перевозчики, торговые организации  Беларуси, России, Армении, Грузии. 

И все же, наверное, своеобразной «визитной карточкой» предприятия, демонстрацией его технологических возможностей, способности делать изделия мирового уровня стали именно катера. «Задачи надо ставить такие, которые впоследствии могут помочь предприятию  осваивать новые ниши на рынке  и выигрывать в конкурентной борьбе, — уверен Михаил Поддубный. — И у нас это вроде получается».