«Смотрюсь в тебя, как в зеркало»

Гришанова, Л. «Смотрюсь в тебя, как в зеркало» / Людмила Гришанова // Магілёўскія ведамасці. — 2007. — 17 мая. — С. 4.

«Соловьиные «карусели» у крестьянской колыбели

Почему «соловьиные»? Может, потому, что на закате майского дня в глубине сиреневого куста робко роняет серебристый колокольчик будущей трели пернатый певец. По времени пришла пора весенних соловьиных песен, но у каждой весны — свои капризы. Чтобы весна не заставляла себя ждать, следует ее хорошенько звать.

Нынешней весной, как и в прежние, в могилевском Музее этнографии к народному празднику Сороки приурочили подведение итогов конкурса среди школьников города «Жавороночки, прилетите, весну-красну принесите», который является гранью многосторонней научно-просветительской деятельности музея. По условиям конкурса юные друзья музея изготавливают самых разных птичек из традиционных материалов — глины, дерева, соломки, нитей, теста. Птицы, а в первую очередь подразумеваются вестники весны
— жаворонки, должны предстать в объемном виде. Плоды неуемной детской фантазии и творчества оценивает жюри. Победители получают в награду сувениры и бесплатные пригласительные билеты на все выставки и экспозиции в течение года.

В музейном зале с предметами крестьянского быта и интерьерами, иллюстрирующими то, чем жили наши предки, висит птичья карусель, изготовленная участниками конкурса. Маленькие птички на ниточках, с крылышками, унизанными тыквенными семечками вместо перышек, кажется, готовы к полету. Стоит только подуть легкому сквозняку. Но открывание окон в музее, где создаются определенные условия для сохранности экспонатов, не предусмотрено.

…Пуста колыбель в интерьере крестьянской хаты, не горит свеча на ее окне, которую наши предки зажигали для приглашения душ своих пращуров. Чтобы те невесомыми мотыльками слетались в дни поминовения «дедов» в гости к потомкам своего рода. Чтобы, как солнце ходило по кругу, так был нескончаем «Зямлі роднай кругавод». И где же его начало? С чего начинается Родина?

Рушники с «посланиями»

Древние египтяне увековечили свои послания богам на стенах пирамид. Об индейцах майя нынче напоминают их затерянные в джунглях города, в которых на камнях высечены иероглифы. Заведующая Музеем этнографии, который является филиалом Могилевского областного краеведческого музея, Светлана Рыбакова показывает традиционный белорусский рушник — льняное полотенце, геометрический орнамент на котором, оказывается, можно трактовать и как зашифрованное послание наших предков языческим богам. Каждый значок означает целое понятие. Современные специалисты считают, что ромб с точкой посередине в традиционной белорусской вышивке символизирует «начало начал» — зарождение новой жизни. Каждый посвященный понимал значение символов в орнаментах.

Цветовая гамма тканого изделия тоже «подразумевала» определенное понятие.

— Белое поле рушника — смерть или дорога, красный цвет на нем — жизнь и ее торжество, — поясняет Светлана Борисовна.

Красные узоры конца XIX — начала XX столетий до сих пор не поблекли в отличие от черных. Их секрет в том, что красные нитки для вышивки использовались привозные — французские. Черные же, как правило, красили кустарным способом — вот они и посерели с годами.

Если традиционные узоры в изделиях белорусов передавались из поколения в поколение, утратив свое первоначальное значение, то наши прабабушки, вышивая рушники, могли превращать их в послания… любимым. В экспозиции музея есть «авторский» рушник начала XX века из Климовичского уезда. На одном конце мастерица вышила слова (орфография подлинника — от ред.): «Тваи глазки галубыя / незабудачки гарять / они миня завликають / и любит тебя вилять. Рябцева Г.А.». А на другом — «Хоть трудна была работа, но вышить было охота».

«Охота» к рукоделию подвигла умелиц из Кировского уезда использовать… иглы дикой груши. На Кировщине есть деревня Любоничи, известная «любоничскими кружевами». Во времена крепостного права местная помещица «привила» способ плетения кружев с помощью коклюшек. Приспособления поз- же были утрачены, а навыки наследовались мастерицами от матери кдочери. Вместо коклюшек в дело пошли иглы дикой груши. Любоничские рушники начала XX века отличаются от прочих уникальным двухсторонним кружевом.

— Любоничские карунки, как их называют, были и на рубахах, — рассказывает Светлана Борисовна.

«Вышли мы все из народа»

О рубахах, как и о рушниках, можно рассказывать свою прекрасную «сагу». Как и о многочисленных экспонатах музейных коллекций. Нельзя обойти вниманием тот факт, что в научно-фондовой работе среди основных направлений музейной деятельности (а есть еще направления—экспозиционно-выставочное, научно-методическое и научно-исследовательское), помимо пополнений коллекций за счет организации этнографических экспедиций в разные районы области, научные сотрудники занимаются научной обработкой фонда своего музея.

Но вернемся к конкретным экспонатам, например, к народным костюмам наших предков. Уникальные народные женские наряды дошли до нашего времени благодаря традиции сохранять свадебный убор. Да-да, в чем наши прабабушки под венец шли, то как зеница ока сохранялось всю жизнь и даже после. У народных костюмов, как и у рушников, свои особенности имелись.

— Из последней экспедиции мы привезли очень интересные костюмы из Чаусского и Чериковского районов, — говорит Светлана Борисовна. — Чаусские невесты наряжались в фартук со складками, как плиссерованные. В то время складки закреплялись с помощью… горячего свежевыпе-ченного в печи хлеба. У чериковлянок же складок не было…

За столетие хлебный дух выветрился из ткани, а складки остались… А к костюму еще и бусы полагались. Их модницы из бисера или бусинок сами мастерили. Прозрачные, коралловые, синенькие нанизывались одна за другой, чтобы та девушка, что их наденет, была самой красивой и самой любимой… Откуда мы родом, если наши пращуры были такими? Если их стремление к гармонии и красоте осталось для нас, потомков, словно послания из прошлого в старых вещах, созданных их мастеровитыми руками.

— В Беларуси 91% населения родом из деревни. Каждый из нас имеет крестьянские корни, — поясняет заведующая.

Кстати, наш могилевский Музей этнографии — единственный такого рода в республике. Более того, концепция его первой экспозиции «Зямлі роднай кругавод» — показ культуры материальной через призму духовных традиций, культуры белорусских крестьян через череду годовых народных праздников.

Суть концепции в том, что народные праздники — Рождество, Коляды, Масленица и др. — имеют древние языческие корни, связанные с сельскохозяйственными традициями предков. Точки отсчета праздников — солнцестояние летнее и зимнее, равноденствие весеннее и осеннее. Для языческих традиций характерно обращение к духам умерших предков за «помощью» перед посевной и уборочной, поэтому столь почитаемы у белорусов Дзяды — Масленичные, Троицкие, Петровские, Осенние. Белорусская деревня, ее традиции, будни и праздники красочно представлены в «Зямлі роднай кругаводзе».

Ноу-хау экспозиции Музея этнографии (подобного в республике более нет) и то, что в зале среди экспонатов работают народные мастера. Елена Юрченко и Наталья Руссиян на глазах у посетителей создают изделия изо льна и соломки, глиняные поделки. Действует и ткацкий станок: на нем демонстрирует свои навыки ткачества Надежда Беляцкая. Произведения современных мастеров посетители с удовольствием приобретают в сувенирной лавке «Кудзелька».

…И молодожены
в дворянской гостиной

Деятельность Музея этнографии столь многолика, что впору о ней монографии писать. А еще лучше заглянуть сюда, чтобы все увидеть своими глазами, ощутить ауру старых вещей, ставших экспонатами, почувствовать себя «частью Вселенной» по имени Время.

С этой точки зрения интересна услуга, предоставляемая музеем, — возможность сфотографироваться на фоне его экспонатов. Самое излюбленное место, где народ любит «увековечиваться», — роскошная дворянская гостиная. В ней на фоне старинной мебели под строгими взорами дам в роскошных платьях, изображенных на портретах XIX века, позируют молодожены. Чем не связь былого с будущим?

Покои дворянского дома — часть уникальной экспозиции «Могилев губернский», в которой представлены экспонаты, хранящие память о горожанах. Купцах, мещанах, дворянах, военных, губернаторах, православных, католиках… Конечно же, в ней нашлось место революционерам-декабристам, ради сохранения памяти о которых в советское время был создан музей декабристов, перепрофилированный в 1996 году в Музей этнографии.

«Декабристское» здание было построено на месте иезуитского коллегиума, в котором в XIX столетии находилась военно-офицерская школа. В ней пребывали под стражей около полусотни участников восстания декабристов. Здесь же заседала военно-судебная комиссия, вершившая свой суд над ними. От исторического здания уцелела одна стена. Все остальное — «новодел».

Аккурат на исторической стене привлекает взоры картина могилевского художника Григория Тоболича с изображением момента допроса поручика Соловьева военно-полевым судом, который возглавлял генерал Набоков.

И если исходить из истины о том, что каждому воздается по вере его, то в экспозиции «Могилев губернский» такая возможность представляется в зале религиозных конфессий. Двусторонняя икона XIX века с копией Белыничского образа Божьей Матери и образом Архистратига Михаила (на обратной стороне доски) соседствует с макетом Иосифовского кафедрального собора, чудом уцелевшие деревянные скульптуры Святой Терезы (XVII в.), Святых апостолов Петра и Павла (первая треть XVIII в.) — с одной из икон письма русского художника Владимира Боровиковского…

А еще в экспозиции «Могилев губернский» можно заглянуть в старинные зеркала, в которых отражается сама история.