Базис труда и социальной защиты

Тарасенко, С. Базис труда и социальной защиты : [беседа с председателем комитета по труду, занятости и социальной защите Могилевского облисполкома С. Тарасенко] / Светлана Тарасенко ; беседовал Михаил Халамов // Магілёўскія ведамасці. — 2016. — 17 мая. — С. 3.

Система социальной защиты в нашей стране органично встроена в комплекс экономических отношений и предоставляет целый ряд гарантий абсолютно всем категориям населения. О ее функционировании и действенности на региональном уровне рассказывает председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Могилевского облисполкома Светлана Тарасенко.

tarasenko-soczashchita_7

– Светлана Петровна, не так давно принят основной программный документ, определяющий перспективы развития вашей отрасли на ближайшую пятилетку – Государственная программа о социальной защите и содействии занятости населения. На решение каких задач направлены ее мероприятия?
– Вы абсолютно правильно отметили: именно дальнейшее развитие системы социальной защиты является основной целью этой Государственной программы. Что же касается задач, то я бы обозначила пять основных. Это повышение эффективности политики занятости населения; улучшение условий охраны труда; повышение эффективности мер по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов; создание безбарьерной среды жизнедеятельности; обеспечение социальной интеграции инвалидов и пожилых граждан. Другими словами, эта Государственная программа на ближайшие пять лет станет основным ориентиром в сфере социальной защиты населения и главным регулятором процессов на рынке труда.

– Как характеризуется вами положение дел на областном рынке труда?
– Как известно, один из основных индикаторов социальной защищенности человека и эффективности социальной политики – наличие работы. Что касается в целом ситуации на рынке труда области, то необходимо отметить, что она сохраняется в социально допустимых пределах. Уровень безработицы в настоящее время составляет 1,3 процента к численности экономически активного населения при прогнозе 2 процента.

Однако следует признать, что за последние полтора года региональный рынок труда существенно изменился. Так, отмечается рост числа безработных и сокращение спроса на рабочую силу.
Сегодня на учете состоит 6,3 тысячи безработных при наличии 3,9 тысячи вакансий. Коэффициент напряженности – 1,6, то есть на 100 вакансий приходится в среднем 160 безработных. Несмотря на то, что в нынешнем году мы имеем незначительную положительную динамику по росту числа вакансий (к началу года – 108,3%), этот вопрос по-прежнему актуален для всех регионов области.
Наиболее же высокий уровень безработицы и напряженности на рынке труда – в Могилеве и Бобруйске, а также Кричевском районе.
арпапДля недопущения социальной напряженности, сохранения трудовых коллективов и квалифицированных кадров под пристальным вниманием находится ситуация на отдельных предприятиях, временно работающих в режиме вынужденной неполной занятости. На особый контроль взяты вопросы предоставления различного рода поддержки работникам, в первую очередь имеющим семьи с детьми.
В качестве дополнительной материальной поддержки работников проблемных предприятий не исключена и возможность их участия в оплачиваемых общественных работах. На организацию таких работ в текущем году региону выделено более 4,5 млрд. рублей.
Что же касается малообеспеченных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации граждан, то поддержка им предоставляется в соответствии с действующим законодательством в виде государственной адресной социальной помощи. Только за I квартал текущего года такую помощь получили 13,1 тысячи граждан на общую сумму 24,3 млрд. рублей.

22221212

– Какие, на ваш взгляд, первоочередные меры должны приниматься для обеспечения стабильности на рынке труда области?
– Прежде всего необходимо создавать рабочие места на новых предприятиях и производствах. К слову, в I квартале 2016 года на Могилевщине трудоустроено на созданные рабочие места 762 человека, из них 594 человека – за счет образования новых предприятий. В общей структуре созданных мест более половины приходится на сферу торговли и услуг.

Должны, конечно, развиваться личные подсобные хозяйства и малый бизнес. Для организации собственного дела безработным гражданам из средств Фонда социальной защиты предоставляются безвозмездные субсидии, ее размер для горожан – 11 бюджетов прожиточного минимума (18,7 млн. рублей), а для сельских жителей – 15 БПМ (25,5 млн. рублей). Общая сумма годовых ассигнований на эти цели составляет порядка 6 млрд. рублей.
Требуется также своевременное и в полном объеме формирование регионального банка вакансий. Пользуясь случаем, обращаю внимание работодателей на необходимость незамедлительного, в течение одного дня, заявления возникшей вакансии в службу занятости. Именно такое решение было принято местными органами власти в целях стабилизации на рынке труда.
В этом направлении с нашей стороны, помимо информационной и разъяснительной работы, на постоянной основе продолжится мониторинг предприятий и организаций области.

– Одна из наиболее обсуждаемых сегодня тем – это пенсионное обеспечение. Несколько слов о работе этой составляющей социальной защиты.
– Нельзя не отметить, что пенсионная система в нашей области, как и в целом в республике, работает стабильно. Своевременно осуществляются назначение, перерасчеты и выплата пенсий. На выплату пенсий и пособий жителям Могилевщины в 2015 году было израсходовано 10,4 трлн. рублей.

В мае 2016 года средний размер пенсий по области составляет 2,8 млн. рублей, пенсий по возрасту – 2,9 млн. рублей.
За последние пять лет численность пенсионеров в регионе увеличилась более чем на 10 тысяч человек. В том числе за прошлый год – на 2,2 тыс. человек. Их удельный вес в общей численности населения области составляет 28,4 процента (303,5 тыс. человек к 1 067,6 тыс.).
На сто человек, занятых в экономике, теперь приходится 65 пенсионеров. В 2011 году их было 58.

– Что изменилось в пенсионной системе в последнее время?
– Как известно, начиная с 2014 года, для назначения пенсии значительно увеличен минимальный страховой стаж – с 5 до 15,5 лет в 2016 году. К 2025 же году он будет постепенно доведен до 20 лет. При этом для социально уязвимых категорий – многодетных матерей с пятью детьми, инвалидов с детства и их родителей – сохранен прежний пятилетний стаж.

Также в последнее время на пять лет повышен возраст для назначения социальной пенсии тем, у кого нет минимального страхового стажа.
Для расчета пенсии с нынешнего года берется заработок за последние 22 года работы. Указанный период будет в ближайшее время ежегодно увеличиваться на один год.
И о пенсионном возрасте. 11 апреля 2016 года принят Указ Главы государства №137 о его повышении. Общеустановленный пенсионный возраст составит для женщин – 58 лет, для мужчин – 63 года. Данное повышение будет проходить с 2017 года поэтапно.

– Один из национальных приоритетов Беларуси – поддержка семьи…
– Принятые в последние годы на уровне государства меры были направлены на укрепление статуса полной семьи; материальную поддержку семей, воспитывающих детей до 3-х лет; стимулирование рождения второго и последующих детей.

Одиннадцать видов пособий предусмотрено в республике при рождении и воспитании детей. Система поддержки многодетных семей усилена введением нового элемента – семейного капитала в размере 10 тысяч долларов при рождении, усыновлении третьего или последующих детей.
За период действия семейного капитала приняты положительные решения в отношении 1988 проживающих на Могилевщине семей. Открыты 1705 депозитных счетов на общую сумму порядка 17 млн. долларов.
Как результат принятых мер по поддержке материнства и детства – за пять последних лет в области родилось более 64 тысяч малышей. Отрадно, что в числе родившихся увеличилась доля вторых и последующих детей.
Сегодня в Беларуси решается задача поднятия стандартов жизни населения на качественно новый уровень. Для ее решения ведется поиск наиболее эффективных форм и методов социальной защиты.