Вся жизнь — по высшему пилотажу

Гаранинова, Д. Вся жизнь — по высшему пилотажу / Диана Гаранинова // Зямля і людзі. — 2024. — 26 чэрвеня. — С. 11.

Имя Анатолия Мощенко сегодня на Могилевщине помнят многие, в первую очередь те, кто знал его лично. Но надо честно признаться, память об этом легендарном человеке, заслуженном деятеле культуры Беларуси, достойна гораздо большего внимания. В этом году 24 июля Анатолию Афанасьевичу исполнилось бы 93 года. А 10 июня прошла 15-я годовщина после его смерти. Эти памятные даты — очевидный повод вспомнить этого человека с удивительной судьбой, который оставил яркий след в культурной жизни Могилевщины.

А еще в этом году исполняется полвека со времени создания народного ансамбля «Веселые балалайки» — самого успешного и любимого проекта Анатолия Мощенко, одного из самых ярких и самобытных любительских коллективов Могилевщины.

Талантливый человек — как алмаз, какой гранью не поверни, засверкает в любом проявлении. Это на 100 процентов относится к личности Анатолия Мощенко. В его жизненной истории было два крутых виража, каждый из которых он прошел ярко, на уровне высшего пилотажа.

Вираж первый. Военная авиация

В юности, выбрав профессию военного летчика, он отслужил штурманом Российской авиации на Крайнем Севере в отдельном Подразделении разведки погоды в Арктике. Это были настоящие военные разведчики и испытатели ядерного оружия. За участие в неимоверно сложных полетах в 1961 году на испытаниях водородной бомбы на Новой Земле Анатолий Мощенко награжден орденом Красной Звезды.

О летчике Мощенко вспоминает его сослуживец, писатель Валерий Хайрюэов в книге «Стратегическая авиация России»: «Воистину добрым, благородным гением того нашего холостяцкого коллектива был, безусловно, штурман корабля Анатолий Мощенко. Эго был человек высоких личных качеств, высокого достоинства и культуры. Развитой, грамотный, с недюжинным поэтическим и музыкальным даром, с хорошими организаторскими и педагогическими задатками, он не держал этого дара при себе, а настойчиво употреблял его на сплочение и облагораживаете нашего коллектива, исподволь привнося в него некоторый дух романтизма и этику рыцарства. В любом человеческом сообществе большом или малом, часто отыскиваются неформальные лидеры, которые ощутимо оказывают на окружающих свое благотворное влияние, в значительной мере предопределяя нравственную среду и характер взаимоотношений в коллективе, его вкусы, увлечения, интересы. Не успел я отринуть дорожную снежную пыль по прибытию на Оленью, как через абсолютно неожиданно для себя уже пел перед многолюдным залом, оказавшись солистом в эстрадной группе штурмана корабля Анатолия Мощенко. Именно он сколотил из нас ставший весьма попупярным большой коллектив художественной самодеятельности, с которым мы вскоре гастролировали по всему Кольскому полуострову» .

Музыка жила в этом человеке с самого детства. Родтлся Анатолий в российской деревушке  деревушке Радьковка на Белгородчине на границе с Харьковской областью. И первый музыкальный подарок сделала ему мама—она продала всех домашних гусей, чтобы купить сыну гармошку. Он сам научился на ней играть.

В тех условиях год службы шел за три. И к 40 годам у Анатолия Мощенко уже было 25 лет выслуги. Он ушел в запас — появились проблемы со здоровьем. Военный летчик, штурман Российской авиации, «приземлился» в Могилеве. Он не видел своей деятельности вне творчества и музыки. В поисках новой профессии пошел в Дом культуры железнодорожников с предложением создать ансамбль песни. Там же встретил и свою будущую жену, которая работала концертмейстером.

Вираж второй. «Веселые балалайки»

В свой ансамбль Анатолий Мощенко принимал всех желающих, обучал игре на балалайках, ставил голоса. В это время сам учился на отделении хорового дирижирования в Могилевском музучилище, чтобы больше давать ребятам. Его жена Валентина, пианистка с абсолютным слухом, помогала раскладывать музыкальные партии и была партнером не только в жизни, но и творчестве. Постепенно «Веселые балалайки» трансформировались в агитбригаду. Появились ведущие, чтецы, артисты. Анатолий Мощенко сам сочинял социальные куплеты-частушки о проблемных вопросах жизни города, которые пользовались огромным успехом у зрителей и даже помогали решать некоторые актуальные проблемы — будь-то переполненные троллейбусные остановки или производственные проблемы на предприятиях.

Постепенно сформировался костяк коллектива, и ансамбль «Веселые балалайки» зазвучал на всю страну. Из Дома культуры железнодорожников перебрались во Дворец культуры «Химволокно», где открылись новые возможности и перспективы. Они выступали на главных сценах не только в Могилеве, представляли Беларусь на ВДНХ, объездили с концертами весь Советский Союз, побывали в Болгарии, Польше.

Две разные профессии гармонично уживались в этом человеке. Военная выправка сказывалась не только во внешнем облике и стати. Анатолий Мощенко сам был настолько цельной личностью, что смог создать и структурировать творческий коллектив глубоко и многопланово. Безусловно, юноши и девушки шли на свет личности наставника. И для многих он стал настояцим Учителем не только на сцене, но и в жизни. Ребята не просто пели, дружба между ними сохранилась и по сей день. В ансамбле сформировался лидерский состав. Один из самых ярких и талантливых — Виктор Хортов, который своей добротой и искренностъю объединял коллектив.

Пришло время, когда Анатолий Афанасьевич повез своих артистов на аэродром Могилевского авиаспортклуба. С ними стали заниматься мастера парашютного спорта. В итоге у большинства артистов «Веселых балалаек» за плечами по несколько прыжков с парашютом, а у особо смелых — больше десяти.

Позже Анатолий Мощенко руководил Могилевским домом самодеятельного творчества при областном совете профсоюзов, был режиссером множества масштабных городских концертных и творческих мероприятий. О жизни и творчестве «Веселых балалаек» в 1980-е годы снят документальный фильм «Трень-брень», который стал призером кинематографических фестивалей и конкурсов. Он руководил культурно-просветительным объединением «Дніпро» (местной украинской диаспорой), по его инициативе на набережной Днепра установлен памятник Тарасу Шевченко.

Вообще, перечислить все заслуги этого творческого, сильного человека на газетной полосе невозможно. В памяти каждого, кто его знал, высвечиваются свои грани этой удивительной личности.

Многие воспитанники, выросшие из «Веселых балалаек», стали успешными состоявшимися людьми. Светлана Вандиловская, например, стала певицей и 25 лет отработала в капелле имени Ширмы (а к Мощенко ее в 15 лет отправила мама, потому что девочка очень любила петь). Владимир Степанов посвятил свою жизнь творчеству и песне. А Владимир Быков, помимо своей профессиональной деятельности, стал членом российского благотворительного фонда «Меценаты столетия».

Похоронен Анатолий Мощенко на аллее славы Пашковского кладбища. Рядом с ним покоится его самый близкий друг, директор музыкального училища Леонид Иванов. А память о нем живет в сердцах каждого человека, на пути которого он оставил свой светлый след.

ВСПОМИНАЕТ ВДОВА АНАТОЛИЯ АФАНАСЬЕВИЧА ВАЛЕНТИНА МОШЕНКО:

— Толя всегда ч был в работе. Допоздна репетиции. Гастроли. Концерты. Сценарии. Он сам писал тексты. Он все делал на отлично, по-другому не умел. И два наших сына, глядя на то, как он делает свое дело, брали с него пример. Несмотря на то, что основная его специальность все-таки была летная, музыкальному делу он отдал душу. И был прекрасным отцом и мужем. Очень талантливый, всесторонне развитый и мудрый человек. Когда я на ночь читала художественную литературу, у него настольными книгами были труды по философии, эстетике, психологии.

При этом он был очень скромным и даже целомудренным. Все мои подруга были влюблены в него, а когда он надевал свой летный мундир, просто «падали в обморок». Я рада, что прожила жизнь с таким человеком, который мог найти ко всем подход, внушить к себе уважение. Он не повышал голос, но умел быть строгим. Мог так посмотреть, что без слов все ясно. Если бы он больше пекся о своей карьере и почестях, регалий у него, конечно, было бы гораздо больше.

Но он просто делал свое дело — честно, талантливо, с любовью.

ВСПОМИНАЮТ УЧАСТНИКИ «ВЕСЕЛЫХ БАЛАЛАЕК»

ВЛАДИМИР БЫКОВ:

— Кем для нас был Анатолий Афанасьевич? Для большинства — отцом. Особенно для парней. Я рано потерял маму. Детская судьба сложилась не очень благополучно. Придя в ансамбль, получил главным образом духовную опору, наставника и друга. С детства я занимался борьбой, и так называемые «дворовые компании» пытались перетянуть меня к себе, был большой шанс пойти по наклонной и сломать судьбу. Все шли на двор хулиганить, а мы — на репетицию. Мы не только выступали на сцене — мы жили в очень чистой и здоровой атмосфере, в которую нас погрузил Анатолий Афанасьевич. Дружили, занимались творчеством, помогали друг другу. А Мощенко стал для каждого из нас образцом, к которому надо стремиться. Ему я обязан всем, чего достиг в жизни.

АНАТОЛИЙ ГОМОНОВ:

— Опоздать или не прийти на репетиции «Веселых балалаек» было просто невозможно. И мы летели туда просто на крыльях! Анатолий Афанасьевич добился этого не просто строгостью и военной дисциплиной. Он сделал так, что нам было интересно. Это был удивительно мудрый и образованный человек. И каждый из нас вспоминает это время как самое счастливое в жизни. Часто на репетициях задерживались допоздна, потом провожали девочек домой. А девушки у нас были все как на подбор — красавицы. Шли по ночному городу и вдохновенно пели! И неважно, что завтра к восьми на работу.

НИКОЛАИ ЮРОВ;

— Я благодарен судьбе, что привела меня в ансамбль. Анатолий Афанасьевич — не я просто талантливый музыкант и летчик, у него не менее мощный дар педагога. Он нас сплотил, своим примером воспитывал. Мы видели и отцовскую строгость, и заботу, он мог пожурить не только за неправильную ноту, но и за неправедный поступок. И мы становились лучше.

ЛЮДМИЛА ГАЛЮК;

— Анатолий Афанасьевич научил нас не только петь. Он научил нас летать и в прямом, переносном смысле. У меня за спиной пять прыжков с парашютом. У многих наших девочек еще больше. У Раи Путиной, к примеру, больше 10. Мы очень дружно и интересно жили. «Веселые балалайки» выступали ведь не только на больших сценах, ездили по деревням, выступали на импровизированных сценах, на кузове грузовика, на Камчатке на рыбацком судне. И для нас не было разницы — большая сцена на молодежном фестивале в Болгарии или село Могилевщины. А сельские жители, кстати, — самые благодарные и искренние. Мы до сих пор дружим между собой, радуемся счастливым событиям каждого, помогаем в трудные минуты. Это все закалка нашего Анатолия Афанасьевича.

МАРИЯ НИКИТИНА:

— Я пришла в «Веселые балалайки» одной из первых. И 12 лет пела и жила этой прекрасной жизнью, которую нам подарил Мощенко. Практически все друзья по жизни — это ребята из ансамбля. Я благодарна за это судьбе. И конечно же, в первую очередь — Анатолию Афанасьевичу. Он всем нам дал путевку в жизнь. Даже трудно подобрать слова, чтобы выразить благодарность и любовь, которую мы к нему испытываем. Когда в церкви подаю поминальные записочки, его имя всегда рядом с моими родителями. Он не просто с нами занимался, но и участвовал в жизни каждого из нас. Его дело продолжает наш Володя Быков, он организовывает наши встречи в день памяти Анатолия Афанасьевича, объединяет нас всех. И большое спасибо ему за это!

ГРИГОРИЙ АВЕРКИН:

—  Руку на сердце положа, говорю, что Анатолий Афанасьевич спас меня — от дурного влияния «улицы», от соблазнов. Другого взрослого авторитета у меня не было. После прыжков в Могилевском аэроклубе я отслужил в десантных войсках. А первым преодолевать страх в аэроклубе меня научил Анатолий Афанасьевич. Вообще леностей такого масштаба мало. С ним мы становились лучше, ярче.

Диана ГАРАНИНОВА.