Загляните в озеро любви Никаса Сафронова

Гришанова, Л. Загляните в озеро любви Никаса Сафронова / Л. Гришанова // Магілёўскіяведамасці. — 2014. — 20 мая. — С. 9.

В пятницу в Могилевском областном музее им. П. В. Масленикова был представлен посетителям коммерческий проект известного российского художника Никаса Сафронова. Как рассказала заместитель директора по научной работе Светлана Строгина, проект проехал по всем областным городам Беларуси, демонстрировался в Минске и наконец впервые посетил Могилев. Экспозиция является коммерческой потому, что вход на нее осуществляется по билетам, стоимость которых варьируется: 70— 50—40—30 тысяч белорусских рублей. Льготы предоставляются большим группам и их кураторам.

— Никас — творческий и разноплановый художник,— поясняет Светлана Викентьевна. — Николай Сафронов родом из Ульяновска, его мать—из Литвы. Родился художник в 1956 году. Этот человек сделал сам себя и свою судьбу. Вначале Николай поехал учиться в мореходку в Одессу. После года учебы в ней поступил в художественное училище на отделение дизайна в Ростове-на-Дону, затем учился в Суриковском художественном училище. Его творческая деятельность началась с 1973 года.

Все вышеперечисленное— лишь вехи на пути «большого корабля». Главное для художника и ценителей его творчества то, что рождается в муках под кистью. Искусствоведы считают, что самое сильное из работ Сафронова — это портретная графика. Возможно! Надо обладать великим даром свыше, чтобы росчерком карандаша или пера схватить неуловимое в лице человека. Его мудрость, как в портрете старика, или трагизм одиночества актера.

Лично на меня наибольшее впечатление произвели не графика «высшего пилотажа», не конъюнктурные работы, посвященные зимней Олимпиаде, а картины-портреты. Они словно зеркало души Никаса, где отражаются не только чужие эмоции и мысли, но отражаемся все мы, пришедшие и заглянувшие в глубинное озеро любви Сафронова. Мужчин он изображает в облике собак, женщин—в виде кошек. Не нами придумано: «Чем больше узнаю людей, тем больше нравятся собаки». Вспомним стихи Эдуарда Асадова, слепого поэта с прозорливой душой: «И глухо, как от подачки,/ Когда бросят ей камень в смех, / Покатились глаза собачьи / Золотыми звездами в снег.» Верней собаки друга нет…

— Картины Никаса – серия ассоциаций, — комментирует куратор выставки Руфат Ахмедов. — Моя любимая с собакой — «Преданный слуга Церкви». «Олигарх», «Неприкасаемый»… Все хороши по-своему.

Но меня больше тронули картины с кошками. «Портрет придворной дамы». Посмотрите на нее. У кошек семь жизней. Египтяне их обожествляли, считая проводниками в потусторонний мир. Моя черная кошка с желтыми глазами смотрит с картины «Обитатели джунглей», рядом с пантерой выглядывает морда простодушной собачонки, а может, медведя Балу. Над ними слон… Где сын человеческий Маугли и Акелла, который «промахнулся»? Они ушли в джунгли или в белорусские болотные леса Полесья искать заблудившиеся души наших дедов, не вернувшихся из лесников, с войны, из партизан?.. «Живет в белорусском Полесье кудесница леса Олеся, считает года по кукушке, встречает меня на опушке…» Желтоглазая кошка Леся встречает меня, заслышав шаги по лестнице. Может быть, эстетам приглянутся картины в манере исполнения дрим-вижн?! Прозрачные, как неуловимая мечта-мираж. Мне нравится иная серия. Портреты — «Дягилев», «Душа и сердце Марии Каас» и др. Как вам глянется Путин, выглядывающий, как солнце из-за туч, над Исаакиевским собором и Медным всадником?! «Не падайте духом, поручик Голицын, корнет Оболенский, налейте вина…» «А на войне, как на войне…» Слава Богу, не дал Владимир Владимирович магнатам растащить

Россию «по закоулочкам». Может, и Святую Русь небесная рать отстоит… Воины света обитают и на грешной земле, и на Небе. Москва слезам не верит. Посмотрите в ее ледяные глаза: скольких белорусов обогатила, но еще больше душ сгубила. «Трэба дома бываць часцей, трэба дома бываць не госцем, каб душою ты стаў чысцей і не страціў святое штосьці.» А напоследок я скажу: обра­тите внимание на картину «Вечер в горах Китая». Об остальном подумайте сами, завтра, и послезавтра, и всю оставшуюся жизнь.