Зинькевич, Л. Теперь мы знаем, где искать «машину времени»! / Лариса Зинькевич // Могилевская правда. — 2007. — 18 мая. — С. 22.
В областном краеведческом музее, которому в этом году исполняется 140 лет, обещают, что мы сможем ощутить себя в «шкуре» первобытного человека.
Музеи показывают прошлое ради будущего. Но сколько бесценных «кусочков» прошлого мы уже потеряли! Представляете, в конце 19—начале 20 века в залах Губернского музея в Могилеве посетители могли увидеть тронное кресло Екатерины Второй — вызолоченное, обитое парчой из чистой серебряной нити. Или — сани Наполеона! Искать сани теперь надо в Москве, где они «застряли» после сельскохозяйственной выставки, проводившейся в начале прошлого века. В первые дни Великой Отечественной в огне сгорели портретная живопись Боровиковского, картины Репина, Васнецова, других мастеров, хранившиеся в тогдашнем Могилевском историческом музее. Из всей довоенной коллекции, рассказывает главный хранитель областного краеведческого музея Ольга Малашенко, сохранился лишь спекшийся от жары и огня кусок серебряных монет… В 1928-29 годах в Могилев доставили ценности из антикварного фонда СССР — золотые украшения из раскопок Помпеи, серебряную булаву Сигизмунда III, древние книги, иконы в позолоченных и серебряных окладах, крест Евфросиньи… Их положили в печально знаменитую комнату-сейф, которая бесследно сгинула в войну…
— У нас остается надежда, что рано или поздно следы той коллекции все-таки отыщутся и что-то, может быть, еще вернется, — не теряет оптимизма директор областного краеведческого музея Виктор Анненков. — А нынешний музей начинался с 1949 года. Некоторые экспонаты передавались из музеев Москвы, Санкт-Петербурга, других городов бывшего СССР. Конечно, нынешнюю коллекцию не сравнить с довоенной, но это тоже бесценно и отражает историю нашего края. Кстати, наш музей — единственный в республике имеет полный комплекс стационарных экспозиций. И музейная коллекция все время пополняется. А вот районные музеи из-за нехватки бюджетных средств в последние 15 лет, к сожалению, практически не комплектуются. Многие не имеют ни экспозиций, ни помещений под фонды, ни выставочных залов. В Шклове, ко Дню белорусской письменности, будет открыт музей, мы сделали его научный и художественный проект. Но предметов, что раскрыли бы богатую шкловскую историю, не хватает. Облисполком готов помочь финансами решить эту проблему: чтобы вещи, приобретаемые через нашу фондово-закупочную комиссию, передавались районным музеям. Но для этого надо изменить законодательную базу.
— Меня как посетителя удручают в музеях вечные таблички: «Руками не трогать!», за каждым твоим шагом следят бдительные смотрительницы… Понятно: музей — не магазин, но что, собственно, случится, если ребенок дотронется до бивня мамонта или до пушечного ядра времен войны 1812 года? Зато у него ж потом глаза горят! И он еще пацанам во дворе расскажет и приведет их в музей…
— Роль музеев сейчас меняется — они должны быть «живыми»! Конечно,самые раритеты никто трогать не даст: чтобы закрыть экспонат — есть витрина. А вот предметы быта, на которых люди познают человеческую эволюцию, наоборот, надо заставить трогать руками. Недавно я был две недели на стажировке в Академии искусств и культуры з Москве, посетил около двух десятков музеев. Знаете, что поразило? В российской столице востребованы такие, казалось бы, «скучноватые» музеи, как «дарвиновский», «тимирязевский» и другие естественнонаучные. А все потому, что там оборудованы специальные площадки, комнаты, где дети участвуют в опытах, гербарии делают, с микроскопом работают…
— Неужели и в могилев-ском краеведческом готовы дать посетителю в руки каменный топор,чтобы он почувствовал себя в «шкуре» первобытного человека?
— И не только топор, ной, допустим, кресало — пусть попробует высечь огонь или сам обработает камень и получит скребок… Для этого делаются специальные макеты, муляжи, дубликаты, с помощью которых человек может поучаствовать в реконструкции исторического процесса. И не только предметами, ной мультимедийными средствами. Практически в каждом московском музее в экспозиции стоят плоские экраны: достаточно нажать кнопку — и человек «окажется» в одной из эпох. Думаю, и наш музей станет своеобразной «машиной времени». Кстати, последние 5—7 лет мы больше всех в республике работаем на выездных занятиях — и экспонаты возим, и наглядность показываем. Правда, бываем только в детсадиках, школы из-за их загруженности учебными программами, к сожалению, пока не отозвались. Но надо искать контакты. Просто предметы в витрине за стеклом — это уже недостаточно, нужен диалог с посетителем.