«В жизни важно состояться»

Кононов, В. «В жизни важно состояться» : [беседа с белорусским скульптором В. Кононовым] / Владимир Кононов ; беседовала Елена Максимова // Веснiк Магiлёва. — 2016. — 18 мая. — С. 11.

Нынешний год — юбилейный для известного белорусского скульптора Владимира Кононова. Художник воспринимает свое 60-летие, как прекрасный повод «на любовь свое серд­це настроить» и собрать тех, кто ему дорог. Он всегда готов кормить друзей вкусными блинами с авторскими начинка­ми и может день и ночь с восторгом и упоением говорить о достижениях товарищей. Редкое качество! Даже в беседе с нашим корреспондентом этот творческий человек, автор удивительных творений из камня с разговора о себе постоян­но «съезжает» на восторги в адрес других.

– Владимир Леонидович, есть известное выражение — «все мы родом из детства». Что перекочевало из вашего дет­ства во взрослую жизнь?

— Маленького мальчика 12 лет, меня приютил большой тогда для меня город Могилев. Я сразу влю­бился в Днепр: можно сказать, жил на реке, рыбачил летом. По­том поступил в школу-интернат для одаренных детей по музыке и изобразительному искусству в Минске. Там были интересные традиции, заложенные извест­ным дирижером и композитором Григорием Романовичем Шир­мой: педагоги ездили по про­винциям и находили таланты. Как правило, самородки были в мно­годетных семьях.

Была еще одна семейная тра­диция: поступившие первокласс­ники становились «детьми» пя­тиклассников. Мы брали их под крыло, смягчали боль разлуки с родными: я и стирал, и сопли вытирал, и ножки парил, катал «паровозиком»! Педагоги тоже были для нас как родные отцы и матери. Была создана прекрас­ная творческая атмосфера для талантливых детей. По окончании у меня не было никаких сомнений: я видел себя только художником! На фотографии нашего курса фотошоп оставил из семи только четыре человека: они состоялись профессионально.

– У вас много интересных друзей. Среди них немало скульпторов. Какие ассоциа­ции возникают у вас при слове «дружба»?

– Мои друзья — это великолеп­ные ориентиры. На год старше меня учился мой товарищ, кото­рый вырос в высочайшего про­фессионала и поставил для меня недостижимо высокую планку. Это мастер литья Сергей Бонда­ренко. Его работы «Пирамидка», «Наездница», «Клоуны» здорово «играют» возле цирка в Минске. Он лучший в Беларуси художник- анималист: мастер портретов скакунов, вылепленных до каждой жилочки! Его заказчики — требова­тельные арабские шейхи, которые могут узнать своего коня даже по запаху. Его композиции насчитывают восемь вариантов: именно такое количество считается ав­торским. Все, что превышает эту цифру, называется тиражом и це­нится меньше. Получается, этот уникальный человек может сде­лать свою персональную выстав­ку сразу в восьми частях света…

– У каждого творческого че­ловека — поэта, художника, танцовщика — свои средства выразительности. Хотелось бы услышать «Гимн дружбе» в ис­полнении скульптора…

– У многих моих малых скуль­птур дружеский настрой: их мож­но подарить на память близким. Скульптура больших размеров — это коллективный труд. Участву­ют прокладчики, форматоры… Потянуть все самому физически невозможно. Скульпторы вообще долго не живут. Вот, к примеру, Володя Жбанов — автор Звездо­чета, Дамы с собачкой, Станци­онного смотрителя на вокзале — очень рано ушел из жизни… Это дирижеров относят к долгожите­лям, а жизнь скульпторов сокра­щают стрессы и пыль, плесень на камне. Сама-то плесень живет долго…

Говорят, талантам надо помогать, бездарности про­бьются сами. Всегда ли та­лантливые люди так наивны и беспомощны, как принято счи­тать?

— Володя Жбанов был автором серии рассказиков о том, как вне­дриться во власть. Он дал мне по­читать, а потом отобрал: решил, что для меня это лишнее. Он был мастером пиара: Звездочета ру­гают — это и есть популярность. Он не только придумал легенду о по­лированных пальцах, но и озвучил ее устами большого начальника. Его парковую композицию отли­чает атмосфера уличного театра: во время зрелищ на одном зоди­акальном кресле может уместить­ся около пяти человек. А кресел — двенадцать! Жбанов разрушил стереотип, что признания можно достичь только после смерти.

Володя был артистичным аван­тюристом, другом театра, легким человеком, не заморачивающим- ся на бедах и невзгодах.

В чем секрет работы с кам­нем, ее прелесть?

— Камень таит в себр огромные возможности. На моей юбилей­ной выставке были маленькие работы из камня, который ле­жал под ногами. Мне приятно из отполированных кусочков создавать цельные рукотворные вещи. Я стараюсь не разрушить замысел природы и угадать код многовековой информации древнего валуна. С камнем воз­ишься нежно и бережно, как с маленьким ребенком. Очень теплые и трепетные весенние работы: «Листик», «Ландыши» в граните — можно уместить на ла­дошке и рассматривать как «се­кретик»!

— У вас много прекрасных работ, воспевающих женскую красоту: «Ганна», «Постаць» — такой «Гимн любви и красоте».

— Это поэтический образ плавно идущей женщины из осенней се­рии. Тонкость женского видения мира неповторима. У скульпторов же тоже очень поэтический образ: снимаешь очки с респирато­ром — и стоишь густо припыленный-припорошенный…

Для меня нет ничего выше кра­соты человеческих отношений. Я счастлив: меня окружают пре­красные дамы. С раннего детства влюблялся в воспитательниц, учителей, потому что они были прекрасны. На Галке, моей буду­щей жене, меня замкнуло в деся­том классе. Такое короткое замы­кание — чистая физиология. Надо уметь вместе радоваться жизни. Невозможно творить в состоянии уныния.

— Ваш тезка Владимир Ма­яковский призывал быть как испанцы: любить, драться и волноваться! Какой самый без­умный поступок вы совершили во имя своей «Галы»?

— Я служил тогда в ракетных во­йсках в Эстонии, мы располага­лись в глубинных лесах. Ко мне приехала моя будущая жена. И меня, как отличного сержанта, выпустили на трое суток на эстон­ский хуторок. «Радушная» хозяй­ка деревенского домика закрыла дымоход, и весь угарный газ по­плыл в наши апартаменты. Нас ведь воспринимали как оккупантов…

По возвращении при­вез однополчанам ликер «Вана Таллин». Во всех войсках есть «шестер­ки», и ракетные — не ис­ключение. Кто-то инфор­мировал начальство. У меня был набор откры­ток Родена, среди ко­торых «Вечная весна». «Шестерки» доносили: у меня — «порнушка в мра­море»…

Короче, при «разборе полетов» мою любимую женщину старшина на­звал некрасивым словом.

И я вмазал ему в лицо со всего размаха… Меня разжаловали и направи­ли в другую часть. Сейчас я понимаю: можно было не защищать честь лю­бимой таким пошлым об­разом.

Бабочка — символ счастья. На юбилейном фотоколлаже запе­чатлен удивительный момент: бабочка до­верчиво примостилась на вашем предплечье. Как это было?

— «Была жара, жара плыла», в Светлогорске на пленэре было это. Я должен был осилить за 20 дней образ поэта — «Небожатко». Бабочка не покидала меня даже тогда, когда я пилил. Она уму­дрялась складывать крылышки и уворачиваться от осколков. Полетает-полетает — и снова вернется.

Значит, вы счастливый че­ловек?

— Можно сказать и так: я состо­ялся в профессии, свил семейное гнездо, дочь Анна восприняла нашу профессию и достигла уже большего, чем мы с женой вместе взятые. Нам остается только опе­кать и помогать раскрыть творче­ский потенциал.

А как выглядит Кононов «в минуту жизни трудную»?

— Спасает от уныния любовь к искусству, привитая педагогами. Они заботились не только о на­шем хлебе насущном, но и выда­вали нам абонемент-пропуск во все музеи, театры, филармонии, библиотеки.

Если я не берусь за карандаш, значит, совсем худо. Берусь — значит, жив курилка! У меня привычка делать зарисовки в блокнотах. Например, есть автопортреты «Добрый день» и «Добрый вечер»: я передаю свое внутреннее состояние. Одним словом, это мои «ля-ля-ля-ки!» Пью бесконечно чай, читаю, рисую — такой вот круг моих интересов. Мои блокноты выглядят так: с одной стороны — рисунок, с другой стороны — стихотворе­ние. Люблю поэзию Серебряно­го века: Анну Ахматову, Николая Гумилева, Игоря Северянина. Очень люблю Осипа Мандель­штама. Люблю Рыгора Барадули- на. Поэты окончательны в слове, как скульпторы в скульптуре: они тоже долго ищут, работают со словом, как с пластикой.

Какой совет сегодня дали бы тому Володе, который толь­ко ступал на творческую и жиз­ненную стезю?

— Помнить только хорошее: «мУка становится мукОй», бес­ценным опытом. Учиться тер­пению — это одно из главных качеств скульптора: если ты ускоришь процесс полировки камня и что-то в спешке про­пустишь, придется начинать заново все, а не только неотпо­лированный участок! Делать все на совесть, иначе не получишь удовольствия.. Уметь ставить перед собой четкие задачи, де­лать шаги вперед. Иначе будешь топтаться на месте. Ничего не бояться, не пугаться крутых по­воротов: то, что не убивает, делает нас сильнее. Спокойно идти в армию: там ты ощутишь подлинность жизни, поймешь ценность человеческих качеств, закалишься — и ничто не сможет уже тебя остановить. В жизни важно состояться, не сбиться и не сойти со своего пути. Не вти­рать очки самому себе, уметь сомневаться, а не доказывать: это прелесть какая!

Вы прошли путь длиной в полвека. Одна из ваших работ названа «Свидетель». Свиде­телем каких событий вы стали?

— Я был свидетелем Чернобыль­ской катастрофы. Было задание: сказать, что там все прелестно… Видел вывод войск из Афгани­стана. Наблюдал реставрацию драмтеатра, автор проекта Во­лодя Кузнецов, к сожалению, не дожил: завершала жена Наташа. Участвовал в создании мемори­ального комплекса на Буйнич- ском поле.

Одним из событий послед­него времени стало открытие «Лазні на Лупалава» на про­спекте Пушкина. И рядом — ваш «кот ученый»…

— Это не простой кот, так важно сидящий лапа за лапу. Это «ве­ликодержавный кот ученый» — в короне, похожий на личного цен­зора А.С. Пушкина Николая Вто­рого: поэзия и цензура всегда рядом. Вообще всем хочу посо­ветовать: самое главное — иметь внутреннего цензора!