Музыкант в стиле ашихара-каратэ

Коноплев, С. Музыкант в стиле ашихара-каратэ : [беседа с могилевским музыкантом С. Коноплевым] / Сергей Коноплев.; беседовала Ольга Смолякова // Магілёўскія ведамасці. — 2016. — 16 февраля. — С. 11.

При первом взгляде на могилевчанина Сергея Коноплева сразу становится ясно — человек давно и крепко дружит с музой. Дру­гой вопрос: с какой конкретно? То ли с Эвтерпой, отвечающей за музыку; то ли с Каллиопой — помимо прочего, философствующей дамой; а может, и вовсе с превозносящей любовь Эратой… Как выясняется позже, все в точку! Но комиссар Мегрэ такой психо­анализ разбил бы в пух и прах, ведь «объект» — не только музыкант, лирик, начинающий писатель (в ближайших его планах — выпустить две книги) и ценитель прекрасного, но и уважаемый далеко за пределами Беларуси мастер ашихара-каратэ. Еще одна явная промашка стороннего наблюдателя — возраст: выглядит поджарый герой материала минимум лет на пятнадцать моложе завтра исполняющихся 60-ти. Дело тут и в активных занятиях спортом, и в принципах питания. Уже довольно продолжительное время ест Сергей один раз в день, но конкретно. А еще он не курит и не пьет. В общем, переиначивая классиков, «знойный мужчина -мечта поэтессы». О том, как он им стал, да и в целом — о жизни и мировоззрении фронтмен могилевской группы «имени себя» рассказал корреспонденту «МВ». Итак…

О музыке

— До восьмого класса я был круглым отличником, обожал английский язык. Но так, ви­димо, должно было случить­ся, что именно в этот период «сорвался с крючка». Именно тогда, прогуливая уроки, я познакомился с чудаком на несколько лет старше себя, который показал мне аккорды на гитаре. У него же дома я очумел, услышав «Битлз»! Есть другой мир, другая жизнь — осознал в тот момент. И понеслось! (Где за свои 60 лет только не играл на гитаре Сер­гей Коноплев: от знаменитого вокально-инструментального ансамбля «Голубой экспресс» до любимой могилевчанами по исполнительству хитов в город­ском парке группы «Музыкі», не говоря про ряд других громких коллективов — авт.).

Вспомнить, действитель­но, есть что. И бешенную популярность, и разные экс­тремальные ситуации. В 1974 году мы принимали участие в танцевальных вечерах в ДК железнодорожников. Привок­зальные окрестности в ту пору были страшным местом, где мордобои — в порядке вещей. И вот представьте: молодые ребята-музыканты, многие из которых, благо, профессио­нально занимались боксом (в том числе и я), без задних мыслей пришли на очередное выступление. Туда же заскочил мой приятель: он, уезжая в Москву, решил попрощаться. Двинулся за сцену, как его схватили братки — и в уборную. Я доигрываю песню, кидаю ги­тару, прибегаю, а у друга уже пробита щека. Делать нечего, наша интеллигентная горстка -хоть и натренированная — стала против толпы «лбов». Делега­ция противников внушительная (думаю — все, похороны) идет на разборки к забору, вместо которого сейчас стоит паровоз. И тут вдруг милиция на мото­циклах с колясками заезжает в это злачное место и всех разгоняет. Я никогда в жизни так не радовался появлению людей в погонах! Подобных моментов в моей музыкальной биографии было немало. Но это — хорошая школа, выручав­шая впоследствии не только на подмостках.

О спорте

— С малых лет какими ви­дами спорта я только не за­нимался! Боксом, футболом, хоккеем… Кстати, о послед­нем. Сейчас якобы он у нас в стране находится в фаворе. Однако, поверьте, в Совет­ском Союзе возможностей заниматься хоккеем, даже на примитивном уличном уровне, было в разы больше. В нашем дворе, находящемся в центре Могилева, зимой заливался каток, а еще был приспособленный под эти нужды стадион «Спартак» (причем полностью, а не одна дорожка!), аналогично обрабатывался солидный уча­сток у нынешнего Белорусско-Российского университета и так далее. Как можно было в таких условиях не кататься на коньках? Мо-гилевские дети того времени ждали зиму с огромным не­терпением… Сейчас я обу­чаю ребятню ашихара-кара-тэ. Концепция тренерская -помочь найти себя. Моей на­ставнической деятельности содействует глубинное зна­ние основ (Сергей Коноплев имеет 2 высших образования: техническое и спортивное -авт.). Бойцов­ские качества воспитываются силой воли. Бе­гать от стра­хов ни в коем случае нельзя — надо загляды­вать им в лицо, постоянно ис­пытывать себя.

Как-то в октябре я решил переплыть Вислу. Польские рыбаки крутили у виска: мол, мужик совсем крэйзи, вода-то «брудная». А я им отвечаю: «По сравнению с нашим Днепром это — источник». Поплыл, а ровненько на середине реки чувствую, все, сил нет, за­мерзаю. В этот момент и на­чинается ключевая работа над собой — что-то выдумываешь, представляешь, что в теплом бассейне. Короче — все-таки доплыл. Но обратно, к своим, надо было идти по мосту. Я прикинул: ну куда в плавках по­тянусь? И сиганул опять в воду. Такой закал очень помогает и в спорте, и в жизни.

О приоритетах в здоровье

— Я не курю и не пью уже очень давно. По молодости случалось, конечно, всякое… Но однажды понял: стоп, так больше не хочу. У меня всегда была очень хорошая физиче­ская форма: играл за сборную института в футбол (были в тройке лидеров в Беларуси), бегал на лыжах и так далее. После уче­бы несколько лет работал на вин-заготовках, где специфика сле­дующая: не упо­требляешь — зна­чит, выпадаешь из производствен­ного процесса. И вот мне как-то встретился зна­комый, который знал о моих преж­них спортивных успехах и попро­сил выступить за какую-то фут­больную команду. Без проблем! Я прихожу на поле, через 20 минут игры начинаю по­нимать — сдува­юсь, не хватает дыхания. Это был для меня, чело­века с железной выносливостью, переломный мо­мент. В институт физкультуры я потом тоже по­ступил не случайно — когда есть потребность что-то поменять, надо это делать. С голодани­ем экспериментирую уже 33 года, перелопатил массу ли­тературы и вывел для себя оп­тимальную формулу: питаться один раз в день — вечером. Не мерзаю. В этот момент и на­чинается ключевая работа над собой — что-то выдумываешь, представляешь, что в теплом бассейне. Короче — все-таки доплыл. Но обратно, к своим, надо было идти по мосту. Я прикинул: ну куда в плавках по­тянусь? И сиганул опять в воду. Такой закал очень помогает и в спорте, и в жизни.

О педантичности и перфекционизме

— Аккуратность — это мой пунктик. Я педант во всем. Бу­дете смеяться: если, скажем, приобретаю новую гитару — в процессе эксплуатации она становится лучше. Это каса­ется и других вещей, к вы­бору которых я подхожу очень скрупулезно. Показательный пример: когда был маленьким, мама купила без моего ведома зимние сапожки с зайчиками. Вы думаете я их надел? Как бы не так, притопал домой босиком… С годами ничего не изменилось — очень прин­ципиален во вкусах и предпо­чтениях.

О личном

— Я счастливый человек: есть заботливый сын, любящая и любимая жена. Смысл семей­ных отношений — становиться лучше. Если существует какой-то фактор, не устраивающий любимую женщину, его надо сглаживать. Все в двусторон­нем порядке, без эгоизма. Что дальше — будет видно. Но уж скучать точно не придется!