Зрела Этной… и открывала

Сидоренко, Г. Зрела Этной… и открывала / Галина Сидоренко // Веснiк Магiлёва. — 2011. — 4 марта. — С. 11.

У могилевчанки Надежды Полубинской (Медведской) два значительных события: собственный юбилей и выход шестой по счету поэтической книги с фило­софским названием «Капля и море».

Но это личное событие явилось событием и для всего литературного Олимпа Могилева, посколь­ку книга получилась настоящей, сильной, достойной, такой, кото­рую хочется читать и перечиты­вать, что в условиях нынешнего самиздата, когда каждый, кто, едва зарифмовав строки, а то и вовсе нет, считает себя поэтом и выпускает книгу, делаешь редко. Автор нового сборника не из таких. У Надежды чувствуются шко­ла, специальная подготовка. Она, владеющий формой стихотворе­ния, мастер слова, профессио­нальный и, конечно же, поэтичес­ки одаренный, талантливый чело­век. И эта одаренность у нее про­явилась еще с детского возрас­та. Свое первое стихотворение она написала в 10 лет. В 16 ее стихи уже печатала областная га­зета «Магілёўская праўда». Твор­ческим наставником Надежды был сам Алексей Пысин, поэт с большой буквы. Но разве овла­деешь поэтической наукой без самообразования? Надежда Полубинская искренне стремилась к знаниям, самостоятельно изучила древнюю и современную литерату­ру, усвоила уроки мировой поэзии, глубоко постигла философию от Платона до Юнга.

Ее трудовая деятельность была связана с заводом искусственно­го волокна, где она прошла путь от перемотчицы нитей до масте­ра. И есть в этом нечто символи­ческое: реальная нить, подвласт­ная ее рукам, и невидимая духов­ная, которой она тоже искусно управляет. Иначе, почему подме­чает то, что другим не дано, а потом передает увиденное так живо, ярко и образно, что читате­лю кажется, будто он сам прикос­нулся к тайнам мироздания.

Как точны сравнения поэта: «хмельной ветер», «Амур щекас­тый и курносый», «вьюга белокосая», «липкий страх», «кружевной прибой», «озноб игольчатый»… Тонкая метафористичность и ис­торическая ассоциативность, глу­бокая проникновенность и чисто­та чувств, честность и ответствен­ность за слово — вот те качества, что определяют мастера!

Главная задача поэта, по мне­нию автора, — сохранить индиви­дуальность и «не потерять лицо во множествах». Поэта Надежду Полубинскую с другими не спутаешь. Она индивидуальна, самодоста­точна. Ее стихи отличаются бога­той лексикой, словарным запасом, по некоторым из них можно изу­чать древнегреческую мифологию, поскольку герои эпоса частенько являются аллегорией для созда­ния наиболее точных образов.

Да и в целом образное видение мира — то самое, что отличает твор­чество Полубинской. Ее образы не искусственны, яркие, зримые, ка­кие уже не забудешь. Вот только несколько таких: «грех растет, как шерсть», «непогодь разбойником свистит», «луг колышет травы, словно нянька колыбель», «василь­ки, как прихваченные нитью мо­тыльки», «радость прошумит, как ливень», «ветер воет зверем». Все описания моря меркнут в сравне­нии лишь с ее одной строчкой о нем, которое называет «крепчай­шим бульоном стихии».

Для поэта немаловаж­но его отношение к жиз­ни, а через нее – к твор­честву. Надежда, как следует из ее книги, смотрит на вещи реаль­но: без розовых очков и паники. Ее желание – «держать лицо и держать удар», «громко радость радовать, а страдать — вполголо­са». В этих строках поэзия чело­века, знающего цену жизни, кото­рому есть что о ней рассказать. Как и поэту, который считает по­эзию «праздником», «рассветом», «птицей на зеленой ветке». Надеж­да Полубинская уверена: «завер­шается стих — открывается ост­ров». Иначе, зачем брать перо в руки? Открытия поэта — в этой не­большой, но емкой книге стихов. Почитайте и убедитесь.

Коллеги по творчеству, друзья и ценители ее таланта, а также редакция газеты поздравляют уважаемую Надежду с юбилеем, который пришелся на эти весен­ние праздничные дни. Творчес­ких успехов Вам и счастливого цветения на долгие годы!