Тети и дяди играют в куклы. И это нравится всем

Мацкелло, Л. Тети и дяди играют в куклы. И это нравится всем / Людмила Мацкелло // Веснiк Магiлёва. — 2007. — 18 мая. — С. 3.

Игра в куклы традиционно считается несерьезным заня­тием, достойным разве что ребенка. А зря… Кукольный те­атр, как и его «старший брат» — драматический, способен изобличать человеческие пороки, зло, а также воскрешать в душе чистые идеалы добра и справедливости, заставлять зрителя искренне смеяться. Это уже много лет подряд дока­зывает и подтверждает Могилевский областной театр кукол, которому 23 мая «стукнет» 30 лет!
Наша собеседница — «ветеран» театра, которая служит в, нем с первого дня, мастер сцены Анна ЛАЗУТИНА.

—   Как начиналась история Могилевского театра кукол?

—   Режиссер Николай Кулага, выпускник престижного Ленинг­радского государственного ин­ститута театра, музыки и кино в 1976 году вместе с художником Леонидом Быковым собрали выпускников Могилевского учи­лища культуры и стали репети­ровать с куклами на базе город­ского Дома культуры. Первый спектакль «Тигренок Петрик» был показан 23 мая 1977 года на сцене Могилевского драмтеатра.

Именно эта дата и считается днем открытия Могилевского об­ластного театра кукол. Сначала театр планировался, как выезд­ной, репертуара не было, ката­ли «Тигренка» ежедневно по го­родам и весям Могилевщины по­чти полгода. Уставали жутко. Потом появились спектакли, ко­торые ставили в зале ГДК на ста­ционаре.

—   Творческий почерк режис­сера — это почерк театра. Мо­гилевский театр кукол знавал многих режиссеров. Самые яркие страницы кем были на­писаны?

—   Самые яркие страницы, я надеюсь, еще впереди. Театр — живой организм, он живет, раз­вивается, растет. Каждый режис­сер, работавший в нашем теат­ре, внес свою лепту, у всех была своя ниша.

Режиссер Николай Кулага, к сожалению, очень рано ушел из жизни/но мы его помним как тонкого педагога и психолога. Его внутренняя энергетика, любовь к театру кукол заражали других.

В 80-х годах прошлого столе­тия в театре кукол работал Алек­сей Лелявский, который сейчас занимает должность главного режиссера Государственного те­атра кукол Республики Бела­русь. Его спектакли отличались поисками новых средств сцени­ческой выразительности.

Зрители помнят его ориги­нальные постановки «Кот в са­погах» М.Перро, «Дед и Жораў» Вольского, а «Маленький Клаус и Большой Клаус» Х.К.Андерсе­на и по сегодняшний день в ре­пертуаре нашего театра.

Свой след в истории Могилев­ского театра кукол оставил в 90-е годы талантливый режиссер ОлегЖюгжда. Его смело можно назвать режиссером-экспери­ментатором, режиссером-нова­тором. Олег Жюгжда первым в республике использовал в теат­ре теней народное искусство бе­лорусской вытинанки, одним из первых возродил батлейку, а также классические марионетки. Сейчас Жюгжда работает главным режис­сером в Гродненском театре кукол, мы поддерживаем с ним хорошие отношения.

В 2000 году у театра был период работы с приглашенным режиссе­ром, народным артистом Украины Сергеем Ефремовым. Это очень яркая и талантливая личность. Сер­гей Ефремов — настоящий куколь­ник. Его интересные постановки «Дикие лебеди» и «Сказка о добром Чертенке» пользуются неизменным успехом у зрителей. Он же пореко­мендовал нашему театру порабо­тать со своим лучшим учеником и последователем —режиссером Сергеем Брижанем из Хмельницко­го театра кукол. Надо отметить, что для актера очень полезно общение с разными режиссерами, потому что от каждого он получает новый взгляд, новый подход к роли, а так­же знакомится с новыми система­ми кукол. Это мастер-классы, кото­рые, остаются с нами на всю жизнь.

—    Последние 4 года в Могилевском театре кукол главный ре­жиссер — Вячеслав Корнев. Чем отличается его деятельность?

—     Вячеслав Корнев пополнил труппу театра молодежью, выпуск­никами Могилевского училища культуры. Он много работает как драматург, свои пьесы удачно воп­лощает в спектакли, которые пользуются успехом не только у мо­гилевского зрителя. Надо отметить, что Вячеслава Семеновича по-на­стоящему волнует будущее нашего V театра, он также не забывает о про­шлом и продолжает наши (лучшие традиции. С приходом Корнева те­атр активизировал свою фести­вальную деятельность и с его спек­таклями участвовал в международ­ных фестивалях театров кукол в Ря­зани, Белграде (Россия).

—    За 30 лет творческий дея­тельности Могилевский театр ку­кол осуществил около 100 поста­новок. Какие из них, на ваш взгляд, наиболее популярны у зрителя?

—     Все спектакли по-своему инте­ресны. Каждый режиссер, который работал над ними, вложил частич­ку своей души. И, бесспорно, у зри­телей пользуются популярностью спектакли по произведениям ми­ровой классики, которых в нашем театре много.

—     Правда ли, что кукольный актер должен владеть профес­сией лучше, чем драматичес­кий?

—     Нет, я так не считаю. Театр кукол и театр драмы — два раз­ных вида искусства. Но то, что и сегодня для нас, кукольников, ос­тается главным и незабываемым — маршаковское: «для детей надо писать (в нашем случае — играть), как и для взрослых, только немно­жечко лучше» — это правда. Хотя наши зрители — не только дети. Такие пьесы сегодняшнего репер­туара, как «Вий», «Ассоль» и «Остров пополам» в поста­новке главного режиссера Вя­чеслава Корнева и главного художника театра Галины Иг­натьевой адресованы взрос­лому зрителю.    .

—   Чем живет Могилевский театр кукол сегодня?

—    Распорядок жизни обыч­ный — премьеры, репетиции, гастроли, фестивали.

—    Как работается ветеранам сцены с молодым ак­терским составом?

—    Молодежь у нас хорошая, перспективная. Почти все мо­лодые актеры повышают свой профессиональный уровень в Белорусской государственной академии искусств. Кроме того, все очень музыкальны: поют, танцуют, многие владе­ют музыкальными инструмен­тами.

—    И все же, в каком воз­расте человек перестает иг­рать в куклы?

—   Никогда. В природе все повторяется: сначала мы иг­раем в детстве в куклы, потом наши дети и мы вместе с ними, потом внуки и так далее.

У меня, например, в детстве были тряпичные куклы, и только в 16 лет я получила настоящую фабричную куклу, с которой никак не могла наиграться. Может, потому и выб­рала профессию кукольника? Тот, кто стал кукольником по профес­сии, будет играть в куклы всегда. Вот как я (смеется).

—    Что бы вы пожелали свое­му театру в его 30-летие?

—    Творчества, процветания, но­вых интересных постановок, анш­лагов и аплодисментов, надежды. А нашу надежду (мы увязываем с молодым режиссером, учеником Алексея Лелявского — Игорем Ка­заковым. Мы верим в молодой та­лант, который всегда дает толчок к новому, к эксперименту уж мы, актеры, никогда не подкачаем.