Максимова, Е. Живой портрет современника : [вечер-портрет белорусского и российского писателя В. Казакова] / Елена Максимова // Веснiк Магiлёва. — 2016. — 6 января. — С. 10.
В декабре в Могилеве прошел вечер-портрет нашего земляка Валерия КАЗАКОВА — журналиста, прозаика, поэта, помощника полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе, известного общественного деятеля, возглавляющего фонд «Вяртанне» по возвращению национальных реликвий. Именно Казаков помог приобрести для музея истории Могилева такой уникальный документ, как Статут ВКЛ 1588 года.
Любите живопись, поэты,
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно…
Но передать «приметы души» может не только кисть в живописи, но и слово в литературе.
Взрослый Казаков имеет твердые моральные правила и живет по принципу «ни дня без строчки».
Казаков-ребенок не представлял дня без книг. Чтение сформировало хороший литературный вкус и умение наслаждаться словом. Особенно он ценит белорусское слово. Убежден, что по своей образности, емкости и поэтичности белорусский язык — на одном из первых мест. Самую вкусную ягоду своего детства — землянику, называет «сунічкай»…
Валерий Казаков родился 26 октября 1952 года в маленьком поселке Реста Чаусского района. Там течет спокойная и тихая речушка Рудея. Как река, течет неуловимое время.
«Кривич — дитя болот, пущ и древних курганов», он «неистово мечтал о море и горах» и лет до двенадцати каждую зиму готовился к летней экспедиции. В его детских мешках было все: от спичек и соли до немецкого штык-ножа и поломанной ракетницы.
Прошло время… И вот 17 декабря Казаков читает поклонникам своего творчества мысли, перенесенные на бумагу — в сборник «Абібокі»: «От шведских традиций остался модифицированно выращенный лосось…»
И тут же делится воспоминаниями о том, как они с женой хотели посетить кафе возле Королевского дворца. Но в тот вечер им отказали, так как пускали только настоящих шведов. Их тоже осталось совсем немного.
Дальше — еще одна мысль, посетившая его во время путешествия по Италии: «Только в вечно живом Риме Гоголь смог написать «Мертвые души». С юмором Валерий Николаевич вспоминает мистическую «шильду» на доме с квартирой Гоголя, говоря о том, в какой простой обстановке рождался литературный шедевр.
Парадокс: «простуженная скитаниями душа» Казакова «все чаще и чаще стремится к началу с поэтическим и таинственным названием Реста».
Я — несмелый первоклашка
В серой форме и с ремнем,
Где изогнутая пряжка
Отражает мать и дом.
В этом блеске вожделенном
Я не думал о судьбе.
Я не знал о настоящем
О теперешнем себе.
Вряд ли тот мальчишка мог предположить, что получит от судьбы счастливый билет в удивительную жизненную дорогу и станет большим человеком с разными ипостасями: военным корреспондентом газеты «Красная звезда», полномочным представителем президента РФ в Красноярском крае, секретарем правления Союза писателей России и членом Союза белорусских писателей. Сегодня Казаков выдает «билеты» в большую литературу начинающим авторам: он спонсирует издание литературно-художественного альманаха «Брама».
Крутых поворотов в жизни Казакова могло и не быть, если бы в свое время подростка не вырвал из могилевского приблатненно-го дворового окружения народный юношеский театр в Доме культуры железнодорожников. Руководителем и проводником в таинственный мир сцены была заслуженная артистка РСФСР, прима драматического театра Эсфирь Матвеевна Михайлова. Потом судьба сводила Валерия Николаевича с Юрием Никулиным, Юрием Любимовым, Владимиром Высоцким, Татьяной Дорониной, Роланом Быковым, и никогда он не чувствовал себя в их компании чужим благодаря театральным урокам в детстве.
Мальчишкой Валерий Казаков искал ответ у взрослых: «Куда подевались безногие калеки с глиняными свистульками?» Только потом он узнал, что по приказу Хрущева всех покалеченных войной людей убрали с глаз долой. Как напишет в будущем писатель, «так стыдливая Родина сполна отблагодарила своих защитников». Может быть, ожоги несправедливости и повлияли на то, что Казаков, как военный корреспондент, часто бывал в горячих точках, а затем возглавил Российский союз ветеранов Афганистана.
Валерий Казаков ценит сумасшедших и одержимых людей, к коим причисляет и директора музея истории Могилева Алексея Батюкова, самозабвенно ищущего артефакты. Казаков тратит на аукционах такие деньги на покупку ценностей для нашего музея, что радуется… своей лысине: счастье, что жене не за что ухватиться. В этот раз покровитель культуры привез диды-копья XVI столетия, «знойдзенныя на беразе Дняпра», подвеску X столетия с изображением трезубца Владимира Красно Солнышко, крестителя Руси, — этот предмет, скорее всего, принадлежал дружиннику, выделившемуся на службе и отправленному сюда «у якасці намесніка Кіеўскай ула-ды»; и, наконец, «хазарскую шаблю з крыжавінай VII-Х стагоддзя, якая была больш грознай зброяй, чым меч». Именно такая сабля была в коллекции Карла Великого. Еще одним сумасшедшим в могилевской компании считает Казаков археолога Игоря Марза-люка, на раскопки к которому он несется по первому зову. Так воплотилась детская мечта об экспедициях.
Как удается важному чиновнику Валерию Казакову сохранять душу живой?
«Когда совсем становится муторно на душе от олигархической действительности, я, как шаман — бубен, достаю свистульку-соловку, как из своего детства, заливаю водой или чем покрепче и свищу на удивление жены и на радость дочки. И, вы знаете, здорово помогает».
Здорово помогают и такие вечера-портреты, подготовленные творческим коллективом Центральной библиотеки им. К. Маркса и ее филиала — детской библиотеки им. Пушкина. Они учат ценить культурное наследие Беларуси и родовые корни, любить родной город и гордиться соотечественниками. И верить в настоящих людей-великанов из славного Могилева, которые думают о том, какой след оставить на земле.