Женщина, педагог, мама

Тарасенко, В. Женщина, педагог, мама / Валентина Тарасенко // Магілёўскія ведамасці. — 2024. — 11 кастрычніка. — С. 8.

Для многих образ матери ассоциируется не только с мамой, но и с воспитателем или учителем. И чаще всего это женщины, которые успевают воспитать не только своих детей, но и не одно поколение учеников.

Каждый свой урок учитель русского языка и литературы высшей категории СШ №41 г. Могилева Ольга Дягилева продумывает до мелочей: план-конспект, наглядный материал, подготовка класса. И, выполняя главную задачу — научить, старается это сделать так, чтобы детям было интересно.

— Когда звенит звонок с урока и ребята спрашивают: «Как? Уже все?» — для меня это наивысшая оценка моего труда. Значит, они не заметили, как пролетели эти 45 минут, они слушали, а все сказанное было на пользу, — признается Ольга Васильевна.

Сеять разумное, доброе, вечное

Физика и литература были любимыми предметами нашей героини в школе, которую она окончила с серебряной медалью. А Могилевский государственный педагогический институт (сейчас МГУ им. А.А. Кулешова) — с красным дипломом. В школе интересовалась и медициной, но окончательно выбрала путь педагога в 10 классе.

— Мой выбор был осознанным, пришла к русскому языку и литературе через физику. Нам при изучении языка и литературы нужно не меньше логики. И даже сейчас я составляю схемы, чтобы ребятам было легче разобраться в изучаемом материале, — отмечает Ольга Васильевна.

А примером настоящего педагога для Ольги Дягилевой стала ее учительница математики, преподававшая в средней школе №3 г. Быхова, — Валентина Петровна Максимова.

— Строгий учитель, но я благодарна ей за то, что она научила меня работать и верить в себя. Помню, как ездили на конкурс эрудитов по предметам школьного курса, взяли первое место в области, я вечером достаточно поздно добралась домой и уже утром Валентина Петровна вызвала меня к доске отвечать, не делая никаких скидок. И я понимала, что учитель видит во мне потенциал, хочет, чтобы я работала, ничего не пропустила.

Также помню, как была на практике в оздоровительном лагере, работали со мной опытные педагоги, и один из них сказал мне фразу: «Из вас получится хороший учитель!» Я тогда удивилась, как женщина увидела, каким я буду учителем, если уроки я не проводила, но уверенности в дальнейшем этот разговор мне придал.

Когда я пришла на четвертом курсе на практику в среднюю школу №5 г. Могилева, учитель русского языка и литературы Лидия Медведева стала моим наставником. Я работала с 6 классом, который занимался во вторую смену, но Лидия Ивановна говорила: «В 12.00 нужно быть у меня с конспектами уроков». Я приносила свои наработки, она изучала их, давала советы. На одном из первых моих уроков педагог задала вопрос детям, понравился ли урок Ольги Васильевны. Я была очень рада, что урок получился благодаря моему наставнику. Именно в этот момент поняла, что она меня приняла. Да и в целом, считаю, моя методика преподавания предметов — это заслуга Лидии
Ивановны, — рассказала Ольга Дягилева.

Классный руководитель — вторая мама

Не зря женщину-учителя и классного руководителя называют второй мамой: она все знает о каждом ученике, помогает советом, следит, чтобы была хорошая успеваемость, даже контролирует настроение ребят.

У Ольги Дягилевой тоже есть свой класс — 5 «В». Но любит она по-своему всех ребят.

— Я очень люблю детей, ищу подход к каждому из них. Всегда спрашиваю у учащихся, с каким настроением они пришли на урок, такой же вопрос они задают и мне, — рассказывает Ольга Васильевна. — Мне нравится в ходе разговора с детьми смотреть в глаза, ведь в них можно увидеть заинтересованность предметом, какой-либо вопрос, увидеть красоту. Дети — наше будущее, и в них нужно верить. А замечания я делаю, используя афоризмы, не называя имени ребенка, при этом тот учащийся, к кому он относится, прекрасно все понимает.

Я мыслю — значит существую

Ольга Васильевна своими предметами старается увлечь. К примеру, разбирая любимую тему ребят — паронимы, приводит примеры из классических произведений. Ребята запоминают и применяют их в общении. А ко всем ситуациям находит афоризмы, чтобы дети смогли над ними подумать.

Ребята педагогу доверяют. Иногда приходят ученики и приносят прочитать свои стихотворения. И как учитель литературы Ольга Васильевна помогает подобрать ритм и рифму. А если у ребенка что-то не получается, обязательно придет на помощь. Она считает, что очень важна и поддержка семьи. Родителям нужно верить в своего ребенка, внушать ему эту уверенность и в учителе видеть своего помощника. Важно понимать, что ребенок — это личность со своими интересами, склонностями к определенным наукам, возможно, не таким, как у родителей. Главное, чтобы каждый ребенок был хорошим человеком, добрым, чутким, честным. И он обязательно найдет свое призвание.

— Я как учитель помогала своему сыну готовиться к экзамену по русскому языку , а как мама — разделяла его интересы и поддерживала в любых начинаниях, укрепляя в нем веру в себя с помощью мудрого изречения «Дорогу осилит идущий», рассказала педагог.

Успех обычно приходит к тем, кто слишком занят, чтобы его просто ждать

В июне на ЦЭ по русскому языку ученица Ольги, уже выпускница средней школы №41 г. Могилева Полина Волохова получила высший балл — 100. Педагог и учащаяся плодотворно работали два года, готовились. Девушка посещала факультативные занятия и в субботу.

— В тот день мне позвонила Полина и рассказала, что получила 100 баллов, я попросила повторить эту прекрасную новость, ведь не поверила сразу, думала, что я не расслышала. Полина — грамотный, интеллигентный, открытый человек, светлая, как в песне про белорусов: «Ясноглазая, светло-русая…» Она абсолютный победитель — получила 100 баллов на ЦЭ по русскому и английскому языкам и на ЦТ — по истории Беларуси, — вспоминает Ольга Дягилева. — Так прекрасно осознавать, что все знания, которые даешь ученикам, попадают на благодатную почву. Есть для чего и для кого работать.

И даже когда ребята сдавали централизованный экзамен, Ольга Васильевна поехала вместе с ними, чтобы после испытания поддержать каждого из них.

Все преходяще, а классика вечна

Ольга Васильевна любит читать. Призналась, что в силу профессии ей близка классическая литература: Достоевский и Тургенев.

— Человеку свойственно ошибаться. Мы не должны забывать о том, что считаем себя личностями, но с нами рядом тоже личности. И нужно уважительно друг к другу относиться. В классической литературе много произведений, где это отражено.

У каждого есть свой герой, которым восхищаешься и на которого хочешь походить. Кого-то привлекает образ Анны Одинцовой, героини романа «Отцы и дети» И. Тургенева. Интересная, сильная личность, умудренная жизненным опытом. Пятиклассники с любовью описывают Настю из «Кладовой солнца» М. Пришвина. Подростков восхищает Ассоль, и тайно многие тоже ждут принца на корабле с алыми парусами. Десятиклассники внимательно следят за развитием отношений Болконского и Наташи Ростовой, жалеют героиню, когда она, запутавшись в своих чувствах, страдает после разрыва с князем Андреем.

Литература — это прекрасно. Каждый урок мы говорим о нравственности, гражданственности и патриотизме, находя отражение этих понятий в произведениях. И это очень важно, ведь главное — это человек, его духовный мир. Литература — это восприятие прочитанного. Вы можете согласиться или не согласиться с точкой зрения автора, можете порассуждать. Люблю, когда на уроке присутствует атмосфера живого общения. Я разрешаю не вставать при ответе. Это не отменяет дистанции между педагогом и учителем, но ребенок должен не бояться говорить, приобретать навыки свободного общения с аудиторией. И я наблюдаю, что у многих учеников это получается, они высказывают интересные мнения, — считает Ольга Дягилева.

Сейчас Ольга Васильевна готовится к проведению классного часа со своими детьми — учащимися 5 «В». Его тема — День матери.

Самая важная в жизни каждого человека.

Валентина ТАРАСЕНКО.