«Шкатулка», полная чудес

Гришанова, Л. «Шкатулка», полная чудес / Людмила Гришанова // Магілёўскія ведамасці. — 2010. — 28 сентября. — С. 12. 

Те, кто проезжает или проходит по улице Первомайской в Могилеве мимо старинного здания, построенного в начале XX столетия, где сегодня находится Могилевский областной ху­дожественный музей им. П.В.Масленикова, зачастую неволь­но любуются его прекрасным обликом.

Кстати, в 2014 году исполняется 100 лет со времени пост­ройки этого здания — тогдашнего Поземельно-крестьянского банка, а 19 ноября нынешнего года — 20 лет со дня образова­ния музея. В постсоветское время на доме были восстановле­ны оригинальные купола, крытые медью. Здание уподобилось затейливой шкатулке, полной чудес.

—    Понятие художественный музей не означает, что его экспозиции по­священы только классической живописи, — поясняет заместитель директора музея по научной работе Светлана Строгина. — Наш музей интересует все художественное наследие Могилевщины.

—   Кто не был в самом музее, даже не знает, что в его куполах разме­щается уникальная экспозиция «Со­храненное наследие», в которой со­браны шедевры прошлого, имевшие культовое предназначение. Как воз­никла и воплощалась такая идея?

—    Под куполами в мансарде рань­ше, случалось, летали птицы. Идея эк­спозиции «Сохраненное наследие» зародилась давно и лелеялась лет 10, пока собирались экспонаты. Мансарду с куполами требовалось утеплить, протянуть сюда водопровод, отопление, установить кондиционеры. Раритетам требуются особые условия для размещения. Но сама нестандартная конст­рукция как нельзя лучше подошла для экспозиции сакрального искусства. Кто бы ни посетил ее с экскурсией, все выходят очарованными.

— Когда заходишь в центральный зал, где собраны раритеты, то в пер­вую очередь замечаешь огромную фреску на стене…

— Фреска XVIII века «Преображение Господне» из Белыничского костела кармелитов, где находилась чудотвор­ная Белыничская икона Божией Мате­ри — наш главный экспонат. Написана она монахом Иосифом с двумя помощ­никами Прозором и Шульцом. В Польше в архивах нашли сведения о том, что сумма злотых, заплаченных за нее, в 100 раз превышала заработок рабочих. Фреска — образец барочной живописи. Можно сказать, что в Моги­леве существовала монументальная школа живописи XVIII века. По фреске можно даже изучать одежду монахов-кармелитов. История ее спасения тоже уникальна. Когда в 1978 г. было принято решение взорвать храм, то группа реставраторов, возглавляемых Федо­ром Сорока, из Минских реставраци­онных мастерских до уничтожения ус­пела спасти для потомков фрески с лестничной клетки костела. Специали­сты отбивали куски штукатурки с фрагментами фрески. Все тщательно про­нумеровывали и упаковывали. Благо­даря реставраторам эта аутентичная фреска сохранена, восстановлена и заняла достойное место в экспозиции.

— Наш земляк, мстиславчанин Юрий Малиновский, участвовавший в ее снятии со стен храма, расска­зывал, что тогда была срезана со стен штукатурка не только с этой фреской…

— Также сохранена и ждет своего часа восстановления композиция «Не­сение креста» с чередой монахов, несущих кресты. Если такое внимание уде­лялось росписи лестничной клетки, ко­торая служила важным входом-выходом,-где монахи проходили по три раза в день, то какие фрески находились в центре храма? Спасена и фреска «Сон Иакова». Юрий Малиновский сделал макет в масштабе 1:10 лестничной клет­ки костела кармелитов. Фотофиксация тогдашнего состояния храма, обмер, план — одним словом, существует на­учная документация того, что было взор­вано. Думаю, что с каждым годом к аутентичным фрескам и ко всем экспо­натам экспозиции «Сохраненное насле­дие» интерес будет только возрастать.

— Светлана Викентьевна, рядом с аутентичной фреской находится список Белыничской иконы Божией Матери. Слышала, что сбором средств на ее приобретение зани­мался совет попечителей музея, в который входили представители областной вертикали, руководите­ли предприятий и организаций…

— В свое время совет попечителей помог музею с изданием художествен­ного альбома, найдя спонсора, в пополнении экспозиции.

Белыничская икона Божией Матери в восточных землях Беларуси столь же почитаема, как и Жировичский образ Богородицы в западных. Когда в XVIII столетии в местечке Ляховичи рассмат­ривалось дело о чудотворности иконы, то было представлено около 40 спис­ков. У нас в музее находится список XVIII века. В экспозиции выставлена подокладница, т.е. полотно, на котором написана Божия Матерь с Богомладенцем. В фондах находится под заклейкой оклад иконы, изготовленный мас­терами белорусской школы. Дерево, левкас, позолота — очень тонкая рабо­та. Оклад нуждается в реставрации. Уникальность этого списка в том, что обычно на подокладнице выписывался лик и кисти рук, а на этом написано все — и скипетр, и держава, и даже коро­ны.

— Скажите, а в музее происходи­ли чудеса от списка чудотворной иконы?

—  Не чудо ли вообще то, что в на­шем музее открыли эту экспозицию, в которой представлены религиозные конфессии, характерные для истории Могилевщины. И даже то, что въехали в это здание. У каждого экспоната (все­го в фондах собрано около 200 рари­тетов) своя история. Например, чудом уцелела уникальная икона XIX века «Александр Невский и преподобная Марианна с вознесением Христа». В одном могилевском доме случился пожар, после которого хозяин принес в музей темную доску со словами, дес­кать, знает о том, что иконы нельзя выбрасывать, а эта никуда негодна.

Когда реставратор расчистил образ, то на доске предстал образец тради­ционной русской иконописи с влияни­ем западного искусства.

В 2009 г. во время фестиваля духов­ной музыки, посвященного святителю Георгию Конисскому, пришел в музей послушать концерт епископ Могилевс­ние православного священника. Вла­дыка Софроний передал праздничный сакос архиепископа.

— Светлана Викентьевна, по ка­кому принципу сформирована экс­позиция «Сохраненное наследие» и почему большинство раритетов на­ходится в запасниках?

—  В зале иконописи XVIII — XX веков собраны иконы — от образцов народ­ного примитивного искусства до живо­писных образов, выполненных профес­сиональными мастерами, имеются и старообрядческие иконы. Последние писались по канонам дониконовской реформы, как в Древней Руси — с та­кой же технологией, иконописным сю­жетом. Например, «Успение Богороди­цы», «Рождество Богородицы» XIX сто­летия. В экспозиции особое место за­нимают резные фрагменты иконостаса Свято-Никольского монастыря (уни­кальную школу могилевской резьбы в XVII веке возглавлял выходец из Шклова Клим Михайлов), деревянные скуль­птуры из костела — Христос в терно­вом венце, Мария Магдалина… В отдельном зале собраны старопечатные книги, церковная утварь, коллекция изразцов с геральдическим и расти­тельным орнаментом, курительных тру­бок, детских свистулек, аптечной посу­ды. Предметы коллекции найдены на улице Ленинской. Каждый экспонат по-своему уникален.

Вот книга «Небо новое», отпечатан­ная в 1699 г. в Могилевской типогра­фии Максима и Василия Ващанко.

Как прекрасен шитый бисером ок­лад иконы «Знамение». Мы даже хра­ним в коробочке пыль, собранную при чистке каждой бисеринки.

Конечно, в экспозиции выставлены не все раритеты. Например, каждой иконе для демонстрации необходима витрина как киот, оборудованная сиг­нализацией. Но в хранилище экспона­ты находятся на специальных стелла­жах с прокладками. Многие раритеты требуют реставрации.

– Каждому, кто интересуется ис­торией родной земли, чтобы почув­ствовать значимость и сакральность «Сохраненного наследия», следует лично ознакомиться с экспозицией. Как ни тривиально звучит, но лучше один раз увидеть…