Галаков, А. Летопись о первенце автомобильной индустрии БССР / Александр Галаков // Четверг. — 2025. — 20 февраля. — С. 4—5.
В советский период за годы довоенных пятилеток в течение 1929-1940 годов была осуществлена сталинская индустриализация. Введены в действие 9 тысяч крупных промышленных предприятий, оснащенных передовой техникой. Валовая продукция выросла в 6,5 раза, в том числе средств производства -в 10 раз. В 1937 году свыше 80 процентов продукции дали новые предприятия. По объему промышленной продукции СССР вышел на первое место в Европе и второе в мире. Одним из первенцев автомобильной индустриализации Белоруссии стал бывший Могилевский авторемонтный завод, а ныне филиал ОАО «БЕЛАЗ» в Могилеве — «Могилевский автомобильный завод им С.М. Кирова».
НАЧАЛО ПУТИ
Строительство завода началось с хутора Холмы, в семи километрах от Могилева, в августе 1932 года. Завод возводился как самое крупное предприятие не только в СССР, но и в Европе. Строители предприятия не могли воспользоваться зарубежным опытом, так как подобных по масштабу авторемонтных предприятий за рубежом не было.
Стройка проходила в тяжелых условиях. Не было экскаваторов, бульдозеров, самосвалов и других нужных машин. Все земляные работы выполнялись вручную. Не хватало стройматериалов, обуви, продуктов питания. Но высокий трудовой энтузиазм привел к желанной цели, и 90 лет назад — 9 июля 1935 года — состоялся торжественный пуск завода, которому было присвоено имя Сергея Мироновича Кирова. Первым директором стал Андрей Васильевич Полупанов — герой Гражданской войны, командир легендарного бронепоезда «Свобода или смерть», прославившийся своими боевыми подвигами. В тот период на предприятии работало около 2 тысяч человек. Дореволюционный же Могилев насчитывал свыше 200 мелких предприятий с общей численностью около 750 человек.
Коллектив молодого предприятия освоил капитальный ремонт автомобилей всех отечественных марок, которых в1932 году в СССР было выпущено уже около 24 тысяч. Было также налажено производство деталей автомобилей, в том числе и сложных узлов шатунно-кривошипной группы двигателя. Уже в 1938 году завод капитально ремонтировал в месяц около 300 автомашин и более 170 автомобильных моторов.
В 1940 году для усиления обороноспособности страны по решению Совнаркома СССР на базе авторемонтного началось строительство крупного авиационного мотостроительного завода. В июне 1941 года на авиастройке работало около 8 тысяч человек. Продолжились монтаж корпусных металлоконструкций, установка оборудования, велись другие работы. Планировалось создать всю инфраструктуру до 1 августа 1941 года.
ЭВАКУАЦИЯ И ВОЙНА
Но началась Великая Отечественная война. 24 июня Могилев подвергся воздушному налету. Началась немедленная эвакуация завода на восток. Выгрузку оборудования авиазавода проводили круглосуточно: и днем, и ночью, используя ручные лебедки. Всего с заводским оборудованием ушло около 800 «кировцев». С завода удалось вывезти все станки, подъемно-транспортное оборудование, испытательные стенды, технологическую оснастку и целый перечень других материальных ценностей. Мой двоюродный дядя по отцу участник Могилевского подполья Захар Андреевич Кротов (1904-1978 гг.) приказом директора авиазавода как начальника отдела снабжения был оставлен на брони и производил отгрузку всех материальных ценностей вглубь страны. Он рассказал, что 3 июля, через 15 минут после отправки им с завода последнего вагона с цветным металлом авторемонтный был захвачен немецкими разведчиками.
В годы Великой Отечественной войны авторемзаводцы внесли значительный вклад в дело победы над фашистской Германией. Эвакуированный на заволжскую станцию Безымянка под Куйбышев, завод обеспечивал выпуск необходимых фронту авиационных моторов для знаменитых штурмовиков Ил-2.
В 1941 году из рабочих-кировцев был сформирован батальон народных ополченцев, который с 3 по 27 июля участвовал в героической обороне Могилева.
С первых дней фашистской оккупации Могилева на заводе имени Кирова начали работать две подпольные патриотические группы — Василия Игнатьевича Батуро и Николая Иосифовича Харкевича. Они несли слово правды о положении на фронтах, собирали и отправляли партизанам оружие, боеприпасы, данные о дислокации вражеских войсковых частей и огневых точек, осуществляли на заводе, где немцы организовали ремонт автомобильной техники, привозимой с фронта, диверсии.
Многие авторемзаводцы участвовали в разгроме фашистской Германии на фронтах Великой Отечественной войны.
ГОДЫ СОЗИДАТЕЛЬНОГО ТРУДА
После окончания войны восстановленный из руин завод, переименованный в локомобильный, выпускал необходимые в тот период локомобили 25 и 75 лошадиных сил, а с 1953 года перешел на выпуск стационарных паросиловых установок мощностью 100 л. с.
В 1956 году в связи с бурным промышленным развитием в СССР в короткий срок завод освоил новую продукцию — мостовые электрические краны грузоподъемностью 5 т и автомаслозаправщики. Выпуск этой продукции производился до 1970 года. Предприятие получило статус завода подъемно-транспортного оборудования.
Так как в начале 60-х годов я работал в крановом цехе этого предприятия мастером участка по производству экспортных кранов, по решению руководства завода мне приходилось выезжать, в командировки по рекламации в Одессу на завод «Автогенмаш» (ракетного назначения), в Полтаву на строящийся молокозавод, на Харьковский тракторный и на Куйбышевский завод дорожного машиностроения. В основном заказчиками кранов были допущены нарушения при сборке и монтаже кранов, что приводило к их заклиниванию при движении на подкрановых путях.
В нашей стране крановая продукция завода считалась одной из лучших. С 1956 по 1970 годы заказчиками в СССР и за его пределами было поставлено около 10 тысяч кранов 60 модификаций и свыше 500 крановых тележек механизированного типа на комплектацию.
Краны выпускались в экспортном рядовом и тропическом исполнении. Только в 1961 году на экспорт в Монголию, Индию, Ирак, Венгрию, Чехословакию и Афганистан было поставлено 29 кранов.
За 1960-1971 годы завод изготовил более двух тысяч автомаслозаправщиков — сначала МЗ-66, а в последний год — МоАЗ-724. Главным потребителем этой машины была армия, а частично она шла в народное хозяйство и поставлялась в зарубежные страны.
С 1958 года по решению правительства завод впервые в Советском Союзе стал осваивать производство автомобильных тягачей мощностью 180 л. а и самоходных скреперов на базе этого тягача.
Одной из ярких страниц в истории предприятия стал разработанный конструкторами скрепер МоАЗ-546П-Д357П, который на международной выставке «Агро-машэкспорт-73» в Будапеште был удостоен золотой медали. Впервые в Советском Союзе в Могилеве была разработана техдокументация, а в 1971 году налажен серийный выпуск самосвальных автопоездов 6401-9585 для подземных работ. За разработку и освоение производства этих машин группе работников завода в 1972 году присуждена Государственная премия БССР в области науки и техники.
За советский период на предприятии разработано и создано целое семейство мощных колесных машин разных модификаций, отличающихся высокой степенью унификации, Это одноосные тягачи МоАЗ-546П и МоАЗ-6442, самоходные скреперы МоАЗ-54бП-Д357П и МоАЗ-6014, самосвальные автопоезда МоАЗ-6401-9585 и МоАЗ 7405-9586 г/п 22 т, автосамосвалы МоАЗ-522А и МоАЗ-75051 г/п 23 т, двухосный тягач МоАЗ-542 мощностью 240 л. с. с погрузчиком, бульдозером и снегоочистителем, автобетоносмеситель СМБ-049 и др. Коллектив предприятия также изготовил несколько единиц мощных специальных автотягачей МоАЗ-7915 для транспортировки на взлетную полосу военных самолетов ракетоносцев.
Значительный удельный вес в объемах производства составляли запасные части для основных изделий, а также большой объем товаров народного потребления.
Завод относился к крупносерийному типу производства автотягачей и самоходных скреперов, которые выпускались с государственным Знаком качества.
В 1975 году на предприятии введен в эксплуатацию сталелитейный цех, позволивший начать выпуск определенной номенклатуры стального литья для завода и других предприятий автомобильной промышленности.
Диапазон использования машин с маркой МоАЗ в народном хозяйстве страны был очень велик. Автоскреперы и самоходные автопоезда работали на важных стройках пятилеток — на строительстве Байкало-Амурской магистрали, Камского автомобильного комплекса, Ленинградской водозащитной дамбы, завода Атоммаш, Каховской Главукрводстроя и Каршинской Главузбекводстроя оросительных систем и т.д.
Самосвальные автопоезда применялись в шахтах Джезказганского горно-металлургического комбината (Казахской ССР), Тырнаузского горно-обогатительного комбината (Каракалпакской АССР) и на других объектах.
Продукция Могилевского автомобильного пользовалась большим спросом не только в СССР, но и за ее пределами. Она экспортировалась более чем в 20 стран мира.
Автоскреперы Могилевских автомобилестроителей работали в странах — членах Совета экономической взаимопомощи, Азии и Центральной Америки. Так, например, на Кубе белорусские автоскреперы использовались на строительстве дорог, крупнейших водоемов и рисовых полей;
в польском Кракове — на прокладке дорог и сооружении мостов; в Болгарии на строительстве ирригационных сооружений; в Афганистане — на строительстве дорог, в Ираке — на сооружении оросительной системы «Тартар» (озеро с пресной водой); в Венгрии — на строительстве гражданских аэродромов и т.д.
В советский период МоАЗ представлял собой современное предприятие с высококвалифицированными кадрами рабочих и инженерно-технических работников, высоким уровнем технической оснащенности. На заводе ежегодно для каждого цеха разрабатывался и претворялся в жизнь комплекс организационно-технических мероприятий, охватывающих все стороны деятельности подразделений с увязкой на научной основе всех факторов, влияющих на производительность труда, включая социальные аспекты.
По итогам Всесоюзного соцсоревнования Минавтопрома, а затем объединения «БелавтоМАЗ» коллектив неоднократно занимал призовые места. На заводе выросли сотни передовиков, новаторов, талантливых организаторов и руководителей производства.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. № 129 УРП «МоАЗ им. С.М. Кирова» преобразован в филиал ОАО «БелАЗ» в Могилеве — «Могилевский автомобильный завод им. С.М. Кирова». Около пяти лет коллектив филиала возглавляет целеустремленный и прогрессивный руководитель Александр Александрович Монич.
ДОСТОЙНЫЕ ИЗ ДОСТОЙНЫХ
Кадровая политика неизменно считалась одной из важнейших составляющих экономики предприятия. Лозунг «Кадры решают все» всегда был важным и актуальным. Руководство предприятия четко усвоило, что экономическая эффективность всего коллектива напрямую зависит от личной надежности руководителя каждого структурного подразделения. Как следствие, весомый вклад в развитие экономики предприятия в свое время внесли руководители заводских служб разного уровня: Н.К. Валюта (бывший директор завода), Е.Н. Блинов, М.И. Блажевич, М.С. Бедункевич, В.В. Богачев, Н.В. Булин, Н.Ф. Борисов, В.З. Будняцкий, Э.Ф. Васильев, Л.Б. Вайсман, И.П. Глухов, Л.П. Голяс, В.С. Десятник, П.Ф. Ефимов, М.Л. Жилко (бывший директор завода), И.И. Козлов, Б.М. Кацман, А.И. Каранкевич, А.К. Контусь (бывший директор завода), Е.А. Лемтюгов, Г.М. Миронов, И.И. Пронин, Ф.Н. Райков, Г.И. Родин, Л.И. Ревяко, В.С. Рукшин, И.П. Строгин, Н.А. Сидоров, Б.И. Смирнов, М.Н. Третьяков, А.И. Тамкович, Д.М. Федо-сенко, А. М. Ходько, М.И. Шкирков и многие другие достойные руководители. Честь им и слава!
Из перечисленной славной плеяды руководителей Николай Конович Валюта, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, родившийся в Запорожской области и окончивший Запорожский автомобильный институт, более 19 лет успешно возглавлял коллектив Могилевских автомобилестроителей. Его незаурядными сподвижниками в области осуществления технической политики на заводе были главный конструктор, участник Великой Отечественной войны, кандидат технических наук Николай Андреевич Сидоров и главный инженер завода Геннадий Михайлович Миронов, окончивший Харьковский политехнический институт.
Человек редкой судьбы, уроженец Вологодской области, участник Великой Отечественной войны Иван Иванович Козлов, получивший среднее техническое образование в Ленинграде и заочно окончивший Белорусский политехнический институт, успешно прошел жизненный путь от поммастера, мастера, старшего мастера, начальника цеха и парторга МоАЗа до секретаря городского комитета партии в Могилеве.
РАСПАД СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Распад страны внес хаос в экономику бывшего мощного государства. Экономическая обстановка на предприятии автомобилестроителей коренным образом изменилась. Если в декабре 1991- года самоходные скреперы и самосвалы шли нарасхват, и их было выпущено и продано за этот год более двух тысяч, то с 1 января 1992 года завод начал работать только на склад. Со стороны многочисленных покупателей в связи с отсутствием денежных средств упал в полном объеме спрос на народнохозяйственную продукцию. Цены на комплектующие для техники МоАЗа увеличились во множество раз. Резко возросли расходы На металлы и энергоносители. В сложившейся экстренной экономической ситуации завод не мог работать в убыток, поэтому пришлось повысить отпускные цены на автосамосвалы и на самоходные скреперы. Из-за повсеместной остановки в стране строительства крупных объектов круг покупателей машин завода окончательно распался, так как таких средств у потребителей продукции не было. С большим трудом техника продавалась ниже себестоимости только по системе лизинга с рассрочкой платежа.
Принятые меры по стабилизации экономики завода не в полной мере увенчались успехом по причине разрыва производственных связей, отсутствия денежных средств у покупателей.
БУДНИ ФИЛИАЛА
Филиал ОАО «БЕЛАЗ» в г. Могилеве — Могилевский автозавод — производитель подземной и специальной техники, направленной на освоение новой конкурентоспособной продукции. Конструкторской службой предприятия разработаны и созданы погрузочно-транспортные и погрузочно-доставочные машины (ПДМ) различных модификаций для использования в шахтах.
Так, в течение нескольких лет погрузочно-транспортные машины МоАЗ-75851 грузоподъемностью 50 т работают в горно-металлургической компании «Норильский никель» на руднике Кайерканский г. Норильска Красноярского края, а МоАЗ-75830 г/ п 30 т используются в Гайском горно-обогатительном комбинате Оренбургской области Российской Федерации. Выпуск разработанной техники обеспечивается по серийному типу производства. Гарантийное и постгарантийное техническое обслуживание работающих машин производится специалистами филиала.
В текущем году в филиале предусмотрена разработка конструкторской документации для создания опытных образцов самосвала-землевоза г/п 30 т и ПДМ МоАЗ-4065 г/п 14 т. Намечается также разработка компоновки погрузочно-доставочной машины МоАЗ-4056 г/ п 10 т и изготовление ПДМ МоАЗ-4057 г/п 10 т с электродвигателями и питанием от сменных аккумуляторных батарей.
Кроме того, на заводе производится выпуск около двадцати тысяч колесных пар и осей для Могилевского вагоностроительного завода и отдельных предприятий Российской Федерации и Узбекистана.
В филиале, ведется постоянная работа по совершенствованию уровня управления предприятием и повышению производительности труда.
ЭПИЛОГ
Историческая поступь завода-первенца, насчитывающая девять десятилетий, с годами будет приобретать все большую значимость. Его развитие стало наглядной иллюстрацией почти ко всем событиям XX века. Это годы, наполненные героикой труда, борьбы с фашизмом, пафосом новой жизни. В советский период коллектив автозаводцев считался одним из передовых отрядов рабочего класса Могилевщины. Самоотверженным и вдохновенным трудом он достигал очередных побед в научно-технической и экономической революции, на основе плановой экономики вносил достойный вклад в народное хозяйство своей страны.
Время неумолимо летит, но память о заводе, его тружениках никогда не померкнет.