За качеством — в библиотеку!

Капитонова, Ю. За качеством — в библиотеку! / Юлия Капитонова, Ирина Крышталева // Бібліятэчны свет. — 2024. — № 6. — С. 17—19.

На протяжении 30 лет белорусы строят сильную, независимую страну. Беларусь известна на весь мир добрыми и гостеприимными людьми, богатыми природными ресурсами, качественными товарами и услугами. 2024 год поставил важнейшие задачи по дальнейшему повышению качества в нашей стране.

Год качества — это не просто формальность или модное словосочетание, а уникальный шанс для каждого человека и для всей страны в целом достичь новых высот и побед во всех сферах жизни. Это время ставить перед собой невероятные, амбициозные цели и работать над их достижением. Это время для инноваций, развития и создания лучшего будущего для себя и своих близких. Год качества — это время для новых свершений и побед, для роста и развития, для того, чтобы сделать нашу жизнь и жизнь нашей страны еще лучше.

Библиотека как информационный центр — важное звено на пути к повышению качества жизни населения и укреплению экономики страны. Проводимая библиотекой информационная работа помогает распространять знания о том, как качество влияет на жизнь человека и вдохновляет людей на перемены к лучшему. Когда люди понимают, как важно качество во всех сферах жизни, они начинают стремиться к его улучшению.

С первых дней 2024 г. Центральная городская библиотека им. К. Маркса г. Могилева включилась в работу, предлагая своим пользователям тематические выставки, мероприятия, игры, наглядные материалы для оформления информационных стендов и иные разработки. В то же время библиотека сосредоточилась на совершенствовании своей работы, стремясь предоставить посетителям наиболее качественные услуги и комфортную атмосферу.

Ярким отражением достижений и перспектив развития Беларуси в различных областях стала выставка «Год со знаком качества». Выставка состоит из четырех разделов, каждый из которых рассказывает о том, как наша страна стремится к качеству в различных сферах жизни общества.

В разделе «Время первых» рассказывается о роли качества в жизни государства, ведь слоган «Сделано в Беларуси» — лучшая реклама наших товаров.

Раздел «Общество: инвестиции в будущее» рассказывает о том, как Беларусь заботится о качестве жизни своих граждан, инвестируя в образование, культуру, науку и медицину. Здесь представлена информация, демонстрирующая успехи и инновации в этих сферах.

Бренды национальной экономики Беларуси без преувеличения известны во всем мире. Качество и инновации — визитная карточка наших предприятий. Ведь специалисты высочайшего уровня не перестают удивлять мир своими разработками. Именно в Беларуси выпустили самый большой в мире карьерный самосвал «БелАЗ 75710», передовой сельскохозяйственный комбайн «Полесье GS12», созданный еще нашими дедами один из самых популярных и продаваемых тракторов «Беларус-82.1». Строительство БелАЭС стало стимулом развития электоротранспорта: много стран может похвастаться 220-тонными «троллейбусами» – самосвалами дизель троллейвозного типа? Об инновационных разработках наших предприятий, о том, как Беларусь создает и развивает свои бренды в различных отраслях экономики, обеспечивая их высокое качество и конкурентоспособность на мировом рынке, можно узнать в разделе выставки «Бренды, рожденные историей».

«Отдыхать дома — модно!» — в этом разделе выставки можно узнать о том, как Беларусь развивает свой туризм, предлагая разнообразные и качественные услуги для отдыха и путешествий по стране. Здесь представлена литература, рассказывающая о привлекательности и уникальности белорусских туристических маршрутов. Особое внимание уделено культурной столице Беларуси в 2024 г. — г. Белыничи. Эта часть выставки подчеркивает роль республиканской акции «Культурная столица» в сохранении и продвижении культурного наследия страны.

Выставку дополнили оригинальные интерактивные айстопперы «Знай наших!» и «Знай наше!»: на скрепленных брадсами карточках в форме контура границ Беларуси, представлены различные достижения нашей страны. Брадсы — это кнопки с плоской гибкой раздвоенной ножкой из мягкого металла. Благодаря им, скрепленные детали можно крутить или поворачивать. Таким образом, айстоппер не только привлекает внимание, но и становится очень содержательным. Необычной чертой книжной выставки стал айстоппер «Туристический сезон 2024», представляющий собой своеобразный мини-календарь со сменой времен года. Для придания интерактивности данному айстопперу также использовались брадсы.

Выставка экспонируется в течение года, пополняясь новыми изданиями. Наша книжная выставка — это не отдельный элемент. Она не только пользуется популярностью у читателей, но и активно используется при проведении мероприятий, посвященных Году качества.

Так, при проведении мероприятия «Калейдоскоп брендов “Качество — залог успеха”» участники сперва знакомятся с выставкой «Год со знаком качества», на которой узнают больше о белорусской продукции, достопримечательностях и прославивших страну людях. Далее все желающие принимают участие в играх «Угадай бренд» и «Найди белорусский товар», которые помогают расширить знания о продукции белорусских предприятий.

Библиотекой проводится информационная кампания, направленная на информирование о Годе качества людей всех возрастов.

На разработанном для учащихся младших классов мероприятии «Калейдоскоп достижений “5 граней качества”» ребятам рассказывают, что такое качество и что: с 2024 г. у белорусских товаров появился особенный знак — государственный знак качества, которым отмечают достойную продукцию. Акцентируется внимание на том, что качество — это не только то, как хорошо сделана игрушка или насколько вкусно приготовлен обед, но и отношение людей друг к другу и к себе. Что именно желание учиться и прилежно трудиться на благо своей родины поможет нашему обществу расти и процветать.

Для учащихся старших классов, средних специальных и высших учебных заведений подготовлено «Информ-досье “2024-Год качества”. Мероприятие посвящено развитию культуры качества в обществе и повышению конкурентоспособности отечественной продукции. Учащиеся знакомятся с выставкой «Год со знаком качества», узнают о целях и задачах Года качества, обсуждают лучшие примеры качественной продукции и услуг в Беларуси. В завершении мероприятия участникам предлагают поучаствовать в играх «Бренды Беларуси» «Человек качества».

Для представителей трудовых коллективов организаций и предприятий проходят информационные часы «Год качества» залог успеха социально-экономического развития». Основная тема мероприятий — подписанный главой государства Указ от 27 ноября 2023 года № 375 «Об объявлении 2024 года Годом качества». Мероприятия проходят в формате диалога. Участники обмениваются своими мыслями и опытом по повышению качества в различных сферах деятельности. Обсуждают, что такое качество и как его измерять, какие стандарты и требования существуют в разных отраслях, какие преимущества и выгоды приносит качество для потребителей, производителей и общества в целом. По итогам проведения мероприятий участники выражают надежду, что Год качества станет стимулом для новых идей, проектов и инициатив, направленных на повышение конкурентоспособности и престижа белорусского производства и услуг на мировом рынке.

Год качества — уникальная возможность показать всему миру, что белорусские бренды — это качество, которое знают и ценят! Белорусские бренды — это не только высококачественная продукция предприятий, но и неповторимые достопримечательности городов и деревень, уникальные традиции и обряды, вдохновляющая литература, вкуснейшие блюда и многое другое. Белорусские товары — это не просто слова, это результат труда, инноваций и креативности местных производителей, гордость и символ страны. Они отражают ее дух, идентичность и ценности. Это то, что объединяет и вдохновляет белорусов, а также привлекает и удивляет иностранцев.

В Год качества Центральная городская библиотека им. К. Маркса г. Могилева пригласила всех желающих поучаствовать в популяризации и поддержке белорусских товаров, а также выразить любовь и уважение к своей стране. Для этого библиотека запустила марафон белорусских брендов «Знай наших!». Для участия необходимо сфотографироваться со своим любимым белорусским брендом (например, «Фото со сгущенкой», «Фото с любимой косметикой», «Фото с самосвалом БелАЗ», «Фото с Мирским замком», «Фото с книгой любимого белорусского автора», «Фото с современным белорусским писателем» и др.); рассказать, почему выбран именно этот бренд. Заполнить заявку и отправить на электронную почту библиотеки. Работы участников опубликованы на сайте городского информационно-идеологического Центра г. Могилева (https://goridcentr.csgpb.by/znaj-nashih/).

Не упускает библиотека и внутреннюю работу. В Год качества семинары, тренинги и курсы повышения квалификации для своих сотрудников вышли на международный уровень: молодые сотрудники приняли участие в очном этапе проекта «Образовательная коллаборация библиотек Содружества» в рамках программы «Новое поколение», который состоялся в Москве и Казани (Россия) с 16 по 25 мая 2024 г. По итогам заочного обучения в период с 15 по 26 апреля 2024 г. по двум программам повышения квалификации «Коммуникации в блогах и социальных сетях: стратегия и тактика» и «Коммуникационный менеджмент: психология управления» библиотекари успешно сдали тесты и получили возможность посетить очную часть программы. В 2024 г. «Образовательная коллаборация» объединила 50 молодых специалистов из Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, представляющих более 40 национальных, республиканских, региональных, сельских и ведомственных библиотек.

В июле 2024 г. в рамках международного сотрудничества совместно с Муниципальным бюджетным учреждением культуры «Централизованная библиотечная система Златоустовского городского округа» (г. Златоуст, Россия) был организован телемост дружбы «Могилев-Златоуст: приятно познакомиться». На онлайн-встрече участники рассказали о деятельности учреждений культуры, поделились профессиональным опытом, обсудили лучшие практики в библиотечной сфере. Центральная городская библиотека им. К. Маркса г. Могилева презентовала для российских коллег информацию о белорусских предприятиях, известных своей продукцией не только в Беларуси, но и за рубежом, а также рассказала о проводимом в учреждении марафоне белорусских брендов «Знай наших!». Важным событием встречи стало подписание Договора о сотрудничестве между библиотеками г. Златоуста и Могилева и рассмотрение вопросов дальнейшего сотрудничества. Сотрудникам библиотечной системы г. Златоуста настолько понравилась идея марафона белорусских брендов, что российские коллеги предложили в ответ поучаствовать в марафоне российских символов «Визитная карточка страны» с целью знакомства жителей Республики Беларусь с достижениями, культурным достоянием и достопримечательностями Российской Федерации.

Использование спектра возможностей библиотеки с целью проведения эффективной информационной работы в рамках Года качества позволяет охватить самые разные сферы деятельности и применять для этого разнообразные формы, включая инновационные методы и технологии. Роль библиотеки как информационного института в этом процессе является незаменимой, так как она предоставляет уникальные возможности для доступа к информации и знаниям, способствуя повышению уровня информированности и образования всего белорусского общества.