Мацкелло, Л. Тети и дяди играют в куклы. И это нравится всем / Людмила Мацкелло // Веснiк Магiлёва. — 2007. — 18 мая. — С. 3.
Игра в куклы традиционно считается несерьезным занятием, достойным разве что ребенка. А зря… Кукольный театр, как и его «старший брат» — драматический, способен изобличать человеческие пороки, зло, а также воскрешать в душе чистые идеалы добра и справедливости, заставлять зрителя искренне смеяться. Это уже много лет подряд доказывает и подтверждает Могилевский областной театр кукол, которому 23 мая «стукнет» 30 лет!
Наша собеседница — «ветеран» театра, которая служит в, нем с первого дня, мастер сцены Анна ЛАЗУТИНА.
— Как начиналась история Могилевского театра кукол?
— Режиссер Николай Кулага, выпускник престижного Ленинградского государственного института театра, музыки и кино в 1976 году вместе с художником Леонидом Быковым собрали выпускников Могилевского училища культуры и стали репетировать с куклами на базе городского Дома культуры. Первый спектакль «Тигренок Петрик» был показан 23 мая 1977 года на сцене Могилевского драмтеатра.
Именно эта дата и считается днем открытия Могилевского областного театра кукол. Сначала театр планировался, как выездной, репертуара не было, катали «Тигренка» ежедневно по городам и весям Могилевщины почти полгода. Уставали жутко. Потом появились спектакли, которые ставили в зале ГДК на стационаре.
— Творческий почерк режиссера — это почерк театра. Могилевский театр кукол знавал многих режиссеров. Самые яркие страницы кем были написаны?
— Самые яркие страницы, я надеюсь, еще впереди. Театр — живой организм, он живет, развивается, растет. Каждый режиссер, работавший в нашем театре, внес свою лепту, у всех была своя ниша.
Режиссер Николай Кулага, к сожалению, очень рано ушел из жизни/но мы его помним как тонкого педагога и психолога. Его внутренняя энергетика, любовь к театру кукол заражали других.
В 80-х годах прошлого столетия в театре кукол работал Алексей Лелявский, который сейчас занимает должность главного режиссера Государственного театра кукол Республики Беларусь. Его спектакли отличались поисками новых средств сценической выразительности.
Зрители помнят его оригинальные постановки «Кот в сапогах» М.Перро, «Дед и Жораў» Вольского, а «Маленький Клаус и Большой Клаус» Х.К.Андерсена и по сегодняшний день в репертуаре нашего театра.
Свой след в истории Могилевского театра кукол оставил в 90-е годы талантливый режиссер ОлегЖюгжда. Его смело можно назвать режиссером-экспериментатором, режиссером-новатором. Олег Жюгжда первым в республике использовал в театре теней народное искусство белорусской вытинанки, одним из первых возродил батлейку, а также классические марионетки. Сейчас Жюгжда работает главным режиссером в Гродненском театре кукол, мы поддерживаем с ним хорошие отношения.
В 2000 году у театра был период работы с приглашенным режиссером, народным артистом Украины Сергеем Ефремовым. Это очень яркая и талантливая личность. Сергей Ефремов — настоящий кукольник. Его интересные постановки «Дикие лебеди» и «Сказка о добром Чертенке» пользуются неизменным успехом у зрителей. Он же порекомендовал нашему театру поработать со своим лучшим учеником и последователем —режиссером Сергеем Брижанем из Хмельницкого театра кукол. Надо отметить, что для актера очень полезно общение с разными режиссерами, потому что от каждого он получает новый взгляд, новый подход к роли, а также знакомится с новыми системами кукол. Это мастер-классы, которые, остаются с нами на всю жизнь.
— Последние 4 года в Могилевском театре кукол главный режиссер — Вячеслав Корнев. Чем отличается его деятельность?
— Вячеслав Корнев пополнил труппу театра молодежью, выпускниками Могилевского училища культуры. Он много работает как драматург, свои пьесы удачно воплощает в спектакли, которые пользуются успехом не только у могилевского зрителя. Надо отметить, что Вячеслава Семеновича по-настоящему волнует будущее нашего V театра, он также не забывает о прошлом и продолжает наши (лучшие традиции. С приходом Корнева театр активизировал свою фестивальную деятельность и с его спектаклями участвовал в международных фестивалях театров кукол в Рязани, Белграде (Россия).
— За 30 лет творческий деятельности Могилевский театр кукол осуществил около 100 постановок. Какие из них, на ваш взгляд, наиболее популярны у зрителя?
— Все спектакли по-своему интересны. Каждый режиссер, который работал над ними, вложил частичку своей души. И, бесспорно, у зрителей пользуются популярностью спектакли по произведениям мировой классики, которых в нашем театре много.
— Правда ли, что кукольный актер должен владеть профессией лучше, чем драматический?
— Нет, я так не считаю. Театр кукол и театр драмы — два разных вида искусства. Но то, что и сегодня для нас, кукольников, остается главным и незабываемым — маршаковское: «для детей надо писать (в нашем случае — играть), как и для взрослых, только немножечко лучше» — это правда. Хотя наши зрители — не только дети. Такие пьесы сегодняшнего репертуара, как «Вий», «Ассоль» и «Остров пополам» в постановке главного режиссера Вячеслава Корнева и главного художника театра Галины Игнатьевой адресованы взрослому зрителю. .
— Чем живет Могилевский театр кукол сегодня?
— Распорядок жизни обычный — премьеры, репетиции, гастроли, фестивали.
— Как работается ветеранам сцены с молодым актерским составом?
— Молодежь у нас хорошая, перспективная. Почти все молодые актеры повышают свой профессиональный уровень в Белорусской государственной академии искусств. Кроме того, все очень музыкальны: поют, танцуют, многие владеют музыкальными инструментами.
— И все же, в каком возрасте человек перестает играть в куклы?
— Никогда. В природе все повторяется: сначала мы играем в детстве в куклы, потом наши дети и мы вместе с ними, потом внуки и так далее.
У меня, например, в детстве были тряпичные куклы, и только в 16 лет я получила настоящую фабричную куклу, с которой никак не могла наиграться. Может, потому и выбрала профессию кукольника? Тот, кто стал кукольником по профессии, будет играть в куклы всегда. Вот как я (смеется).
— Что бы вы пожелали своему театру в его 30-летие?
— Творчества, процветания, новых интересных постановок, аншлагов и аплодисментов, надежды. А нашу надежду (мы увязываем с молодым режиссером, учеником Алексея Лелявского — Игорем Казаковым. Мы верим в молодой талант, который всегда дает толчок к новому, к эксперименту уж мы, актеры, никогда не подкачаем.