С детства любил я вокзал, все расписание знал

Царева, Е. «С детства любил я вокзал, все расписание знал…» / Екатерина Царева // Вечерний Могилев. — 2023. — 15 февраля. — С. 7.

Прежде чем начать рассказ об одном из самых значимых архитектурных и исторических памятников нашего города, хочу поделиться одним очень забавным детским воспоминанием. В конце 70-х XX века родители решили отправить меня в сопровождении бабушки на оздоровление к морю — в Одессу.

Состав стоял у перрона недолго, и когда мы в суетне и толкотне наконец-то загрузились в вагон и поезд тронулся, одна очень экстравагантная мадам, следовавшая, как позже выяснилось, из Ленинграда, увидев название города на фасаде вокзала, спросила: «А что, Могилев районный городок?» «Нет — областной», — возразила ей моя бабуля. «А почему станция такая затрапезная?» Эти слова показались очень обидными. Ведь лично мне это здание тогда представлялось настоящим дворцом с высоченными потолками, куполом, красивым парадным подъездом, большим залом ожидания, буфетом, рестораном, почтовым отделением с переговорным пунктом, аптечным и газетным киосками. Словом, в одном месте столько много всего разного и в тоже время необходимого пассажирам. Позже, конечно, я поняла недоумение беспардонной гражданки, поскольку вокзалы Минска, Бреста, Витебска, Гомеля и даже Орши выглядели куда круче, чем Могилевский. Но он до сих пор мне кажется самым уютным, красивым и родным из всех, ведь именно это здание провожает моих земляков в дорогу и первым встречает после дальнего пути, давая почувствовать, что они наконец-то дома.

И совсем не скажешь, что наша главная железнодорожная станция — настоящая старушка, которой в конце прошлого года, 24 декабря, стукнуло 130 лет, поскольку и сегодня выглядит молодцом, стильненько и ухоженно. Сегодня к ней со всех сторон подступил город, а ведь строили в конце позапрошлого столетия среди лугов и полей, в трех верстах от центра Могилева. Таким образом, появление вокзала подстегнуло и развитие городского транспорта, пассажиров сюда доставляли извозчики, а с 1911 г. два таксомотора, владельцем которых был Самуил Сагал, родственник знаменитого художника Марка Шагала.

Само здание, возведенное по проекту архитектора Згибнева, представляло собой одноэтажное каменное строение прямоугольной формы с двумя пристройками на торцах, в одной из которых располагались кабинет и служебная комната коменданта, в другой — буфет. В центре размещался вестибюль восьмигранной формы, к которому примыкали пассажирские залы 1-го, 2-го и 3-го классов, а напротив — различные службы: почта, телеграф, комнаты начальника станции и других чиновников. Билетные кассы и багажный отдел тоже выходили непосредственно сюда. На крыше было устроено три фонаря верхнего освещения. В центральной и боковых частях здания за строгие линии фасадов выступали ризалиты. Большие окна полуциркульной формы, пилястры и полуколонны были облицованы рельефной каменной кладкой.

Не вызывает сомнения, что если бы через город не проходил железнодорожный

путь, то о переносе в Могилев ставки Верховного главнокомандующего Вооруженными силами России Николая II во время Первой мировой войны не было бы и речи. Данное событие повлияло на историю не только нашего города, но и всей империи. Существуют документальные свидетельства, что государь неоднократно бывал в здании станции. С тех пор вокзал называют Николаевским, в честь последнего русского императора. Это очень символично, ведь всем известно, что святой Николай Чудотворец, кроме всего прочего, является еще и покровителем всех путешествующих и находящихся в дороге.

За годы существования станции, несмотря на ее неоднократное расширение, руководству Могилевского отделения Белорусской железной дороги удалось сохранить внешний облик здания вокзала, как памятника историческому прошлому.

В 1956 г. над путями возвели мост для безопасного перехода над железнодорожным полотном. Новое здание билетных касс открылось в 1966 г. В 1978 г. модернизация коснулась платформ: их удлинили и пристроили новые.

В 1985 г. багажное отделение было перенесено в новое отдельное здание, где также расположились и камеры хранения, комнаты отдыха и администрация.

В 2000-х гг. главному зданию вернули нарядную отделку и зенитные фонари. Фасады багажного отделения и билетных касс облицевали стеклом, отражающим привокзальную площадь. Был облагорожен привокзальные сквер, а также платформы, перроны и освещение.