Гришанова, Л. «Шкатулка», полная чудес / Людмила Гришанова // Магілёўскія ведамасці. — 2010. — 28 сентября. — С. 12.
Те, кто проезжает или проходит по улице Первомайской в Могилеве мимо старинного здания, построенного в начале XX столетия, где сегодня находится Могилевский областной художественный музей им. П.В.Масленикова, зачастую невольно любуются его прекрасным обликом.
Кстати, в 2014 году исполняется 100 лет со времени постройки этого здания — тогдашнего Поземельно-крестьянского банка, а 19 ноября нынешнего года — 20 лет со дня образования музея. В постсоветское время на доме были восстановлены оригинальные купола, крытые медью. Здание уподобилось затейливой шкатулке, полной чудес.
— Понятие художественный музей не означает, что его экспозиции посвящены только классической живописи, — поясняет заместитель директора музея по научной работе Светлана Строгина. — Наш музей интересует все художественное наследие Могилевщины.
— Кто не был в самом музее, даже не знает, что в его куполах размещается уникальная экспозиция «Сохраненное наследие», в которой собраны шедевры прошлого, имевшие культовое предназначение. Как возникла и воплощалась такая идея?
— Под куполами в мансарде раньше, случалось, летали птицы. Идея экспозиции «Сохраненное наследие» зародилась давно и лелеялась лет 10, пока собирались экспонаты. Мансарду с куполами требовалось утеплить, протянуть сюда водопровод, отопление, установить кондиционеры. Раритетам требуются особые условия для размещения. Но сама нестандартная конструкция как нельзя лучше подошла для экспозиции сакрального искусства. Кто бы ни посетил ее с экскурсией, все выходят очарованными.
— Когда заходишь в центральный зал, где собраны раритеты, то в первую очередь замечаешь огромную фреску на стене…
— Фреска XVIII века «Преображение Господне» из Белыничского костела кармелитов, где находилась чудотворная Белыничская икона Божией Матери — наш главный экспонат. Написана она монахом Иосифом с двумя помощниками Прозором и Шульцом. В Польше в архивах нашли сведения о том, что сумма злотых, заплаченных за нее, в 100 раз превышала заработок рабочих. Фреска — образец барочной живописи. Можно сказать, что в Могилеве существовала монументальная школа живописи XVIII века. По фреске можно даже изучать одежду монахов-кармелитов. История ее спасения тоже уникальна. Когда в 1978 г. было принято решение взорвать храм, то группа реставраторов, возглавляемых Федором Сорока, из Минских реставрационных мастерских до уничтожения успела спасти для потомков фрески с лестничной клетки костела. Специалисты отбивали куски штукатурки с фрагментами фрески. Все тщательно пронумеровывали и упаковывали. Благодаря реставраторам эта аутентичная фреска сохранена, восстановлена и заняла достойное место в экспозиции.
— Наш земляк, мстиславчанин Юрий Малиновский, участвовавший в ее снятии со стен храма, рассказывал, что тогда была срезана со стен штукатурка не только с этой фреской…
— Также сохранена и ждет своего часа восстановления композиция «Несение креста» с чередой монахов, несущих кресты. Если такое внимание уделялось росписи лестничной клетки, которая служила важным входом-выходом,-где монахи проходили по три раза в день, то какие фрески находились в центре храма? Спасена и фреска «Сон Иакова». Юрий Малиновский сделал макет в масштабе 1:10 лестничной клетки костела кармелитов. Фотофиксация тогдашнего состояния храма, обмер, план — одним словом, существует научная документация того, что было взорвано. Думаю, что с каждым годом к аутентичным фрескам и ко всем экспонатам экспозиции «Сохраненное наследие» интерес будет только возрастать.
— Светлана Викентьевна, рядом с аутентичной фреской находится список Белыничской иконы Божией Матери. Слышала, что сбором средств на ее приобретение занимался совет попечителей музея, в который входили представители областной вертикали, руководители предприятий и организаций…
— В свое время совет попечителей помог музею с изданием художественного альбома, найдя спонсора, в пополнении экспозиции.
Белыничская икона Божией Матери в восточных землях Беларуси столь же почитаема, как и Жировичский образ Богородицы в западных. Когда в XVIII столетии в местечке Ляховичи рассматривалось дело о чудотворности иконы, то было представлено около 40 списков. У нас в музее находится список XVIII века. В экспозиции выставлена подокладница, т.е. полотно, на котором написана Божия Матерь с Богомладенцем. В фондах находится под заклейкой оклад иконы, изготовленный мастерами белорусской школы. Дерево, левкас, позолота — очень тонкая работа. Оклад нуждается в реставрации. Уникальность этого списка в том, что обычно на подокладнице выписывался лик и кисти рук, а на этом написано все — и скипетр, и держава, и даже короны.
— Скажите, а в музее происходили чудеса от списка чудотворной иконы?
— Не чудо ли вообще то, что в нашем музее открыли эту экспозицию, в которой представлены религиозные конфессии, характерные для истории Могилевщины. И даже то, что въехали в это здание. У каждого экспоната (всего в фондах собрано около 200 раритетов) своя история. Например, чудом уцелела уникальная икона XIX века «Александр Невский и преподобная Марианна с вознесением Христа». В одном могилевском доме случился пожар, после которого хозяин принес в музей темную доску со словами, дескать, знает о том, что иконы нельзя выбрасывать, а эта никуда негодна.
Когда реставратор расчистил образ, то на доске предстал образец традиционной русской иконописи с влиянием западного искусства.
В 2009 г. во время фестиваля духовной музыки, посвященного святителю Георгию Конисскому, пришел в музей послушать концерт епископ Могилевсние православного священника. Владыка Софроний передал праздничный сакос архиепископа.
— Светлана Викентьевна, по какому принципу сформирована экспозиция «Сохраненное наследие» и почему большинство раритетов находится в запасниках?
— В зале иконописи XVIII — XX веков собраны иконы — от образцов народного примитивного искусства до живописных образов, выполненных профессиональными мастерами, имеются и старообрядческие иконы. Последние писались по канонам дониконовской реформы, как в Древней Руси — с такой же технологией, иконописным сюжетом. Например, «Успение Богородицы», «Рождество Богородицы» XIX столетия. В экспозиции особое место занимают резные фрагменты иконостаса Свято-Никольского монастыря (уникальную школу могилевской резьбы в XVII веке возглавлял выходец из Шклова Клим Михайлов), деревянные скульптуры из костела — Христос в терновом венце, Мария Магдалина… В отдельном зале собраны старопечатные книги, церковная утварь, коллекция изразцов с геральдическим и растительным орнаментом, курительных трубок, детских свистулек, аптечной посуды. Предметы коллекции найдены на улице Ленинской. Каждый экспонат по-своему уникален.
Вот книга «Небо новое», отпечатанная в 1699 г. в Могилевской типографии Максима и Василия Ващанко.
Как прекрасен шитый бисером оклад иконы «Знамение». Мы даже храним в коробочке пыль, собранную при чистке каждой бисеринки.
Конечно, в экспозиции выставлены не все раритеты. Например, каждой иконе для демонстрации необходима витрина как киот, оборудованная сигнализацией. Но в хранилище экспонаты находятся на специальных стеллажах с прокладками. Многие раритеты требуют реставрации.
– Каждому, кто интересуется историей родной земли, чтобы почувствовать значимость и сакральность «Сохраненного наследия», следует лично ознакомиться с экспозицией. Как ни тривиально звучит, но лучше один раз увидеть…