Главное здание Могилева

Царева, Е. Главное здание Могилева / Екатерина Царева // Вечерний Могилев. —2023. — 3 мая. — С. 7. 

Каждый могилевчанин с самого раннего детства слышал от своих родителей легенду о том, что Могилев чуть ли не стал столицей БССР. Так вот, никакой это не миф, а что ни на есть историческая правда, и тому сохранились вполне материальные свидетельства.

Вот, к примеру, правительственное здание на пл. Ленина, гостиница «Днепр», многоквартирный и дом в стиле сталинского ампира по улице Первомайской (именуемый в народе Дом 90), здание нынешнего Белорусско-Российского университета и еще кое-какие объекты. Некоторые из них заслуживают особого рассказа, но подробно мы остановимся лишь на самом значимом.

Итак, в 1937 году по причине близости Минска к польской границе (тогда еще не произошло воссоединение восточных и западных земель Белоруссии), а также его отдаленности от основных железнодорожных и шоссейных магистралей, связывающих столицу как с центрами Союза, так и с регионами республики, было принято решение о переезде всех главных руководящих и административных учреждений БССР в Могилев. То есть речь шла о переносе столицы в наш город.

Под этот проект было выделено 145 миллионов рублей, по тем временам сумма колоссальная. За эти деньги предполагалось в ближайшие годы возвести такую инфраструктуру, которая уроженцам города, до той поры считавшегося провинциальным, даже и не снилась. Кроме правительственных учреждений планировались также жилые дома, водопровод, канализация, школы, больницы, мост через Днепр, новый железнодорожный вокзал, почтамт, центральный радиоузел, четыре детсада, еще один театр, кинотеатры, фабрика-кухня, 33 торговые точки, роддом, больница, троллейбусная линия длиной в 15 км, стадион, три бани для помывки горожан. Все это нужно было строить практически с нуля, поскольку за предыдущие лихолетья в Могилеве на 40 процентов износился жилищно-бытовой фонд, да и все остальное находилось в упадке.

Однако не все номенклатурные работники мечтали покинуть насиженные места в относительно благоустроенном Минске и переехать в Могилев, где жизнь придется налаживать заново. Поэтому со стороны ответственных лиц, пока остававшихся в Минске, воодушевления в деле содействия грандиозной новостройке не наблюдалось, да и финансирование поступило не все разом, а только малая его часть, примерно треть. Как и следовало ожидать, вместо обещанной к 1939 году повальной сдачи основных объектов в эксплуатацию ввели единицы, но и это немало, ведь все строилось вручную на сплошном энтузиазме. На вооружении рабочих не было даже обычного в наше время башенного подъемного крана. К назначенному сроку не успели достроить и Дом Советов, и это не удивительно, ведь минский Дом Правительства строился три года, а тут подобное здание потребовалось возвести чуть ли не за год.

К концу 1938 года настала пора подводить некоторые итоги, и оказалось, что программа выполнена лишь на 52 процента. Но вопреки стереотипам, репрессий не последовало, в Москве поняли, что задержка произошла по объективным причинам и люди работали на пределе своих возможностей. И тем не менее на самом верху были поставлены конкретные задачи: Дом Правительства (Дом Советов) ввести к 1 декабря 1939 года, два 50-квартирных дома — к 15 июля и к 1 ноября, здание НКВД (Белорусско-Российский университет) и жилой дом для чекистов — к 1 августа того же года. Невыполнение данной задачи грозило вполне конкретными мерами, но, к счастью, все обошлось: в сентябре 1939 года начался поход Красной Армии в Польшу, в результате которого граница БССР резко отодвинулась от Минска на запад, и перемещение столицы в Могилев потеряло свою актуальность.

Пока суть да дело — хлопоты по освоению присоединенных земель и тому подобное, решение достраивать или не достраивать Дом Советов в Могилеве пока не приняли. Да и зачем такой огромный небольшому городу: более полутысячи кабинетов, несколько залов для масштабных, республиканского уровня совещаний, помещения для буфета и огромной столовой. Отопление в громадном здании смонтировать не успели, была масса и других недоделок. А тут еще началась Великая Отечественная война. Трудно сказать, правда или нет, но некоторые горожане, пережившие оккупацию в Могилеве, утверждали, что немцы использовали эпохальный недострой в качестве конюшен и складских помещений.

Не доходили до него руки и сразу после войны, лишь в 1949 году там снова закипели работы, строители смогли полностью смонтировать в помещениях батареи отопления и наконец-то запустить в эксплуатацию здание, которое было спроектировано более десятка лет назад. Однако сдача объекта не обошлась без курьеза: комиссия ни в какую не хотела ставить подпись под актом в связи с тем, что рамы окон напоминают православные кресты, но главный архитектор Лангбард с улыбкой ответил, что они будут отгонять от членов партии всю нечистую силу.

Памятник В. И. Ленину на площади Ленина в Могилеве установлен в 1957 году. Автор работы — бакинский скульп тор П. Сабсай, а постамента и трибуны — белорусский архитектор В. Волчек.

Екатерина ЦАРЕВА.