Дарит впечатления краеведческий

Пусикова, О. Дарит впечатления краеведческий / Ольга Пусикова // Веснiк Магiлёва. — 2004. — 30 июля. — С. 3.

Музей начинается с дома

Если один из главных атрибутов театра — вешалка, то для музея главное—дом. И здание, находя­щееся по адресу Советская пло­щадь,2, не такое простое, как мо­жет показаться на первый взгляд. Построенное по проекту архитек­тора Ивана Зайделя в 1790-1795 годах, оно предназначалось для врачебной управы, нижнего суда и архива и имело два этажа. В 1883 г. был надстроен еще один, третий, гармонично вписавшийся в веко­вой давности архитектурный за­мысел. Но если вы не поленитесь прогуляться вверх по широкой ле­стнице, то, покорив ее последнюю ступеньку, с удивлением обнару­жите еще и четвертый, появивший­ся несколько лет назад. Прибавьте к этому обширный подвал, и ста­нет понятно, что лучшего здания для главного музея области нельзя было найти. Здесь он и прописал­ся с 1961 года. Само же музейное дело зародилось на Могилевщине 15 ноября 1867 года, когда при гу­бернском статистическом комите­те был основан первый губернс­кий музей. К 1878 году в нем было три отдела: исторический, этног­рафический и географический. Ос­новой для их создания стала кол­лекция сельскохозяйственных и этнографических изделий, которую собрали по Могилевской губернии для антропологической выставки в Москве. В губернском музее того времени насчитывалось около 1500 экспонатов. Среди них: трон­ное кресло Екатерины II из могилевского дорожного дворца; брошенные Наполеоном во время бегства из России сани; кольчуга и украше­ния из раскопок Анелинского кур­гана в Быховском уезде; грамоты польских королей Сигизмунда III и Станислава Августа, приходно-расходные книги Могилева 1683-1706 годов, акты Могилевского ма­гистрата 1577-1756 гг.. В начале Великой Отечественной войны, во время обороны города Могилевс-кий исторический музей и его фи­лиал сгорели вместе со всеми эк­спонатами. Не осталось даже пол­ных каталогов того, что когда-то было историческим достоянием города… Исчезли в неизвестном направлении ценности, хранивши­еся в комнате-сейфе здания обко­ма партии на ул.Миронова,33, в настоящее время их поиском про­должает заниматься КГБ при со­действии Интерпола.

В 60-70-х годах прошлого века со­трудники музея собрали большую часть тех экспонатов, что сейчас находятся в нем на хранении и ко­торые теперь скрупулезно обрабатываются их последователями. В данный момент в его фондах нахо­дится более 300 тысяч предметов, из которых более 120 тысяч являются экспонатами — «вещами, которые умеют говорить», а остальные — предметами музейного значения, ха­рактеризующими свою эпоху. Не­сколько лет назад Могилевский обла­стной краеведческий музей передал под материальную ответственность все тематические коллекции сотруд­никам с тем, чтобы каждый из них занимался только несколькими сво­ими коллекциями: систематизировал и пополнял, выявлял уникальные вещи и затем представлял их на научных конференциях. Между прочим, для того, чтобы продвинуться в сис­тематизации доставшейся коллекции, на каждый ее предмет нужно со­ставить так называемый «Унифици­рованный паспорт музейного пред­мета», состоящий из 47 пунктов и способный дать ясное представле­ние о любом из экспонатов.

В последние годы музей начал ак­тивно осваивать информационные технологии, и вот уже информация о десятой части фондов существу­ет не только в бумажном, но и в элек­тронном виде.

Дарите музеям вещи!

«Казалось бы, что может быть необычного в стандартном клинке? — говорит главный хранитель фон­дов областного музея Светлана Гав-рилова. — Но все коренным обра­зом меняется, если этот клинок ког­да-то принадлежал Осману Касае-ву, комиссару партизанского отря­да. Или же если вот это охотничье ружье было не куплено в специаль­ном магазине, а получено в дар от самого Жукова…».

Основное количество экспонатов поступает в музей путем безвозмез­дной передачи: кто-то сам несет в музей «ненужные вещи», а кого-то специалисты упрашивают это сде­лать. Люди, не лишенные честолю­бия, узнав, что есть верный способ навсегда оставить о себе память в истории, засели за разбор чердаков. В том самом унифицированном паспорте существует графа «от кого предмет поступил», куда и за­носится фамилия дарителя.

Огромное внимание уделяется в музее и добыче информации о дне сегодняшнем, который уже завтра-послезавтра ста­нет историей. Со­трудники собирают и хранят подшивки областных газет, истории создания городских пред­приятий, биогра­фии выдающихся людей современ­ности. В экспозиции «Могилев гу бернский» очень много фотогра фий. Ведь когда-то все эти сним­ки были просто изображениями города, похожие имелись в каж­дом богатом доме, и никто из их владельцев не смог бы пред­положить, что через сотню лет черно-бе­лые прямоу­гольнички матовой бумаги станут бесценными в глазах историков, архитекторов, политиков, искусство­ведов и небезразличных горожан

Между прочим, оригинальная идея своего предшественника Алексан дра Дембовецкого.тайного советни­ка, губернатора Могилева в 1872 1893 гг. и почетного его гражданина с 1894, так понравилась на выстав ке главе нашей области Борису Батуре, что введенные первым пира­мидальные подпорки для деревьев можно теперь увидеть на централь­ных улицах города.

Уроки длиной в целую жизнь

Осматривая экспозиции в выс­тавочных залах краеведческого и его филиала — Музея этнографии, я на мгновение представила, каки­ми захватывающе интересными могли бы быть для тысяч могилев-ских школьников уроки истории, биологии, географии и астрономии, проводись они иногда не в школь­ных кабинетах, где школьниками уже давно пересчитаны даже тре­щины на потолке, а в новом для них месте — музее, где и бивень ма­монта, и осколок метеорита — все настоящее. Эти уроки можно было бы сделать незабываемыми.

Полезную работу проводят сами сотрудники музея, разраба­тывая многочисленные комплек­сные занятия, с которыми они ежедневно разъезжают по шко­лам и детским садам города. Те­матические пешеходные и авто­бусные экскурсии, музейные про­граммы и лекции, составленные на разном уровне сложности, позволяют детям постепенно узна­вать все новое и новое о приро­де и истории нашего Могилева.