Война у каждого — своя

Пронькина, А. Война у каждого — своя / Александра Пронькина // Веснік Магілёва. — 2023. — 15 февраля. — С. 11.

«Афганистан болит в моей душе» — под этой фразой из уже давней песни мог бы подписаться каждый, кому пришлось побывать в той далекой стране…

День памяти воинов-интернационалистов — это и праздник ветеранов, и день памяти и скорби о погибших, и разговоры по душам с ныне здравствующими… Об этом непростом десятилетии созданы книги и сняты фильмы, а понятие «Афганский синдром» наряду с другими посттравматическими стрессовыми расстройствами прочно обосновалось в учебниках по психотерапии. Геннадий Губаревич прослужил в Афганистане около года. И хотя по сравнению со многими ему несказанно повезло — не был ни ранен, ни контужен, в его сны периодически продолжает приходить война…

Детство-детство

Коренной могилевчанин, Геннадий родился и вырос на Луполово. В семье, где после него появились еще брат и сестра, он был старшим.

Летом дружной ватагой ходили с пацанами купаться на Днепр, играли в футбол, а зимой к увлечениям добавлялся непременный хоккей. 70-80-е годы разнообразием игр не баловали, зато те, которые были, очень ценились, к тому же воспитывали чувство локтя.

Учился, как и все луполовские, в 6-й школе. Но самые приятные воспоминания о школьных временах связаны вовсе не с уроками, а с тем, как после занятий ходили в кинотеатр «Космос» и в кафе поблизости, где можно было выпить кофе (из цикория), чашка которого тогда стоила целое состояние — 20 (!) копеек, — с пирожным, булочкой или коржиком.

Так незаметно пролетели 8 классов. После чего Гена, в планы которого совершенно не входило продолжать грызть гранит школьных наук, подался в училище на Витебском проспекте, нынче профессиональный лицей №2, чтобы стать электрогазосварщиком.

Несостоявшийся летчик

А после окончания училища вместе с другом и будущим кумом он поехал в далекий Оренбург (в рамках СССР такое было возможно) — поступать в Высшее военное авиационное училище. И они даже туда поступили… Но романтическая мечта о небе разбилась о строгость и муштру, царившие в военном заведении. Поэтому решили вернуться домой. А поездка запомнилась. В том числе и тем, как купались в красивой зеленоватой воде могучего Урала.

Мужские ценности

Мой собеседник считает, что каждый уважающий себя мужчина должен побывать в армии и прочувствовать на себе, что это такое. А если в армию не пойдешь, многое потеряешь. Возможно, утверждение это и спорное, но, как показывает практика, тот, кто прошел армию, независимо от своего последующего гражданского статуса, может говорить о ней бесконечно даже спустя много лет.

Когда Геннадия призывали, сказали, что его ждут в пограничных войсках. Не обманули: «учебка» проходила в школе сержантского состава на юге Туркменистана — в городе Мары. Тех, кому учеба давалась не очень, отправляли в эскадрон, объезжать диких лошадей. А он, получив звание младшего сержанта, поехал служить на Дальний Восток — в Хабаровск. В буквальном смысле, на другой конец земли. И прослужил там с полгода. После чего его снова перекинули в Туркменистан, в поселок городского типа Тахта-базар (Тагтаба-зар) на переподготовку. Вместе с ним поехали еще 100 человек, но в Афганистан попал только он один.

Конечно же, родителям он ничего не сказал. Да и не положено было разглашать военную тайну. Поэтому вплоть до его возвращения те пребывали в уверенности, что сын служит в Советском Союзе. Тем более, что письма приходили со штемпелем Тахта-базара. И ему, и им так было спокойнее. Как говорится, меньше знаешь, лучше спишь.

«Обо всем думали люди в больших погонах, — говорит Геннадий, — а мы принимали присягу и выполняли приказ».

На войне

Несмотря на предварительную подготовку, в условиях войны он почувствовал себя необстрелянным пацаном. Когда первый раз их «положили на землю», да так, что нельзя было поднять голову, мелькнула мысль: «Хлопцы в Союзе служат, в войну играют и не знают, что это такое. Все бы отдал, чтобы вернуться домой». А потом привык, хотя, кажется, как к этому можно привыкнуть? И даже ловил себя на мысли, что служба нравится. Единственным острым желанием было напиться чистой пресной воды, которой там очень не хватало. Вода была соленоватая, некоторые даже сыпали в нее сахар. И только после инспекции большого начальства воду стали доставлять на бортах.

В задачу подразделения, где служил Геннадий, входила установка специальных датчиков на «караванку» — дорогу, по которой моджахеды возили оружие и наркотики. В каждую из таких «коробочек» помещалось 80 граммов тротила. А  с датчика на ретранслятор шла информация о численности людей и оружия…

Приходилось и воевать, и отступать… Как говорится, а ля гер, ком а ля гер. При этом — ни одного ранения и ни одной контузии. Хотя от пуль не бегал и за спинами товарищей не прятался. А самой главной своей наградой считает медаль «За боевые заслуги».

Философия бытия

Побывать на войне — очень разрушительно для психики. Что помогало, держало на плаву? Тяжело ли вспоминать тот период, или завеса времени немного смягчила остроту восприятия, и она не такая сильная? Геннадий задумывается… Но на вопрос, если бы можно было все переиграть и был выбор, идти или не идти на ту войну, уже не задумываясь, говорит, что пошел бы. Оставил бы все как есть, ничего бы не стал менять.

Что дал ему Афганистан в плане восприятия жизни? Ценность дружбы, закалку. Утверждает, что чаша «Афганского синдрома» его миновала. Правда, иногда воюет во сне.

У каждого была своя война. Вот и у него тоже.

Ему помогает философское восприятие жизни: все происходит именно так, как должно происходить. При этом сила воли и способность управлять своей жизнью тоже не отменяются. Например, уже пять лет как не курит — решил, что ему это не нужно. И бросил.

Еще до армии Геннадий познакомился с девушкой. Потом она писала ему, как и родители, не догадываясь, где он служит и какой опасности подвергается…

А когда вернулся из армии, стала его женой. Согласитесь, не каждому так везет, чтобы девушка не просто дождалась из армии, а потом еще и брак сохранился, и был крепким. Вот уже 35 лет как они женаты : серебряную свадьбу уже давно отгуляли, сейчас плавно идут к золотой… У них две дочки. Старшая — врач «скорой помощи», младшая — психолог. В семье — теплые, хорошие взаимоотношения, а дочки, невзирая на годы и расстояния, постоянно на связи с родителями.

Философское отношение к мироустройству у Геннадия проявляется и в работе. В его трудовой книжке — всего две записи: «Могилевхимволокно», а в последние 10 лет — «Бабушкина крынка»,

где состоит в ветеранской организации и участвует во всех ее тематических мероприятиях. Вот и 15 февраля пойдет на митинг и возложение цветов… Кстати, на предприятии к «афганцам» — отношение уважительное и проявляется в том числе разного рода поощрениями к памятным датам.

Счастье жить

Смысл жизни Геннадия Губаревича — в заботе о семье. Это приносит радость. А любимое хобби — рыбалка, которой можно посвящать все свободное время и зимой, и летом. Видели бы вы, как загорелись его глаза, когда мы заговорили об этом! «Ловлю на казару. Попадается густера по 500-800 грамм, можно за ночь поймать килограммов 8!»

Вместе с мужем ходит на рыбалку и жена. Ловит, держит, а он снимает с крючка…

Они не только вместе выезжают с палатками на рыбалку, но и вместе ходят в театр, отмечают с родными и друзьями дни рождения. А на Новый год могут заказать маршрутку и всей семьей, с племянниками, поехать в клуб потанцевать.

…В первый раз — при рождении, а второй — возвратившись с войны домой, он получил в подарок жизнь, вкус которой хорошо понимает и очень ценит. И говорит, что хотел бы еще долго жить, жить, жить…

Александра ПРОНЬКИНА