25 лет на пути добра и красоты

Хитрикова, Г. 25 лет на  пути добра и красоты : [25-летний юбилей Могилевского областного художественного музея] / Галина Хитрикова // Магілёўскія ведамасці. — 2015. — 22 декабря. — С. 8-9. 

Могилевский областной художественный музей имени Павла Масленикова – неотъемлемая часть историко-культурного наследия областного центра, туристический объект, одно из самых красивых зданий города. И уже четверть века в его стенах функционирует площадка культурного диалога между зрителем и искусством, между вечными ценностями и современным мировосприятием.

Парадокс создания

Как обычно создаются му­зеи? Как правило, после обра­зования коллекции, например, произведений изобразитель­ного искусства, после чего начинаются поиски подходя­щего здания или строительство нового, которое становится постоянно действующей вы­ставочной галереей.У област­ного художественного было все наоборот: 19 ноября 1990 года подписали документы об об­разовании в стенах памятника истории и архитектуры художе­ственного музея, который не насчитывал ни одной единицы собственных экспонатов.

Но не только их отсутствие создавало проблемы функ­ционированию учреждения культуры. «Идея вселить в одно из красивейших зданий города музей понравилась далеко не всем, — вспоминает события 25-летней давности его ны­нешний директор Александр Хохряков. — Были предложе­ния передать его банковской сфере уже потому, что здание строилось в начале двадцато­го века для объекта данного профиля. В итоге состоялось восемь судебных заседаний, которые поставили жирную точку на решении создать музей».

Работа сравнима с подвигом

Параллельно формирова­лась музейная коллекция. Первыми экспонатами ее стали восемьдесят три произведения живописи, графики и предме­тов декоративно-прикладного искусства, которые передал Могилевский областной крае­ведческий музей. Центральное место коллекции было отдано современной живописи — такое решение приняли еще на ста­дии обсуждения идеи создания художественного музея.

Процесс пополнения фондов шел туго, и не только потому, что финансовые возможности областного управления культуры были более чем скромные. Во-первых, здание нуждалось в капитальной реконструкции, в. результате которой оно и должно было стать специ­ализированным объектом, предназначенным для музей­ной деятельности. Во-вторых, музей не имел авторитета, что и объясняло отсутствие связей с художниками. То есть тот пер­вый штат музейных работников начал формировать фонд с того, что, выражаясь образно, пошел в народ с сумой в по­исках интересных экспонатов. Способы сбора были самыми разными — через подар­ки, сделанные художниками Могилевщины или их родными, а также посредством закупок, в том числе на аукционах со­седних государств, которые предлагали работы бывших могилевчан.

Первая выставка

Особые надежды в фор­мировании коллекции музей возлагал на именитых худож­ников-земляков. Одним из первых в его поле зрения попал уроженец Могилевщины Павел Маслеников. На тот момент он уже был признанным масте­ром, профессором, ректором Академии искусств. Народный художник Беларуси сразу же откликнулся на предложение организовать выставку своих работ в могилевском художеественном музее, несмотря на то, что здание практически полностью находилось в лесах, активно велись и внутренние реставрационные работы.  Он привез в город 125 своих лучших полотен для создания художественного вернисажа, после завершения которого на­писал дарственную на картины в пользу учреждения культуры. Все они и стали золотым фон­дом музея, дав отсчет его вы­ставочной деятельности.

Для персональной галереи живописца в знак признатель­ности были оборудованы на европейском уровне залы. А спустя годы, после смерти на­родного художника Беларуси, учреждение культуры вышло с инициативой увековечить имя Павла Масленикова, присвоив его музею. Идею полностью и всецело поддержало руковод­ство области и могилевчане — поклонники творчества зна­менитого земляка.

Одна коллекция – еще не музей

С именем Павла Масле­никова связано и налажива­ние мостов сотрудничества с художниками всего мира. Его личное знакомство и дружеские отношения с пред­седателем Союза художников России Валентином Сидоро­вым положили начало созда­нию белорусско-российского пленэра «Образ Родины в изобразительном искусстве», который с годами вырос до масштабов международного. В 2016 году начинается отсчет его третьего десятилетия. За двадцать лет на Могилевщине побывали художники более тридцати стран, они подари­ли музею более двух тысяч своих картин, некоторые из них представлены на посто­янно действующей экспозиции «Изобразительное искусство Могилевщины XX века».

Но интерес музея только этим направлением не ограни­чивался — в центре внимания плакат, графика, скульптура, декоративно-прикладное ис­кусство. Практически с первых лет существования собирается коллекция икон. Их пере­давали в дар музею жители Могилевщины, некоторые экс­понаты были закуплены. При­мечательна судьба приобрете­ния одного из самых известных списков чудотворной иконы Белыничской Божьей Матери. Ее предложил купить один из могилевских коллекционеров, но у музея не было такой финансовой возможности, не помогли и предприятия города. Тогда, чтобы сохранить релик­вию на Могилевщине, нужную сумму собрали все музейные работники, а также члены по­печительского совета музея, в который входили Борис Ба-тура, Анатолий Глаз и Михаил Дорошков.

Чтобы помнили…

В рамках проходящих еже­годно международных пленэров музей занимается возвращением забытых имен Могилевщины, проводя поисковую и исследовательскую работу. По ее результатам от­крываются все новые и новые имена живописцев, о которых в силу различных причин прак­тически ничего не известно на их малой родине. «С этой же целью несколько дней пленэ­ра проводим именно в насе­ленных пунктах, где художник родился или творчески рабо­тал, после чего на одном из административных его зданий устанавливаем мемориальную доску с информацией о нем», -пояснил директор музея.

Так за последнее время в культурное наследие региона возвращено имя художника и искусствоведа Андриана Прахова, который родился в Мстиславле, уроженца Кли-мовичского района Роберта Генина. Один из пленэров был посвящен российскому худож­нику Николаю Невреву, по­хороненному на Круглянщине. Мемориальная доска установ­лена по инициативе художественного музея и на здании школы в деревне Княжицы, где родился Павел Маслеников. А уже в следующем году пленэр будет посвящен Федору Тулову. Художник пушкинской эпохи умер и похоронен в городе Пропойске. На одном из зда­ний Славгорода планируется установка мемориальной доски в память о живописце.

Из зала в зал переходя…

За 25 прошедших лет в му­зее создано шесть постоянно действующих экспозиций. Са­мая большая из них посвящена современному искусству Бела­руси. Представлена она произ­ведениями художников, которые родились, приезжали на работу или сейчас живут и работают на Могилевщине. Это Витольд Бялыницкий-Бируля, Владимир Кудревич, Антон Бархатков, Матвей Беленицкий, Павел Маслеников, Леонид Марченко, Николай Федоренко, Федор Ки­селев, Галина Кононова, Мария и Григорий Таболичи, Вера и Валерий Юрковы, Владимир известных за пределами ре­гиона мастеров живописи: на­родного художника России и Беларуси Михаила Савицкого, народного художника Республи­ки Беларусь Виталия Цвирко, Леонида Щемелева, Гавриила Ващенко, Анатолия Аникейчика, Заира Азгура, Андрея Бембеля, Владимира Летуна, народного художника России Михаила Кугача, народного художника России Валентина Сидорова и другие.

Большую ценность имеет коллекция древнего белорус­ского искусства — собрание памятников изобразительного искусства XVII—XIX веков. Осо­бой гордостью музея является экспозиция «Сохраненное наследие», где представлены экспонаты из собрания му­зея. Ее открывают портреты белорусских просветителей — Петра Мстиславца, Спири-дона Соболя, Георгия Конисского, Евфросинии Полоцкой и огромная фреска «Пребб-ражение Господне». Это одна из композиций настенной живописи Белыничского мо­настыря кармелитов, которая датируется 1761 годом. Экс­позиция сакрального искусства разместилась в мансардном помещении. Здесь можно по­знакомиться с удивительной могилевской школой резьбы по дереву, гравюры XVII века и школой керамики, которая датируется XVI-XVIII веками.

Одна из самых последних открытых экспозиций музея — комната-сейф с голограммой в ЗD-формате главной хриcтианской святыни Беларуси – Креста Ефросинии Полоцкой, который был утерян во время Великой Отечественной войны. Создание данной экспозиции можно назвать логическим продолжением научно-иссле­довательской, научно-экспо­зиционной работы музея и сво­его рода прорывом в области музейного дела и современной науки. Благодаря использова­нию современных технических возможностей у могилевчан и гостей города есть возмож­ность увидеть утраченную белорусскую святыню XII века. Воплощение художественного образа в жизнь целостной экспозиции является работой художника Валерия Леунина, которая пока не имеет анало­гов в стране. Дополнительный эффект изображению создает специально подобранная му­зыка.

Но и это еще не все. Зал сменных экспозиций за четверть века существования музея пред­ставил более 500 выставок. Их посетили за это время более одного миллиона человек.

Не зарастет народная тропа

Останавливаться на достиг­нутом в музее никто не соби­рается. Несмотря на то, что в здании уже ощущается некото­рая стесненность, работа над созданием новых экспозиций не останавливается. «Сейчас тру­димся над реализацией еще од­ного выставочного проекта. Он будет называться «Скарбніца»; подобран интересный матери­ал, даже уже определились с вой экспозиции», — поделилась планами ближайшей перспек­тивы заместитель директора музея по научной работе Свет­лана Строгина.

Планируется также открытие в стенах «дома изобразитель­ного искусства» лекционного зала для проведения научно-просветительской и воспи­тательной деятельности. Он будет оснащен современными техническими средствами, которые позволят пробудить еще больший интерес юных посетителей музея к его со­держимому. Лекционный зал станет промежуточным этапом проекта, который стартовал в музее более десяти лет тому. Главная его цель — воспитание своего будущего зрителя. В его рамках отдел музейной педаго­гики, который возглавляет Еле­на Мартынова, наладил тесные связи с учебными заведениями Могилева и районных центров Могилевщины. Для их воспи­танников специалистами музея подготовлено более двухсот тематических занятий. Встречи организовываются как на тер­ритории музея, так и в школах, училищах, университетах.

В творческом союзе

Отличительной особенно­стью музейных уроков, посвя­щенных искусству, является особая атмосфера. Помогает ее созданию музыка. Музей многие годы дружен с Моги­левской городской капеллой, на его площадке часто проходят концерты всемирно известных композиторов.  Об одном из них рассказывают экскурсантам во время посе­щения музея: впервые в СНГ и Беларуси семь лет тому в художественном музее Моги­лева была исполнена оратория Баха «Страсти по Матвею» в исполнении оркестра Могилев­ской городской капеллы под управлением Сергея Лищенко.

Хранить и приумножать

Музей — место пересече­ния прошлого и настоящего, площадка общения с вечным, маленький островок огромного города, где есть возможность не только насладиться увиден­ным, но и просто отдохнуть от суеты. За всем этим «ком­фортным времяпрепровожде­нием» стоят люди — музейные работники, труд которых, как правило, затмевают представ­ленные экспозициями шедев­ры. «Коллектив наш небольшой, но сплоченный и профессио­нальный, ответственность — его главная черта, — рассказывает о коллегах Александр Хохря­ков. — Самых теплых слов признательности за проделанную работу в течение прошедших 25 лет заслуживают все службы, которые обеспечивают жизне­деятельность музея. Не могу не отметить вклад хранителей фондов, руководит которым Светлана Акулевич. Благодаря любви к профессии работни­ков музея под руководством Светланы Строгиной достигнут высокий уровень научно-ис­следовательской деятельности. Технической службой руководит Инна Синицина, свои обязанно­сти ее подчиненные выполняют с учетом специфики учрежде­ния. По-моему, именно благодаря личному вкладу каждого из нашего немногочисленного коллектива и удалось всего лишь за четверть века собрать удивительную сокровищницу искусства Могилевщины, которая стала визитной карточкой города и области».