Сидельникова, В. Евгений Булова пишет… Работа у него такая / Виктория Сидельникова // Магiлёўскiя ведамасцi. — 2015. — 29 декабря. — С. 3.
Странные они — журналисты. Вроде бы публичные люди, всегда на виду… Только ограничивается эта «видимость» часто лишь подписью под статьей. Изо дня в день пишут о событиях, происшествиях, других людях. А вот о себе, увы, рассказать не представляется случая. Привычка оставаться за рамками с годами укореняется.
Возможность поделиться чем-то личным, сокровенным у иных превращается в фобию. Заместитель главного редактора информагентства «Могилевские ведомости» Евгений Булова к таковым не относится. За тридцать лет работы журналистом исписаны тонны бумаги, израсходованы километры диктофонной пленки — на интервью, репортажи, очерки, путевые заметки… И хотя ему еще рано подводить итоги, зато есть что сказать.
О родителях
В детстве, наблюдая за своими родителями, часто задумывался: хочу ли быть на них похожим? Они уходили на работу, возвращались вечером домой, делились новостями – а я размышлял: смогу ли заниматься их делом? Мама была медработником, отец инженером. Вывод тогда сделал однозначный, раз пошел совсем другим путем. Но и сказать, что поступил вопреки, тоже нельзя. Отец ведь увлекался литературой, много читал, постоянно покупал книги. Его давно нет, а книги с его закладками и пометками сохранились. Перечитываю их и нахожу подчеркнутые рукой отца важные строки. Странно, но только сейчас я познаю его, чувствую по-особому, понимаю. Подобная история и с мамой. Она не так давно покинула этот мир, а я до сих пор в ее квартире улавливаю доказательства щемящей душу, безусловной любви ко мне. То ли неумело прибитую лично ею маленькую полку — чтобы лишний раз не дергать дорогого сына по пустякам, то ли затертый до дыр фотоальбом с моими детскими и юношескими снимками. Даже сохраненные ею мои школьные дневники, о существовании которых я не знал… Наверное, настал и мой черед прибегнуть к популярной фразе многих «авард»-церемоний: «Спасибо родителям за то, что они были со мной».
О чувствах
У человека не так много органов чувств для восприятия окружающего мира. Наверное, будь их больше, жизнь была бы иной. Именно творчество позволяет нам многое компенсировать. За неимением дара ясновидения или, к примеру, крыльев для полетов наяву, предпочитаю фантазировать. Благо, профессия позволяет. Поэтому иногда пользуюсь сослагательным наклонением: что бы произошло, если бы наша Земля завертелась в обратную сторону? Или: что стало бы с людьми, если бы у нас пропало чувство голода, страха, усталости?.. Безумно люблю иногда отрываться от реальности. К слову, когда газетный формат показался несколько узким для самых смелых соображений, начал писать книги. С 2008 года являюсь членом Союза писателей Беларуси. Это ничуть не мешает, а даже, наоборот, помогает состоять в Белорусском союзе журналистов.
О вдохновении
Люди, которые что-то создают, порой не задумываются о своем творческом процессе. Да и со стороны кажется, что мысль сама материализуется в слово, предложение, фразу…
Но это происходит, как правило, в минуты вдохновения, которое приходится или случайно ловить, или целенаправленно искать. С помощью музыки, например…
Давно избавился от максимализма. До сих пор во многом сомневаюсь, избегаю категоричности, считаю, что не все в мире поддается объяснению. Наверное, журналистика — это разумное сочетание трудолюбия и таланта. При этом любые явные способности — ничто без самоорганизации, а одна лишь дисциплинированность и настойчивость не дадут результата без подаренного свыше таланта.
О легендарной тетради
В юности свернул не в ту сторону — поступил в Моги-левский машиностроительный институт по специальности «Подъемно-транспортные машины и оборудование». Изучал сопромат, строительную механику, высшую математику. Помню, первое, что сделал после того, как вернулся домой с лекции по начертательной геометрии, — взял общую тетрадь и написал веселый рассказ. Так эта тетрадь превратилась в юмористический журнал «Агамемнон», который мы выпускали вместе с товарищем-одногруппником. Лекторов мы с тех пор слушали вполуха (пусть простят меня за это признание) — рисовали карикатуры, писали юморески, повести. Путешествовал наш журнал по всей стране, тогда она называлась СССР. К сожалению, до наших дней он не дожил, затерялся в пути. В память о нем назвал свою первую книгу — «Новый Агамемнон». Мой товарищ-соавтор, увидев ее, улыбнулся. К сожалению, и он не дожил до сегодняшнего дня.
О правильном выборе
Диплом инженера-конструктора я все-таки получил, умудрившись за пять лет обучения не завалить ни одного экзамена. После чего дальнейшая учеба на журфаке БГУ показалась мне домом отдыха. А настоящая, рабочая журналистика началась для меня с карикатуры. Рисовал я неплохо, с чувством юмора дружил. Мои картинки печатались во многих газетах и журналах Советского Союза. Публиковали их и в единственной на тот момент местной газете — «Могилевской правде». Ответственным секретарем тогда был Виктор Антонович Юшкевич. Он и предложил мне должность художника. В то время приходилось вручную рисовать все, что теперь делается с помощью компьютера: эмблемы, заголовки, значки. Тогда и написал первую статью. Редактор Венедикт Поликарпович Бербега был крайне удивлен, сомневаясь в моем авторстве. Поэтому устроил проверку -дал задание. Прочитав второй материал,зааплодировал. После чего остановить меня было невозможно.
Кстати, дружба с точными науками в «машинке» пригодилась. Мозг легко выстраивает логические цепочки композиции, сюжет, не дает эмоциям и чувствам превратить текст в хаотическую субстанцию. Используя театрально-математическую терминологию, можно сказать, что система Станиславского органично подключается к теории Лобачевского.
О молодых журналистах
У журналистики большое будущее. Было, есть и будет. Не секрет: талантливый журналист — «штучный товар». Но их и не должно быть много. Сейчас в моем окружении найдется несколько начинающих ребят, которые в будущем при желании превратятся в настоящих звезд. В то же время — немало таких, кто нашел бы себя и в другой профессии, но волей судьбы оказался не в том месте. Как когда-то я. Обидно, что время не всегда является нашим союзником.
Молодым журналистам придется сложно без эрудиции и коммуникабельности. И это не призыв дополнительно заканчивать экстерном профильный вуз, если, к примеру, предстоит написать о ядерной энергетике. И все же общий образовательный уровень должен быть выше среднего. Только на пользу пойдет хорошая реакция, повышенная моторика, журналисту жизненно необходимо быстро соображать и реагировать. А с тем, что нашего брата часто называют дилетантом широкого профиля, вполне согласен. И пусть это никого не обижает, ведь в совокупности — отовсюду понемногу — получается неплохой сплав.
Журналистика всегда находится на стыке творческой богемности и конвейерной обязательности. По-другому не получится.
О кризисе
В нашей профессии кризисов не существует. Его придумали любители отговорок: будильник не зазвонил, автобус сломался, застрял в лифте. Не идут мысли в голову, не пишется, нет темы — отвлекись, поговори с людьми, пройдись по улице, подними глаза к небу — там плывут облака. Масса вариантов сбить с себя временную хандру. Кстати, вот она — интересная тема будущей публикации: «Я устал, мне все надоело».
О выходных днях и скучных собеседниках
Не поверите, но одно время в журналистике мне очень не нравилось то, что она… заканчивается. После рабочего дня в пятницу вечером уходил домой и думал: боже, впереди выходные, как же я буду без любимого дела? Надеюсь, не будет выглядеть пафосно, если признаюсь, что и сейчас не до конца избавился от этого ощущения. Сейчас отчетливо представил, как некоторые, прочитав эти откровения, мысленно покрутили пальцем у виска.
Человеку любой творческой профессии известен фактор так называемой обязаловки. Это когда необходимо писать (рисовать, лепить, играть) не то, что хочется, а то, что нужно. Думаю, в этой способности перекладывать себя из «комфортного» состояния в «необходимое» как раз-таки и зарыт краеугольный камень профессионализма. Здесь уже должна проявить себя творческая самонастройка.
К слову, немногие знают, что на протяжении двадцати лет я писал о звездах поп-музыки, хотя к их творчеству был практически равнодушен. К тому же многие из них оказывались не самыми интересными собеседниками. Но при этом я отчетливо понимал: эти исполнители интересны читателям, которые с нетерпением ждут публикаций и ответов на многие вопросы. У читателей же нет возможности эти вопросы задать. И так как мне нравился сам процесс написания текстов, то даже в банальном пытался найти изюминку.
О дружбе
Журналист на протяжении своей профессиональной деятельности встречается со множеством самых разных людей. От дворников до дипломатов… Естественно, недостатка в знакомых никогда не ощущается. И вот тут-то главное — разглядеть друзей. А потом о них не забывать.
Мне в этом отношении повезло. Как рассказывали мои родители, в возрасте четырех лет (а это было в конце 50-х) я привел домой всех своих сверстников с улицы и торжественно объявил: «Они хотят конфет!» Пока мама рассаживала гостей в зале, отец успел сбегать в магазин за карамельками, которые в те годы были больше, чем просто лакомство.
О благодарности
Спасибо журналистике за то, что она есть. За то, что стала любимым делом. За возможность по-особому взглянуть на мир, познакомиться с людьми, которых я никогда бы без нее не встретил. И спасибо моим читателям, которых я люблю. All you need is love!