Дуктов, В. Иван Пехтерев: «Мы — люди, пока мы любим» / Владимир Дуктов // Веснiк Магiлёва. — 2002. — 23 мая.
Иван Пехтерев родился с 7 на 8 января 1938 года в деревне Недведь Климовичского района. Получив журналистское образование, 10 лет работал в России, а с 1970 года — в средствах массовой информации в Могилеве. До выхода на пенсию более 10 лет трудился на ниве культуры, в областном центре народного творчества главным редактором.
Издал шесть отдельных стихотворных сборников и четыре в соавторстве. Печатался в журналах и газетах России и Беларуси. На его стихи написано более 50 песен. Член Союза белорусских писателей.
— Иван Егорович, каким был ваш путь в загадочную страну под названием «Поэзия»?
— Родился я на востоке Моги-левщины, по соседству —Смоленщина. Первые стихи написал в школьные годы на белорусском языке. В пору студенчества мне посчастливилось учиться в Бел госуниверситете вместе в Рыгором Бородулиным, Янкой Сипаковым, Борисом Саченко. Мы занимали одну комнату в студенческом общежитии. Она была своеобразным литературным штабом. Туда приходили Геннадий Буравкин, Иван Чигри-нов, Михась Стрельцов и другие тогда еще молодые поэты и прозаики. В то время я уже писал стихи на русском языке, за что меня в шутку называли старшим братом.
Однако, не зная народного русского языка, невозможно писать на нем хорошие стихи. Наш знаменитый земляк, известный московский поэт Игорь Шклярев-ский в свое время уехал в Россию, чтобы изучать живой язык. То же сделал и я. Десять лет жил в России, в том числе в такой глубинной области, как Костромская, где звучит исконно народный язык.
Все мои поэтические сборники вышли на русском языке. Однако в жизни я активно пользуюсь и родным белорусским языком. На нем пишу сценарии для народных праздников и даже стихи. В прошлом году вместе с белорусской поэтессой Ольгой Ипатовой участвовал в написании сценария для праздничных мероприятий Дня белорусской письменности и печати в Мстиславле.
— Какие темы вас интересуют, о чем вы рассказываете в своих произведениях?
— Только за последние три года я написал три поэмы на духовные темы: «Иисус Христос», «Богородица», «Сотворение мира». А также, скажем тащ светские поэмы: «Первая любовь», ГЗа друзей своих»:\Последняя посвящена защитникам Могилева.) Эта тема ранее присутствовала в моих стихах. Мне захотелось углубиться в нее, попытаться раскрыть истоки подвига красноармейцев на Буйничском поле в июле 1941-го. В полку Кутепо-ва, который в первую очередь защищал Могилев, были русские, белорусы, украинцы, люди других национальностей. Их объединяла дружба. Это была единая семья, которая и одержала победу на Буйничском поле, сделав его первым полем славы Красной Армии.
Ну и, конечно, написано много стихов и несколько поэм о современниках, их переживаниях и надеждах, о любви и прекрасной природе нашего Приднепровья.
— Ваше стихотворное обращение к духовной тематике, православию имеет свои истоки. Расскажите, пожалуйста, о них отдельно.
— Мои родители — Егор Тарасович и мать Евгения Федоровна — были верующими людьми, особенно мать. Неграмотная — она знала очень много духовных стихов и часто пела их зимними вечерами за прялкой. По ним я приобщался к православной вере, по ним по ним проходил науку милосердия. Когда отец был на фронте, мать часто водила меня в церковь в деревню Милославичи, что за 10 км от нас. Мы молились, чтобы отец вернулся с войны домой, особенно просили об этом Богородицу. И наша молитва была услышана. Это еще больше укрепило веру во мне.
Духовные праздники для меня были лучшими днями в моем детстве. Особенное благоговение я сохранил к Рождеству Христову и к Пасхе. Детские впечатления от этих и других великих церковных праздников потом легли в основу многих моих духовных стихов. На мои стихи написаные песни на духовную тему.
Пять лет тому назад я заболел и стал инвалидом второй группы опорно-двигательной системы, передвигаюсь с двумя тросточками. Мою физическую боль утешает поэзия. Подготовил к печати новую книгу «Благовест», куда вошли духовные стихи и поэмы.
Творчество с Божьей помощью продолжаю и остаюсь в нем верным духовному возрождению человека.
— Иван Егорович, какими были ваши, верующего человека, отношения с компартией?
В КПСС я никогда не состоял. К ней и советской власти отношение мое позитивное. Они помогли мне, простому сельскому парню, получить образование. Отец мой от фронтовых ран умер, когда я был студентом. В деканате нашего факультета, зная о моих материальных трудностях, всячески мне помогали. Вспоминаю с благодарностью, как мне купили пальто и туфли. Потом стал подрабатывать публикациями в газетах, понемногу сам одевался. Ну и стипендию получал исправно, на ежедневное трехразовое питание ее хватало.
Затем я работал в партийной печати в качестве журналиста, и за мою православную веру меня никто не преследовал. А вот некоторые художественные образы в моих стихах не устраивали редакторов. Долго, например, не мог опубликовать стих, где сравнивал материнского жаворонка, что вьется надо мной, — с ангелом-хранителем. Только в московском журнале «Огонек» осмелились и это стихотворение наконец-то напечатали.
Вообще-то многие смелые в тематическом отношении мои стихи получили путевку в жизнь в столичных московских изданиях. В 80-е годы прошлого столетия в «Правде» — главной газете страны — появилось мое стихотворение «Сады детства». Московские поэты назвали его открытием в поэзии. В ряду образов там был портретный Сталин, который взирал со стены, а мама рубила в саду яблони, потому что велик был налог, который доводилось за них платить. В «Правде» были помещены и другие мои смелые сти -хотворения.
— Вы известный поэт-песенник. Было желание им стать или все случилась само собой?
— Еще щкольником напечатал в Климовичской районной газете стихотворе «На восток». То было время, когда наша молодежь в романтическом порыве ехала на освоение целинных земель в Казахстан. Музыкальный руководитель климовичского народного хора Анатолий Гулаков написал на мои слова песню. Это событие 1956 года меня вдохновило. Правда, я писал по-прежнему стихи, а не специально тексты песен. Композиторы сами выбрали из них музыкальные.
Когда я жил в России, сотрудничал с известными русскими композиторами. В их числе были Александр Аверкин, Василий Грецкий, Вацлав Мастеница, Яков Перепелица. В Могилеве моими соавторами стали композиторы Владимир Браиловский, Владимир Рубаник, Евгений Маланков, Геннадий Богомолову также Леонид Ячнев из Климович. Последние четыре года успешно сотрудничаем с Галиной Семиной, Валентином Шрамко. Некоторые наши песни увидели свет в Москве; недавно «Могилевский вальс», написанный в соавторстве в Владимиром Рубаником, прозвучал в передаче московской радиостанции «Голос России», которая вещает на СНГ/Песня «Малая родина», написанная с Галиной Семиной, — в знаменитой телепередаче «Играй, гармонь любимая!», когда был еще жив Геннадий Заволокин. Ему эта песня очень понравилась, он заинтересовался моими стихами, попросил подарить книги. Два последних сборника — «Белый праздник берез», «И жизнь, и песня, и любовь» с дарственными подписями я ему выслал. Геннадий Заволокин мне сообщил, что хочет написать несколько песен на мои стихи, но, увы, этому не суждено было сбыться…
— Как, на ваш взгляд, сосуществуют культура и литература?
— Культура – это храм, воздвигнутый зодчими многих поколений, причем главным творцом является народ. Обогащают культуру и шедевры, созданные мастерами. Литература здесь не может быть исключением из правила.
В современной жизни очевидна и самостоятельная роль литературы. Культуру и литературу можно рассматривать в качестве родных сестер. Однако есть и исторический аспект вопроса. Неоспорим тот факт, что культура старше. Она зарождалась уже в первых монастырях с их нетленными летописями. И тут, наверное, как река из криницы, берет начало литература.
Культурный пласт питает творчество настоящего писателя. Пушкин жил культурой, записывал старинные песни, пословицы. Он этим обогащал свое творчество. То же можно сказать про Купалу: белорусский песняр на фольклорном материалу создал поэмы «Магіла льва», «Бандароўна», «Курган».
Десять лет я в ел на Могиле веком областном радио передачу «Спадчына». Программа рассказывала о народи ом творчестве и его энтузиастах. Для меня это занятие было истинным удовольствием
— Недавно я наш сал драматическую поэму «Не на крови, а на любви», где использ эвана легенда о Машеке, на котоую я посмотрел по-своему, со стороны чисто духовно-нравственной.
Пользуясь слунаем, хочу обратить внимание на один частный аспект затронутой проблемы. В 90-е годы прошлого столетия управление культурой Могилевского горисполкома проводило ежегодный конкурс на лучшую песню, стихотворение о Могилеве. Создано немало замечательных произведений, которые являются коллективным гимном нашему любимому городу. Очень хотелось бы, чтобы организаторы конкурса нашли возможность издать их отдельной книжкой.
— Иван Егорович, удается ли вам следить за литературной жизнью России?
— По транзисторному приемнику постоянно слушаю литературные передачи. Конечно, хотелось бы получать по почте «Литературную газету», «Литературную Россию», но это теперь дорого стоит. Однако кое-какие литературные новинки с помощью библиотек удается прочесть.
К сожалению, русская поэзия сегодня отошла от великой духовности, которая была присуща творчеству Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока. И поэтический слог стал несколько тарабарским. Я разделяю мнение прозаиков Валентина Распутина, Василия Белова, поэта Юрия Кузнецова, которые ратуют за литературу, близкую людским сердцам, затрагивающую душу человека. Нельзя ведь всю литературу сводить к занимательному легкому чтиву.
Кое-кто из литераторов пишет все больше о сексе, эротике. Эта тема всегда присутствовала в литературе. У Пушкина немало таких стихов. А его предшественник Иван Барков создал две высокохудожественные поэмы: «Лука Мудищее» и «Екатерина». Но не эти произведения составляли основу, стержень литературы.
Истинные шедевры художественной литературы — это произведения чистые, тонкие, совестливые, которые помогают человеку стать лучше, добрее. Именно стать человеком, у которого главное чувство — это любовь. Потому что все мы до тех пор люди, пока мы любим.
— Что вы скажете молодым поэтам?
— Известный русский поэт Анатолий Жигулин сказал как-то, что стихи не кормят, а только поят и то лишь иногда. Подтекст здесь такой: исключительно за литературный труд существовать невозможно. Посему надо быть великим энтузиастом, чтобы развивать свои поэтические способности. А ведь свободного времени мало, надо зарабатывать на жизнь каким-то ремеслом.
Вспоминаю свою газетную работу. Часть материалов о людях и буднях я писал в стихах, редакторы шли мне навстречу и печатали их.
И еще: я верю, что любовь к творчеству, к художественному слову неугасима, литература возродится, появятся современные произведения, которые станут настоящими друзьями людей.