Живой портрет современника

Максимова, Е. Живой портрет современника : [вечер-портрет белорусского и российского писателя В. Казакова] / Елена Максимова // Веснiк Магiлёва. — 2016. — 6 января. — С. 10.

В декабре в Могилеве прошел вечер-портрет нашего зем­ляка Валерия КАЗАКОВА — журналиста, прозаика, поэта, помощника полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе, известного общественного деятеля, возглавляющего фонд «Вяртанне» по возвращению национальных реликвий. Именно Казаков помог приобрести для музея истории Могилева такой уникальный документ, как Статут ВКЛ 1588 года.

Любите живопись, поэты,
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно…

Но передать «приметы души» может не только кисть в живопи­си, но и слово в литературе.

Взрослый Казаков имеет твер­дые моральные правила и живет по принципу «ни дня без строчки».

Казаков-ребенок не представ­лял дня без книг. Чтение сформи­ровало хороший литературный вкус и умение наслаждаться сло­вом. Особенно он ценит белорус­ское слово. Убежден, что по своей образности, емкости и поэтично­сти белорусский язык — на одном из первых мест. Самую вкусную ягоду своего детства — землянику, называет «сунічкай»…

Валерий Казаков родился 26 октября 1952 года в маленьком поселке Реста Чаусского района. Там течет спокойная и тихая ре­чушка Рудея. Как река, течет не­уловимое время.

«Кривич — дитя болот, пущ и древних курганов», он «неистово мечтал о море и горах» и лет до двенадцати каждую зиму гото­вился к летней экспедиции. В его детских мешках было все: от спи­чек и соли до немецкого штык-ножа и поломанной ракетницы.

Прошло время… И вот 17 дека­бря Казаков читает поклонникам своего творчества мысли, пере­несенные на бумагу — в сборник «Абібокі»: «От шведских традиций остался модифицированно выра­щенный лосось…»

И тут же делится воспоминани­ями о том, как они с женой хотели посетить кафе возле Королев­ского дворца. Но в тот вечер им отказали, так как пускали только настоящих шведов. Их тоже оста­лось совсем немного.

Дальше — еще одна мысль, по­сетившая его во время путеше­ствия по Италии: «Только в вечно живом Риме Гоголь смог написать «Мертвые души». С юмором Ва­лерий   Николаевич   вспоминает мистическую «шильду» на доме с квартирой Гоголя, говоря о том, в какой простой обстановке рож­дался литературный шедевр.

Парадокс: «простуженная ски­таниями душа» Казакова «все чаще и чаще стремится к началу с поэтическим и таинственным на­званием Реста».

Я — несмелый первоклашка
В серой форме и с ремнем,
Где изогнутая пряжка
Отражает мать и дом.
В этом блеске вожделенном
Я не думал о судьбе.
Я не знал о настоящем
О теперешнем себе.

Вряд ли тот мальчишка мог предположить, что получит от судьбы счастливый билет в уди­вительную жизненную дорогу и станет большим человеком с раз­ными ипостасями: военным кор­респондентом газеты «Красная звезда», полномочным предста­вителем президента РФ в Крас­ноярском крае, секретарем прав­ления Союза писателей России и членом Союза белорусских писа­телей. Сегодня Казаков выдает «билеты» в большую литературу начинающим авторам: он спонси­рует издание литературно-худо­жественного альманаха «Брама».

Крутых поворотов в жизни Ка­закова могло и не быть, если бы в свое время подростка не вырвал из могилевского приблатненно-го дворового окружения народный юношеский театр в Доме культуры железнодорожников. Руководителем и прово­дником в таинственный мир сцены была заслу­женная артистка РСФСР, прима драматического театра Эсфирь Матве­евна Михайлова. Потом судьба сводила Валерия Николаевича с Юрием Никулиным, Юрием Лю­бимовым, Владимиром Высоцким, Татьяной Дорониной, Роланом Быковым, и никогда он не чувствовал себя в их компании чужим благодаря театральным урокам в детстве.

Мальчишкой Валерий Казаков искал ответ у взрослых: «Куда по­девались безногие калеки с гли­няными свистульками?» Только потом он узнал, что по приказу Хрущева всех покалеченных во­йной людей убрали с глаз долой. Как напишет в будущем писатель, «так стыдливая Родина сполна от­благодарила своих защитников». Может быть, ожоги несправедли­вости и повлияли на то, что Каза­ков, как военный корреспондент, часто бывал в горячих точках, а затем возглавил Российский союз ветеранов Афганистана.

Валерий Казаков ценит сумас­шедших и одержимых людей, к коим причисляет и директора му­зея истории Могилева Алексея Батюкова, самозабвенно ищу­щего артефакты. Казаков тратит на аукционах такие деньги на по­купку ценностей для нашего му­зея, что радуется… своей лысине: счастье, что жене не за что ухва­титься. В этот раз покровитель культуры привез диды-копья XVI столетия, «знойдзенныя на беразе Дняпра», подвеску X столе­тия с изображением трезубца Владимира Красно Солнышко, крестителя Руси, — этот пред­мет, скорее всего, принадлежал дружиннику, выделившемуся на службе и отправленному сюда «у якасці намесніка Кіеўскай ула-ды»; и, наконец, «хазарскую шаблю з крыжавінай VII-Х стагоддзя, якая была больш грознай зброяй, чым меч». Именно такая сабля была в коллекции Карла Великого. Еще одним сумасшедшим в могилевской компании считает Казаков археолога Игоря Марза-люка, на раскопки к которому он несется по первому зову. Так во­плотилась детская мечта об экс­педициях.

Как удается важному чиновни­ку Валерию Казакову сохранять душу живой?

«Когда совсем становится му­торно на душе от олигархической действительности, я, как шаман — бубен, достаю свистульку-солов­ку, как из своего детства, заливаю водой или чем покрепче и свищу на удивление жены и на радость дочки. И, вы знаете, здорово по­могает».

Здорово помогают и такие ве­чера-портреты, подготовлен­ные творческим коллективом Центральной библиотеки им. К. Маркса и ее филиала — детской библиотеки им. Пушкина. Они учат ценить культурное наследие Беларуси и родовые корни, лю­бить родной город и гордиться соотечественниками. И верить в настоящих людей-великанов из славного Могилева, которые ду­мают о том, какой след оставить на земле.