Соловьева, Л. «Мам, мы тут с мамой выбираем обои» / Любовь Соловьева // Знамя юности. — 2024. — 1 февраля. — С. 15.
«Мам, мы тут с мамой выбираем обои». Побывали в семье Жуковых из Могилева, в которой воспитывается 11 детей
В Могилеве семь детских домов семейного типа, один из которых открылся в декабре прошлого года. Теперь у Инны и Анатолия Жуковых 11 детей. Трое кровных, восемь – приемных. Наши корреспонденты побывали в гостях у этой большой семьи и выяснили, как родителям удается найти баланс в воспитании и индивидуальный подход к каждому ребенку.
Сам дом, если говорить про здание, не новый. Однако, когда прежние приемные родители уволились, в нем сделали масштабный ремонт – фактически заменили все, кроме фундамента и крыши. Новый цвет фасада, новая мебель.
Жуковы жили неподалеку в многоэтажке. Детям даже школу не пришлось менять. В распоряжении семьи два этажа, семь комнат. Просторно, всем хватает места, среди любимых – кухня. Раньше ужинать садились в несколько партий. Встретили первый Новый год, наряжали красивую елку. Завели собаку по кличке Снежок. По весне во дворе планируют разбить клумбы, поставить скамейки и шезлонги, возможно, батут.
Инна Александровна улыбается – соседей через стенку нет, никто никому не мешает:
– В этом году исполняется десять лет, как с мужем стали приемными родителями. А начинали с волонтерства. Как верующие люди, мы посещали детский социальный приют, приглашали воспитанников в гости на выходные или каникулы, потом решили взять ребенка на воспитание. Сначала Дашу, потом Катю, Егора, Настю…
Троих детей Инна и Анатолий уже отправили в самостоятельную жизнь. Знакомимся с остальными домочадцами. Кате 17 лет, Егору 15, Дмитрию и Дмитрию (в шутку их называют рыжий и кучерявый, чтобы понять, о ком речь) 14 лет, двойняшкам Вике и Яне – столько же. Стас и Доминик-Эмиль чуть помладше – им по 13, Марку 11, близнецам Игнату и Никите – 10.
С некоторыми родители впервые встретились два месяца назад. Позади самый сложный этап знакомства и притирки, признается мама:
– Беру на себя быт, а муж больше развлекает детей. К Днепру могут вместе пойти или в лес. Когда дети маленькие, самое сложное – всех развезти по кружкам, машины нет. Одного – в детский сад, другого – в школу, третьего – к зубному, родительские собрания в нескольких классах… Сейчас сыновья и дочки подросли, добираются сами. С едой и уборкой тоже никаких вопросов, помогают мне. Больше сложно психологически – к каждому надо найти подход. Один влюбился, у второго конфликт в школе, третий просто хочет, чтобы его никто не трогал. Много часов уходит на то, чтобы просто поговорить.
Пока мы общаемся с семьей, в гости к Жуковым заглядывает заведующая отделом поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот, Социально-педагогического центра Октябрьского района Могилева Тамара Козыра. Тамара Михайловна переживает за каждого своего подопечного:
– В 80 процентах случаев родительских прав лишают из-за проблем с алкоголем. Кто-то не может выполнять родительских обязанностей из-за проблем со здоровьем. Третьи просто самоустраняются от ребенка и живут своей жизнью. Таких детей забирают в социальный приют, а у родителей есть шесть месяцев, чтобы одуматься. Выход из ситуации помогают найти специалисты: советуют устроиться на работу, пройти лечение, решить проблему с жильем. Не получилось – лишают родительских прав, и отдел по образованию должен найти детям приемную семью или детский дом. Родители могут восстановиться в правах, но удается это единицам.
Задача приемного родителя – не привязать ребенка к себе, а подготовить к самостоятельной жизни и красиво отпустить, уверена Тамара Михайловна:
– Порой дети приходят в семью, не зная элементарных правил гигиены. Важно сформировать детскую ответственность, самостоятельность. Представьте, если бы приемная мама за каждым заправляла постель! Не менее важно сделать так, чтобы ребенок не потерял кровное родство, детско-родительскую связь. В этом сложность. Нужно быть родителем, при этом объяснить ребенку, что у него есть другие родители. Если биологические мама и папа желают встречаться с ребенком, всегда быть «за».
Никита, к примеру, на Рождество виделся с мамой. Кстати, он один из тех, кто жил здесь еще с другими приемными родителями:
– Дом очень похорошел. Нравятся свежие цвета, стало светло, вся мебель новая. С ребятами быстро подружился. И домашние правила тоже сразу выучил: в воскресенье не смотреть телевизор, время в телефоне строго ограничено, обязательно хорошо вести себя в школе. Каждый убирает за собой, а собаку выгуливаем по очереди.
Катерина, самая старшая из ребят, в семье Жуковых прожила дольше всех и очень преобразилась. Стала общительной, улыбчивой, поет, танцует, рисует, учит итальянский:
– Учусь в колледже на повара. Из коронных блюд – шарлотка, драники, холодник, торты. Рада новой большой кухне, есть место для творчества. Тут классно! Хочу работать в кафе, готовить итальянские блюда. Недавно готовила пасту, если верить отзывам – пальчики оближешь!
– Мама, дай маме позвонить! – фраза, которая удивила только корреспондентов.
Тамара Козыра объясняет:
– Как называть приемных родителей, никто детям установку не дает. Тетей, мамой, по имени и отчеству – тут как кому удобно. Но дети настолько раскрываются в семейной атмосфере, что спустя время большинство приходит к варианту «мама». Сама слышала телефонный разговор: «Мам, мы тут с мамой выбираем обои». Это про приемную и биологическую. За ребенка можно только порадоваться. Если из десяти детей, вышедших из приемной семьи, хоть один построит свою собственную крепкую, будем рады. Значит, работа проделана не зря.
Инна Жукова подтверждает ее слова:
– Конечно, иногда возникают сложности. Не минуем с детьми разные стадии, даже приходилось слышать: «Ты мне никто!» Но когда спустя время ребенок подошел, обнял сзади и сказал: «Я тебя люблю», это самое дорогое!
КСТАТИ
В 2021 году Инна Жукова награждена орденом Матери. Также она неоднократный призер городского этапа конкурса среди приемных семей, где оцениваются профессионализм, знание нормативно-правовых документов, насколько родители организуют вокруг себя не только биологических, но и приемных детей.
В ТЕМУ
В Могилеве есть клуб для усыновителей. С детьми и родителями работают специалисты. Они всегда на связи и готовы помочь в сложной ситуации.