Церковно-археологический музей: создаем вместе

Гришанова, Л. Церковно-археологический музей: создаем вместе / Людмила Гришанова // Вечерний Могилев. — 2023. — 8 марта. — С. 4. 

В Могилевской епархии, одной из древнейших на белорусской земле, центром православного краеведения стал церковно-археологический кабинет. Сотрудники мини-музея ставят своей задачей сбор исторических предметов и сведений о духовной культуре предков в конце XIX- XX веков, отображающих пласт жизни общества, неразрывно связанной с православной верой. Всего того, что сознательно уничтожалось при советской власти. Предметы культа, быта, этнографии, старые книги, периодика,фотографии и др. создают особое духовное пространство, неподвластное времени. В церковно-археологическом кабинете сохраняется память об истории храмов Могилевской епархии, судьбах священнослужителей и людей веры, о дореволюционных религиозных и светских учреждениях.

Первые экспонаты в музейной комнате Могилевской епархии появились в 2013 году. Помещение для их размещения было предоставлено в архиерейском доме святителя Георгия Конисского. На сегодняшний день сбор  насчитывает более 1400 раритетов.

Одним из наиболее интересных экспонатов специалисты называют резной деревянный фрагмент отделки колонны— капитель собора Рождества Пресвятой Богородицы в Белыничах, где находилась чудотворная Белыничская икона Божией Матери. Собор был переосвящен как православный храм из костела. На обратной стороне фрагмента имеется карандашная надпись на польском языке. Дело в том, что костел пострадал ; от пожара в 1859 году. Для его восстановления из Варшавы прибыл резчик Станислав Чахаровский. Саму капитель забрал накануне взрыва храма, произведенного в 60-х годахXX века, чтобы «сохранить красоту», один из жителей Белыничского района. Его потомки передали уникальную вещь в музей епархии. Рядом с капителью находится дореволюционная литография чудотворной Белыничской иконы Божией матери. В церковно-археологическом кабинете хранятся черно-белые фотографии стен собора до взрыва в 1960-х годах и руины после уничтожения храма. Обломками его стен в Белыничском районе мостили дороги. Подлинник чудотворной иконы еще в 1925 году был забран из монастыря и хранился в комнате-сейфе вместе с Крестом Евфросинии Полоцкой и другими ценностями, пропавшими в 1941 году из здания, построенного до революции для земельного банка (сейчас в нем находится художественный музей П. Масленикова)

В 1900 году в честь иконы было написано стихотворение, опубликованное в «Могилевских губернских ведомостях»:

За алтарем, на месте видном

Икона дивная стоит.

Туда по лестнице чугунной

Всяк с умилением спешит.

Пред чудотворною иконой,

Как перед матерью родной,

Все язвы сердце раскрывает,

Винясь заступнице святой.

Площадку на «лестнице чугунной» возле чудотворной иконы в 1911 году убирал послушник Ваня Чернов, родившийся и выросший в Могилеве на Луполово. Со служения в Белыничском монастыре начинался путь служения Богу и людям будущего Митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова). Наш земляк 20 лет жизни провел в заключении. Первый раз его арестовали в 1925 году. Когда Чернова вели сквозь строй конвоиров к вагону, то верующие бросали под ноги игумену-арестанту белые астры. А он вспоминал, как когда-то в Могилеве, куда по традиции приносили крестным ходом чудотворную Белыничскую икону Божией Матери, заканчивались цветы, которыми устилали дорогу перед нею. Тогда Ваня побежал на Губернаторскую гору и нарвал разной зелени—крапивы и лопухов, бросал их до самого монастыря.« Вот сыпятся на тебя цветы Царицы Небесной за тот бурьян»,—думал он тогда и потом вспоминал в своем жизнеописании «Свет радости в мире печали». У многих могилевчан, с которыми поддерживал духовную связь Владыка Иосиф, хранятся его фотографии с дарственными надписями. Три фотографии и одно письмо Иосифа Чернова передано верующими в церковно-археологический кабинет.

Если говорить об иконах, то в музее Могилевской епархии находится уникальная икона «Преображение», переданная благочинным Мстиславского благочиния о. Вячеславом, который пояснил, что образ относится к Бас-теновичской школе иконописи и написан в 17 веке. До нее были известны три иконы Бастеновичской школы иконописи, которые называют шедеврами белорусской культуры. Икону «Богоматерь.Одигитрия. Неувядаемый Цвет» первой половины 17 века забрал из Бастеновичской церкви Мстиславского района в 1920-е годы доцент БГУ Николай Щекотихин. В этом же храме ученый «выявил» иконы 18 века «Целование Иоакима и Анны», «Поклонение волхвов», «Преподобный Авраамий и Святой мученик Меркурий Смоленские», «Громницы» (Сретение). На «Громницах»естьнадпись «В лето 1731». Первоначально бастеновичские шедевры определили в Белорусский государственный музей. Во время войны немецкие оккупанты вывезли их в составе всей музейной коллекции в Германию. После Победы нераспакованные ящики обнаружили в шахтах Баварии. Сегодня иконы из Бастенович хранятся в Национальном художественном музее Беларуси. Наша икона «Преображение» была обнаружена благочинным на чердаке Александро-Невского храма в Мстиславле. Уникальность другого экспоната—иконы Казанской Божией Матери, написанной на доске в XIX веке в том, что на обратной ее стороне имеется дарственная надпись на освящение дома 4 сентября 1852 г.: «дар Его Преосвященства Анатолия, Епископа Могилевского и Мстиславского». (С1844 по 1860 гг. Могилевскую епархию возглавлял епископ Анатолий Мартыновский, который занимался иконописью). Могилевчане, подарившие икону музею, рассказали, что ее отдали им дальние родственники умершей в почтенном возрасте учительницы, жившей по соседству. Поэтому, кому был адресован дар епископа, к сожалению, не удалось установить.

Белорусская иконопись в церковно-археологическом кабинете представлена иконами — Георгия Победоносца, «Троеручица», Почаевской Божией Матери, Коронование Пресвятой Богородицы и др. Белорусские иконописцы стремились перенести библейские события в привычную знакомую обстановку, при этом сохраняя возвышенность сюжета. В верхних углах иконы нарисованы цветы, символизировавшие на белорусских иконах райский сад. Историки считают, что коэффициент «выживаемости» икон на землях Восточной Беларуси на протяжении 500 лет составляет примерно 20-25 процентов. За столетие создавалось не менее 1500 образов, но из XVIII века сохранилось 8 %, изXVII—1 -2 %, а более ранних—единицы!

Тем удивительнее, что время оказалось невластным над шелковым антиминсом с изображением снятия с креста Христа, выполненным в традициях Ренессанса. Реликвию передал в церковно-археологический кабинет архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний. Также Владыка преподнес музею медную печать Мстиславского благочиния, альбом 54-го выпуска Императорской Казанской Духовной Академии 1909- 1913гг., брошюру с приказом Армии и Флоту от 23 августа 1915г. НиколаяII.

Особое место в кабинете занимают стенды с фотографиями царской семьи в Могилеве, когда в городе на Днепре во время 1-й Мировой войны находилась Ставка Верховного Главнокомандующего Армией и Флотом. В 1915-1916 гг. Могилев называли третьей столицей империи.

Кто-то замечательно сказал, что царские фотографии из архивных фондов, размноженные сегодня большими тиражами, противостоят ныне обвальной пошлости, распространяемой телевидением и компьютерами. Люди, знакомясь с этими фотосвидетельствами, получают зримый образ духовного совершенства. У поэтессы Карташевой есть строки:

Остались альбомы от Родины,

Чтоб знать: мы еще не пропащие.

Из раритетов представлены серебряный рубль с профилем Николая Второго, дореволюционные грампластинки, в том числе с Ирмосами Пасхи 1882 года, прижизненный портрет (на жести) протоиерея Иоанна Кронштадского с надписью «Одобряю. 1893 г.», газета «Божья нива» от 20 декабря 1918 г. с некрологом по поводу кончины Иоанна Кронштадского, бумажные литографии икон 1900-1913 гг., фрагмент газеты, посвященный 50-летию освобождения крестьян от крепостной зависимости 1861-1911 гг., конверты от писем, получаемых адресатами в Могилеве в XIX веке.

100-летию Первой Мировой войны, состоявшемуся в 2014 году посвящена витрина, где можно увидеть лица военнослужащих — жителей Могилевской губернии на фотографиях того времени, дневник участника войны, сына священника Параскевинской церкви в местечке Тетерино Могилевской губернии Леонида Роханского, муляж солдатского Георгиевского креста, фрагмент германской колючей проволоки, письма русских солдат родным из германского плена, написанные на специальных бланках, напечатанных немцами, документы участников тех давних событий.

Православная археология Могилевщины представлена нательными крестиками, частями энколпионов (мощевиков), медальонами с изображениями Пресвятой Богородицы и Святых Русской Православной Церкви, маленькими металлическими иконками, венчальными медными кольцами, фрагментом перстня со стеклянной вставкой, пуговицами с гербом Российской империи, литой пуговицей времен Северной войны, пулями, найденными на поле боя возле д. Лесная, где ныне действует Петро-Павловский храм. Археологический ряд дополняют глиняиые игрушки-свистульки, грузила для рыбацких сетей, фрагменты глиняных подсвечников, найденные на Подниколье. К археологии можно отнести и кафельные изразцы из Могилевских домов и храмов. Среди них имеется часть «Могилевской кафли с изображением воина с саблей, в растительном орнаменте», датируемой профессором И. Марзалюком ХVII веком, оформленной в традиции барокко. С ней соседствуют части плиток с диковинной птицей и растительными орнаментами и целая плитка, найденная в земле на территории Трехсвятительского кафедрального собора в Могилеве. На обратной стороне плитки читается надпись «Харьков. Бергенгейм». Очевидно, указаны город, где она была произведена и фамилия хозяина производства. Есть и другие изразцы XIX в. Кирпич с надписью «Лондон» старого здания Могилева, кирпичи — от Покровского храма в Подниколье, служившего кафедрой Могилевского архиепископа Павлина (Крошечкина), расстрелянного в 30-е годы, ныне канонизированного как священномученик, Богоявленского собора и Успенской церкви. В музейной комнате представлены фотографии Владыки Павлина, его матери-монахини, священника Покровской церкви о. Павла Керножицкого. Кирпич храма из д. Старая Водва и фотографии обветшавшего здания. Осколки кирпичей, на которых молился Серафим Саровский. Камень из фундамента, взорванного в 1939 г. Иосифовского кафедрального собора. Недавно в кабинет был доставлен кирпич-пальчатка из фундамента Троицкой церкви, обнаруженной при реконструкции моста через Днепр. С кирпичами соседствуют кованые мастерами кузнечных дел гвозди из Свято-Успенского Пустынского монастыря на Мстиславщине и фотография обители.

История Могилевской епархии представлена в лицах и трудах дореволюционных священнослужителей, начиная с Георгия Конисского. Фотография Могилевской духовной семинарии, сборник речей ректора семинарии, дореволюционная открытка с изображением лютеранской кирхи, построенной из стройматериалов разобранного архиерейского дома и переданных волею Конисского лютеранам. Фотография настоятеля Крестовоздвиженского храма, представителя Могилевского уездного отделения епархиального училищного совета прот. Александра Зезюлина, награжденного орденом св. Владимира 4-й степени. Фото священника храма Александра Невского в Княжицах о. Иоанна Козловского. Фотография священника Успенской церкви Могилева, преподававшего в семинарии, Евстафия Вишневецкого, родного дяди легендарного разведчика Николая Вишневецкого, репрессированного (теперь его именем названа улица в районе Рабочего поселка в Могилеве). В фонде музея есть и семейное фото Вишневецких, где запечатлен и разведчик, в молодости окончивший Могилевскую духовную семинарию

Народное образование Могилевской губернии представлено фотографией учениц Могилевского женского училища духовного ведомства, на которой запечатлена дочь протоиерея Евстафия Вишневецкого, документами выпускницы духовного училища, дочери священника Иоанна Рохманько—Нины.( Аттестат об окончании в 1904 г., свидетельство учительницы Чаусского женского приходского училища, аттестат о присвоении Нине Ивановне звания учительницы начальных классов, выданный в 1940 г. и подписанный народным комиссаром просвещения БССР Екатериной Ураловой. В нем упоминается о том, что Н. Рахманько окончила Могилевское епархиальное училище). Дореволюционная открытка с видом на епархиальное училище и Быховский базар дает зримое представление об учебном заведении. В фонде имеется подборка копий архивных документов о строительстве Могилевского женского училища духовного ведомства. Фотографии учащихся Александровского реального училища и открытка с видом на училище (ныне здание университета). О том, какие предметы изучали до революции в фельдшерско-акушерском училище, можно судить по аттестату его выпускницы. Носителями Слова Божиего являются в музее богослужебные книги, акафисты. Некоторые по своему исполнению являются настоящими произведениями искусства.

свидетельствуют документы периода оккупации Могилева Василия Пуцилло, материалы о деятельности патриоток Прасковьи Дерибо, Елизаветы Лактютко-Богатовой, фотографии и копии наградных документов участника Великой Отечественной войны священника о. Бориса Савинова. Здесь хранится его дневник «Путь к Богу». Даже есть деньги периода оккупации.

Могилевская епархия после войны представлена фотографиями священнослужителей Борисо-Глебской церкви, из истории Трехсвятительского собора, Патриаршей грамотой и другими документами Климовичского благочинного о. Вячеслава Лопатинского.

К музейной комнате относится мебель начала XX века — резной шкаф, кушетка и дубовый стол представляют часть приданого могилевчанки Александры Гусаревич, родители которой жили возле Троицкой церкви. В одной из витрин с дореволюционными фотографиями могилевчан находится приглашение на бракосочетание Филиппа Колосовского и Александры Гусаревич— 19 января 1914 г. в Крестовоздвиженской церкви и на свадебный вечер. Комод с самоваром, столик из березы, чугунное основание швейной машины, на котором установлена деревянная фигура Иисуса Христа (XVII век) из Круглянской волости, прялка, чугунные утюги, стенде вышитыми рубашками и кружевами, плетеный сундук с расшитыми рушниками, потир, иконы на дереве и металле… Все это и многое другое составляет достояние истории и музейной комнаты. Большинство экспонатов пожертвовано верующими «во славу Божию».

В музее епархии готовится к открытию новая экспозиция «Церковь Могилевщины в ХХ-начале XXI столетий». Ее создание невозможно без пополнения новыми экспонатами, сведениями о судьбах священнослужителей, людей, пострадавших за веру, о закрытых храмах и т.д . Просим всех людей, неравнодушных к делу увековечения истории родной земли и упрочения ее духовности, поделиться предметами старины, документами, фотографиями. Не обязательно, чтобы они имели отношение к церкви. Главное, чтобы они характеризовали прошлое. Особенно ценны для оформления экспозиции предметы, документы, письма, связанные с периодом Великой Отечественной войны. Люди уходят из жизни, утрачиваются их вещи, их архивы и память о них.

Чтобы этого не происходило, лучше отдать в музей, где они сохранятся для последующих поколений. Не оскудеет рука дающего… Можно просто рассказать свои семейные истории, предания, которые имеют право стать достоянием церковной и мирской истории. Мы будем рады каждому экспонату, каждой крупице информации и благодарны за их предоставление.